"Индивидуальные особенности и личность".

Трушина Софья Николаевна

 

Формирование личности ребенка – особая область надежд и тревог родителей. Личность, в широком смысле этого слова, включает в себя индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_osobennosti_i_lichnost.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные особенности и личность.

Формирование личности ребенка – особая область надежд и тревог родителей. Личность, в широком смысле этого слова, включает в себя индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.

Темперамент.

Темперамент образует свойства поведения человека, обусловленные физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Эти свойства передаются генами, которые малыш может унаследовать от родственников из двух – трех предыдущих поколений.  

Основные свойства темперамента:

1. Активность – это интенсивность психической и двигательной деятельности. Активность может быть высокой, средней, низкой. В соответствии с этим людей делят на высокоактивных, умеренно активных и медлительных. 

2. Преобладающее отношение к новому проявляется в характере реакций человека при встрече с незнакомыми явлениями, ситуациями, предметами, людьми, пищей и т.д. Это отношение может быть положительным (улыбка, интерес, любопытство), отрицательным (тревога, страх, избегание), безразличным.   

3. Преобладающее настроение – повышенное, хорошее, сниженное. 

4.Эмоциональная возбудимость (чувствительность) – может быть высокой, средней и низкой. Соответственно этому людей называют возбудимыми, уравновешенными или малоэмоциональными.

5. Гибкость отражает способность человека быстро переключаться, приспосабливаться, т.е. менять цель, точку зрения, настроение, поведение и т.д. Поэтому людей можно разделить на гибких, умеренно гибких и негибких.

6. Внимательность – отражает способность сосредотачиваться на чем – либо, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Внимательность бывает высокой, средней и низкой.

Хотя темперамент с возрастом заметно меняется, многие свойства, проявившиеся у ребенка до 1 -3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

Способности.

Существуют две противоположные точки зрения на способности ребенка и возможности их развития. Согласно одной их них, любого ребенка можно научить чему угодно, согласно другой, обучаемость полностью зависит от наследственности. Истина, скорее всего, находится посередине. Наблюдая за ребенком, можно заметить – что у него получается с особой легкостью и что вызывает большие трудности. Часто родители 1,5 – 3 летних детей говорят: «Она с первого раза запоминает стихи», «Он прирожденный спортсмен» и т.д.

Характер.

Характер объединяет устойчивые способы поведения человека, приобретенные в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, в отличие от темперамента характер является продуктов воспитания и личного опыта.

Формирование характера начинается уже в раннем возрасте и продолжается практически всю жизнь. Наибольшее влияние на характер оказывает семья. Манера взаимоотношений в семье является для ребенка первым образцом культуры общения. Образ жизни родителей во многом определяет интересы и ценности ребенка, его отношение к самому себе и окружающим.

Особое значение имеет стиль воспитания. Командный стиль воспитания способствует формированию таких качеств, как замкнутость, робость, тревожность, отсутствие инициативы. Чрезмерно мягкий или непоследовательный стиль может привести к тому, что ребенок вырастет неуверенным в себе, плохо контролирующим свои поступки. Стиль, основанный на уважении, последовательности и справедливости укрепляет такие черты, как независимость, уверенность в себе, упорство, целеустремленность, легкость в общении со сверстниками.

Осознание себя.

Одной из ключевых сторон формирования личности ребенка является развитие осознания себя. Выделение себя как отдельного существа является многоступенчатым и многолетним процессом, ранние этапы которого приведены ниже.

0 – 3 месяца

Проявляет интерес к другим людям. Изучает других (рассматривает, прислушивается).

3 – 8 месяцев

Отличает себя от других. Изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя). Продолжает изучать других. Приобретает первый опыт общения. Узнает других. Различает «своих» и «чужих».

10 – 12 месяцев

Узнает себя. Узнает себя в зеркале. Поворачивается к тому, кто его позвал.

1,5 – 2 года

Обобщение знаний о себе и возникновение понятия о себе. Ослабление привязанности к взрослому. Постепенно объединяются знания о строении своего тела (показывает части своего тела по просьбе), своего имени, своих возможностей. Пытается все делать самостоятельно. Уменьшается зависимость от матери (или того, кто его воспитывает). Может удаляться от матери в незнакомой ситуации.

2 – 2,5 года

Возникновение понятия «Я». Следующим шагом на пути к самоосознанию является употребление ребенком местоимений «Я» и «МОЙ», знание своего пола, своих вещей.

Интересы.

Другая важная сторона развития личности – сфера интересов. Считается, что поведение человека зависит от его желаний и целей, которые формируются на основе интересов .

Интересы ребенка во многом зависят от его способностей. Однако значительное влияние на их формирование оказывают родители, демонстрируя свои предпочтения в повседневной жизни, поощряя определенные виды игр и занятий своего малыша.

Ценности.

По мере накопления ребенком индивидуального опыта предметы, события, люди, слова и другие составляющие окружающего мира приобретают для него различную ценность. В группе «ценное» оказывается все желаемое и приятное, в группе «отвергаемое» - все неприятное и нежелаемое, в группе «неопределенное» все, что не вызывает никакого интереса или эмоций.

Важно отметить, что формирование ценностей не всегда происходит однозначно. Нередко одни и те же объекты или люди в разных ситуациях могут вызывать у малыша разные чувства и, следовательно, оцениваться им по – разному, что приводит к внутренним конфликтам и может быть причиной его противоречивого поведения.            

Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ЦИПР

Тема: «Индивидуальные особенности и личность».

Индивидуальность человека определяется его внешним видом, манерой общения, способностями, знаниями, интересами, привычками, здоровьем и многими другими признаками. Дети различаются между собой не менее, чем взрослые, причем с первых месяцев жизни.

Цель: ознакомить родителей с индивидуальными психическими свойствами   личности, а именно: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.  

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Что такое темперамент.
  2. Что такое способности.
  3. Что такое характер.
  4. Что значит осознание себя.
  5. Что такое интересы.
  6. Что такое ценности.