Групповое занятие на снятие психологического дискомфорта и формирования профессиональных компетенций обучающихся I курса

 Данное занятие направлено на создание условий для сплочения группового коллектива первокурсников, на развитие эмпатии и умения работать в команде. Задания, связанные с отработкойнавыков спеццикла позволяют в полной мере оценить уровеньпрофессиональнры компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx108.64 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

группового занятия

на снятие состояния психологического дискомфорта

Выполнила: Н.А. Ложкина,

педагог-психолог.

п.г.т. Тымовское

2012 г.


Групповое занятие

на снятие состояния психологического дискомфорта


Участники – обучающие I курса по профессии «Машинист крана (крановщик)».

Основная цель: создание условий для сплочения группового коллектива

Задачи:

  1. оказание помощи в развитии эмпатии и самосознания.
  2. формирования навыков совместной деятельности.
  3. развивать умения «чувствовать группу» и ее отдельных членов.
  4. способствовать раскрытию творческих способностей.

Необходимое время: 60 минут

Оборудование: конверты с заданиями, карандаши, фломастеры, ватман, скотч, ножницы, клей, клубок ниток, косынка для завязывания глаз, карточки (красная, зеленая).

Введение в тренинг

 Психолог: Наша с вами встреча – одна из немногих, которые будут проходить в вашей группе. Для чего они нужны?

Каждый человек в своей жизни, в том числе и мы с вами, чувствовал себя «не в своей тарелке», не знал, как себя вести в незнакомом месте, с незнакомыми людьми, чувствовал себя тревожно и неуверенно в различных жизненных ситуациях. Каждый когда – либо ссорился с друзьями, родителями, одноклассниками и не знал, как справиться со своими отрицательными эмоциями.

На наших занятиях вы научитесь разбираться в себе и анализировать свои внутренние проблемы, также, вы будете знать, как вести себя в обществе, друг с другом, узнаете, как достичь взаимопонимания, как научиться сдерживать и выплескивать свои эмоции, как сохранить и восстановить свое душевное равновесие.

А для начала я предлагаю вам включиться в

игру «Знакомство»

Конечно, мы знаем друг друга по именам, но всегда ли мы знаем, чем больше всего любят заниматься наши друзья, знакомые, одноклассники, с которыми мы проводим большую часть своего времени.

Сейчас по очереди мы будем передавать рядом сидящему человеку волшебный клубок, оставляя ниточку у себя, и рассказывать всем о наших увлечениях. После того, как мы узнали друг о друге чуточку больше, чем всегда, я предлагаю вам выслушать и принять некоторые правила наших дальнейших встреч. Они нужны нам для того, чтобы в группе создалась обстановка откровенности и доверия.

Принятие правил 
  1.
«Правило доверия» - для того, чтобы мы с вами работали с отдачей в группе, мы должны доверять друг другу.
  2.
«Здесь и теперь» - Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, боясь показаться смешными. Наша основная задача – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый из нас смог бы увидеть себя со стороны. О том, что волнует каждого, то, что происходит с нами, мы обсуждаем здесь и теперь.
  3
. «Искренность и откровенность» - во время работы в группе мы говорим только то, что чувствуем и думаем и только правду. Если нет желания говорить искренне, мы молчим. Естественно, никто не обижается на участников. Мы испытываем только чувства признательности и благодарности за искренность и откровенность.
  4.
«Тайна группы!» - все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.
  5.
«Никакой критики!» - Во время занятий никакой критики! Каждый должен подчеркивать только положительные качества. Каждому члену группы как минимум одно хорошее и доброе слово!
  6.
«Оценка действий!» - при обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а его действия. Не говорим: «ты мне не нравишься», а говорим: «ты не правильно поступил!»
 
7. «Общаемся со всеми!» - У каждого из нас есть определенные симпатии и антипатии. Кто – то нравится больше, кто – то меньше. Во время занятий мы стараемся общаться со всеми без исключения.
  8.
«Активное участие!» - Мы активно участвуем во всех занятиях! И не говорим: «Я не хочу» или: «Я не буду».
  9.
«Уважение к говорящему!» - Мы молчим и не перебиваем друг друга.

Основная (подготовительная) часть

Ну а сейчас вплотную переходим к нашему занятию. Я думаю, каждый из нас в своей жизни испытывал состояние душевного дискомфорта. Иногда оно бывает непродолжительным, а иногда длится достаточно долгое время.

Например, вы можете испытать такое состояние, будучи в незнакомом коллективе, где создается особая атмосфера, настораживающая, где каждый сам себя спрашивает, что это за человек, что из себя представляет, зачем пришел?

Приведите, пожалуйста, примеры, где еще можно испытать такое состояние дискомфорта?......(дети приводят примеры). Это может быть магазин, автобус, библиотека, даже если вы приходите в собственный класс на дискотеку, вы будете какое - то время чувствовать себя неуверенно.

Сегодня мы с вами будем учиться быть уверенными в себе, преодолевать чувство зажатости.

Упражнение «Улыбка»

Ваша задача, выстроиться в две шеренги лицом друг к другу. Подойдите к стоящему напротив и поприветствуйте его с улыбкой разными способами (рукопожатие, объятие, хлопок по плечу…).

Рефлексия: Трудно ли было проделать такое упражнение?
Как изменилось ваше самочувствие, после улыбки и приветствия?
Что вы почувствовали, когда вам улыбнулись в ответ ваши товарищи?

«Марионетка»

Один участник – слепой, другой – поводырь, остальные – препятствия. «Поводырь» словами должен указывать путь «слепому» так, чтобы он смог пройти все препятствия, не задев их.

Рефлексия: Комфортно ли было слепому?

Какие чувства вызывала неизвестность?

Легко ли было идти?

Где такая ситуация присутствует в жизни?

Игра «Хвасталки»

Цель: преодоление застенчивости.

Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.

Инструкция. Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».

Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше. Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ упражнения:

• Понравилась ли вам эта игра?

• Легко ли было говорить о своих успехах?

• Узнал ли вы что-то новое о ком-нибудь из ребят?

• Легко ли вам было радоваться вместе с другими детьми?

 

        Практическая часть

        Недалеко то время, когда вы получите дипломы и станете специалистами своего дела. Каждый день – это маленький шаг, приближающий вас к вершине вашей профессии. Важно, чтобы эти шаги были подкреплены знаниями. Сейчас мы проверим, как внимательно вы слушаете на уроках «Слесарного дела» своего мастера.

        Я предлагаю вам взять конверты, в которых находятся задания. Прочитав внимательно определения слесарных инструментов, найдите карточку с его названием. Время на работу 10 минут. А тем временем ваш мастер будет внимательно слушать ваши ответы и, если ответ правильный, он поднимет зеленую карточку, если же нет – красную. По числу правильных ответов и определится победитель.

Проект «Герб профессии» и девиз

        Все молодцы, справились хорошо. А сейчас я предлагаю вам создать проект вашей будущей профессии и придумать девиз. На столе имеется все необходимое для вашей работы (1/2 лист ватмана – 2 шт., карандаши цветные, фломастеры, маркеры, клей, картинки с изображением инструментов, фразы о рабочих профессиях)

Правила:

  1. У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.
  2. По истечении времени обсуждения и по команде ведущего: «Время», команды одновременно приступают к выполнению задания. При этом:
  1. задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило);
  2. на выполнение задания у группы есть 10 минут.
  1. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение герба профессии, озвучивают девиз (не более 2 минут).

Заключительная часть

Церемония прощания

Время нашей встречи подошло к концу. Надеюсь, за эти 60 минут вы смогли увидеть друг друга в другом ракурсе, больше узнать о своих товарищах. Вы – группа, единый организм, а значит, не чужие друг другу люди. Согласны со мной? (ответы детей). Поэтому я предлагаю вам попрощаться так, как это делают близкие люди. Встаньте в круг и передайте рукопожатие друг другу по кругу со словами: «Спасибо тебе, сегодня ты научил меня…».

ТИСКИ

Служат для жесткой фиксации обрабатываемых деталей. Бывают настольными или ручными.

НАПИЛЬНИК

Металлический брусок с насечкой, часто применяется для работы с пластиком, деревом и т.д. Бывают плоские, трехгранные, ромбовидные, полукруглые.

РАЗВОДНОЙ КЛЮЧ

Предназначен для закручивания и выкручивания болтов, гаек, различных элементов трубопровода.

ГАЕЧНЫЙ КЛЮЧ

Представляет собой менее «продвинутый» аналог разводного ключа. Обладает сходными функциями, захватывая изделия посредством специального зева или контурных выступов.

ПЛОСКОГУБЦЫ

Оптимальный инструмент для надежного захвата деталей и выгибания металлических элементов небольших размеров (провода, проволока).

ЗУБИЛО

Продолговатый стержень, заточенный с одной из сторон, используется для рубки металла и камня. Используется в комплекте с молотком или кувалдой.

ПАЯЛЬНИК

Используется для спаивания деталей.

ОТВЕРТКА

Служит для закручивания/откручивания винтов и шурупов.

МОЛОТОК

Стандартный инструмент, без которого невозможно обойтись в практически любой области ремонтно-строительных работ.

НОЖОВКА ПО МЕТАЛЛУ

Состоит из рамки и сменного полотна, предназначена для распиловки металлических деталей.



ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогический научно-практический журнал «Новое образование». № 2 (4), май 2006. — Издательство «Школьный дом».

2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.

3. Лидерс А. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. — М.: Этерна, 2009.