Психологическая игра "Все работы хороши"

 

Данная игра представляет собой игру - проживание, в ходе которой решаются задачи, связанные с достижением конкретных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ

Выполнила:  Ложкина Наталья Анатольевна,

педагог-психолог.

Тымовское

2012


Все работы хороши

Цель: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий.

Задачи:

  1. создать условия для взаимодействия учащихся друг с другом
  2. способствовать формированию навыков сотрудничества

Описание проблем, на решение которых направлена данная игра:

  1. переживание и последующие действия учащегося, находящегося в ситуации выбора
  2. развитие навыков целеполагания и планирования деятельности

Предполагаемый психологический результат:

  1. осознание целей выбора профессии
  2. становление позиции самостоятельного взросления

Описание сюжетной канвы, игрового результата, типа сюжета: данная игра представляет собой игру - проживание, в ходе которой решаются задачи, связанные с достижением конкретных целей.

Форма проведения: психологическая игра

Время на игру и на обсуждение: 1 - 1,5 часа.

Участники: подростки 15 - 17 лет,

Размер группы: от 10 до 15 человек,

Ведущий: психолог, возможно присутствие классного руководителя или социального педагога в качестве помощника или наблюдателя.

Оборудование: сундучок, планшеты, ручки, карточки с буквами (К, П, М, Т, П, О, Р), листы А4, листы с написанными именами прилагательными, конверты с заданием к конкурсу «Пантомима», картинки профессий (10 шт.), плакаты с названием команд и названием мероприятия, мольберт, магнитная доска.

План:

  1. Приветствие, создание положительного настроя на игру (5-7 минут).
  2. Введение в тему (5 минут).
  3. Тест (5 минут).
  4. Создание положительного настроя на игру, пробуждение интереса (5 минут).
  5. Погружение участников в игровую ситуацию, построение своей деятельности (15 минут).
  6. Обсуждение (5-7 минут).
  7. Сопоставление целей выбора профессии, выход из игровой ситуации (20 минут)
  8. Обсуждение (5-7 минут)
  9. Подведение итогов.
  10. Рефлексия.
  11. Прощание.

Подробный сценарий игры:

1 этап - Приветствие

Психолог: Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча посвящена очень важному моменту в жизни каждого человека – выбору профессии. И хотя присутствующие здесь ребята уже сделали свой выбор, однако никогда не лишнее познакомиться и с другими специальности, понять для самого себя на что ты способен, раскрыть все многообразие мира профессий.

Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Все работы хороши», в ходе которой вы сможете порассуждать на тему профессий, побывать на острове в роли «Последнего героя» и узнать много нового и интересного.

Ну что, готовы? Тогда вперед!!!

Прежде чем начать игру, давайте поприветствуем друг друга, и сделаем мы это не совсем обычным способом: приветствуя друг друга, нужно пожать руку своему соседу справа и поздороваться с проговариванием его имени. Пожатие должно быть передано не слишком быстро и вернуться по кругу к начавшему. Для этого нам необходимо встать в круг. Разрешите, я начну приветствие первой.

После приветствия участники игры садятся на стулья, поставленные полукругом.

2 этап – Введение в тему.

Психолог: начать нашу игру я хочу стихотворением Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»:

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой

Мимо столярной идешь мастерской

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской,

Пахнет стекольщик оконной замазкой,

Куртка шофера пахнет бензином,

Блуза механика – маслом машинным,

Пахнет кондитер орехом мускатным,

Доктор в халате – лекарством приятным,

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом,

Рыбой и морем пахнет рыбак,

Только безделье не пахнет никак.

Во время чтения стихотворения на мольберт вывешиваются картинки профессий, упомянутых в произведении.

Психолог: не смотря на то, что вы еще достаточно юны, однако уже сделали один из важнейших шагов в вашей жизни – выбрали себе специальность и получаете  профессиональное образование.  Для кого-то из вас эта профессия станет единственным делом его жизни, кто-то возможно решит расширить свои профессиональные границы и получит дополнительную специальность. И то и другое здорово!

Поэтому для вас сейчас главное – понять, что мир профессий очень многообразен и чтобы не запутаться, нужно научиться в нём ориентироваться.

Скажите, выбирая себе будущую специальность при поступлении в лицей, какие навыки для овладения ей вы считаете, вам понадобятся?

3 этап – тест «Упорство» (Приложение 1)

Психолог: а теперь я предлагаю вам пройти тест, который позволит узнать, насколько вы упорны в достижении поставленных целей. Время на прохождение теста – 5 минут.

Учащиеся берут планшеты с прикреплёнными на них тестами и ручками. После завершения теста – подсчет баллов и оглашение результатов.

Обработка и интерпретация результатов

        Начисляется по одному баллу:

  1. за ответы «да» на утверждения: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16,18
  2. за ответы «нет» на утверждения: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 17.

Максимально возможная сумма баллов — 18.

Чем больше баллов набрано, тем выше у тебя упорство — стремление к достижению желаемого или необходимого, несмотря на временные неудачи.

4 этап – разделение на команды с помощью жеребьевки

Психолог: для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на две команды. Для этого я попрошу вас по очереди достать из сундучка листочки, и посмотреть на изображённые на них картинки (приложение 2).

Ребята, на чьих листочках изображена подкова – составят команду «Счастливчики»; ребята, на чьих листочках изображен смайлик – команду «Весельчаки». Я попрошу вас выбрать капитанов.

5 этап – погружение в игровую ситуацию

Психолог: итак, представьте себе, что вы – участники телеигры «Последний герой». Вам необходимо выжить на острове, отдаленном от современной цивилизации. В ближайшие несколько месяцев вам не удастся вернуть домой к нормальной жизни. Вам необходимо освоить остров и организовать свою жизнь на нем. Для этого вам необходимо распределить между собой обязанности и овладеть определенной профессией, чтобы выжить.

Упражнение «Профессия на букву»

Игровой момент происходит за столами, на которых стоят таблички с названием команд.

Психолог: сейчас я покажу вам буквы (Приложение 3). Ваша задача – показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся с этой буквы.

Каждый участник записывает на планшете профессии, затем называет профессии и выбирает ту, которая поможет вам выжить на острове. Каждый из вас озвучивает свой выбор, записывая его на листе ватмана(на ватмане заголовок – «Профессии, помогающие выжить на острове»), расположенного на мольберте, объясняя при этом, почему он остановил выбор именно на этой профессии.

6 этап – обсуждение

Психолог:

Легко ли было угадать и выбрать профессию?

Соответствовал ли вам выбор вашим возможностям и желаниям?

7 этап – возвращение с острова

Психолог: представьте, что по окончании телеигры «Последний герой» возвращаясь с острова домой, вы решаете овладеть дополнительной специальностью. Но вот перед вами встала новая проблема – осуществить свой выбор необходимо применительно к настоящему времени (за время вашего отсутствия многое изменилось).

Упражнение «Угадай профессию»

Психолог: я попрошу капитанов команд подойти ко мне и получить задание. На его выполнение вам дается 5 минут.

Правила: каждой команде раздаются листы бумаги, на которых написано несколько имен прилагательных (Приложение 4), характеризующих какую-либо профессию.

Командам необходимо решить, какая из профессий подходит под это описание и объяснить другой команде, не используя слов, которые были написаны на бумаге.

Вы отлично справились, молодцы!

Упражнение «Пантомима»

Психолог: Следующее задание не менее сложное, чем предыдущее, т.к. выполняться должно в полной тишине, но я уверена, что вы с ним справитесь. И снова я попрошу выйти ко мне капитанов команд.

Правила: ребята получают конверты с заданием изобразить особенности какой-нибудь профессии (приложение 5). Время на обдумывание 3-5 минут.

Когда все готовы, команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?». В ответ ее соперники спрашивают: «А что вы умеете делать?».

Одна команда изображает задуманное, другая – угадывает. Выбор профессии фиксируется на бумаге (планшете) и озвучивается.

8 этап – обсуждение

Психолог:

Чем вы руководствовались, выбирая профессию на острове и по возвращении домой?

В рамках какой профессии вы чувствовали себя лучше?

9 этап – подведение итогов

Психолог: вы достойно справились со всеми заданиями и вам удалось дважды выбрать себе профессию, не считая той, по которой вы уже обучаетесь. Поздравляю вас!

10 этап – рефлексия

Психолог:

Скажите, ребята, что в этой игре вам показалось самым важным, наиболее значимым?

Какие причины были для вас решающими в обоих случаях выбора профессии?

Научились ли вы чему-нибудь в ходе этой игры? Если научились, то чему конкретно?

11 этап – прощание

Психолог: настало время прощаться. Но после всего вами пережитого, сказать «До свидания» - банально. Я предлагаю вам попрощаться по-особенному, как это делают люди, пережившие вместе какие-то важные события, ведь именно такие события вы сегодня и переживали.

Я попрошу вас встать в круг и, взяв за руку стоящего справа товарища, попрощаться с ним, поблагодарив за что-нибудь.

Разрешите я начну первой: « … (имя), благодарю тебя за…».

В память о нашей встрече разрешите вручить вам… (дети награждаются памятными подарками)


Приложение 1

Тест «Упорство»

Инструкция. Представь себя в таких ситуациях и оцени, насколько они для тебя характерны. При согласии с утверждением поставь знак «+», при несогласии — знак «-».

1. Если это необходимо, я до конца выполняю даже скучную, однообразную работу.

2. Обычно я работаю до тех пор, пока есть желание.

3. Мне нравится решать трудные задачи, головоломки, все то, что называют «крепким орешком».

4. Даже если в работе не все получается, я стараюсь продолжать начатое дело.

5. Я много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченного.

6. По возможности я избегаю трудной работы.

7. Если у меня что-то не получается, я делаю это еще и еще раз.

8. Установив распорядок дня, я тщательно его соблюдаю, даже когда мне этого не хочется.

9. При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатую работу.

10. Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равно стараюсь выполнить задуманное.

11. Когда что-то не ладится, я нетерпелив и готов послать все к черту.

12. Когда я играю в шахматы или другую игру, то сопротивляюсь до последней возможности.

13. В споре я чаще всего не стараюсь переубедить других.

14. Я всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.

15. Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

16. При решении трудной задачи я стараюсь сам разобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.

17. В споре я обычно тушуюсь перед напором оппонента.

18. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу работать сколько угодно, даже если мне будут мешать.

Приложение 2

Приложение 3

К

П

М

Т

О

Р

Приложение 4

Востребованная

Народная

Перспективная

Трудоемкая

Актуальная

Престижная

Интеллектуальная

Конкурентоспособная


Приложение 5

Экскурсовод

Водитель автобуса