Семинар-практикум для родителей

Данное родительское собрание, проводимое в форме семинара-практикума направлено на предупреждение случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними. 

Основными задачами для меня, как для психолога, являлось:

  • ознакомить родителей с причинами, признаками и характером подросткового суицида;
  • расширить знания родителей о возрастных особенностях психики подростков;
  • формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc87.5 КБ
Office presentation icon lektoriy_prezentaciya_seminara-praktikuma_suicid.ppt235 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

"Суицид или крик души"

Цель: предупреждение случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними.

Задачи:

  1. ознакомить родителей с причинами, признаками и характером подросткового суицида;
  2. расширить знания родителей о возрастных особенностях психики подростков;
  3. формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.

Оборудование: слайдовая презентация, музыка для создания фона, фломастеры (ручки) по количеству участников, памятка для родителей, бланки анкеты обратной связи.

Форма проведения: практикум.

Методы: лекция, мозговой штурм

Участники: родители детей подросткового и старшего школьного возраста.

Подготовка: предварительно анкетирование подростков.

План:

  1. Вступительная часть (знакомство, исторический экскурс).
  2. Информационная часть (определение причин, особенностей проявления суицидальных попыток).
  3. Практическая часть (формирование знаний, умений и навыков).
  4. Заключительная часть (рефлексия, заполнение анкет обратной связи, раздача памяток).

Ход семинара-практикума

1. Вступительная часть (знакомство, исторический экскурс).

Представление психолога. Далее каждый участник (по кругу), приветствует собравшихся и представляется.

Психолог: Человеку даруется жизнь, перед ним открывается вечность.

Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать - он узнает и познает мир. Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования - ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.

Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.
Не понят, не принят, отвергнут. И всего этого много, много и невыносимо тяжело. Он ищет поддержки, заботы, любви и участия. Отчаяние тяготит,  и он принимает решение, не найдя выхода: он, стоя перед пропастью, он делает шаг.
        

Из жизни:

  1. «…Черным стал февраль в школе № 7 республики Марий Эл. Два подростка, покончили жизнь самоубийством… Родители и педагоги школы до сих пор не могут понять данный поступок…»
  2. «…В пригороде Токио семеро подростков совершили групповое самоубийство. Тела юношей и девушек были найдены в автомобиле…За последние десять лет в Японии отмечено несколько аналогичных случаев… Похоже, групповые самоубийства превратились в страшную «моду» у  тинейджеров.»
  3. «…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте».
  4. В г. Лобна, Московской области, двое девушек-подростков взявшись за руки прыгнули с крыши многоэтажки.

Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся  таким фактам. Но мало кому приходит в голову попытаться понять и принять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.

Слайд №1. Именно поэтому тема нашей сегодняшней встречи – «Суицид или крик души».

Психолог: речь пойдет о страшном явлении среди детей и подростков – о суициде, а также о том, почему это происходит, как предупредить данное явление. Мы с вами рассмотрим причины, признаки и характер подросткового суицида; задумаемся и оценим взаимоотношения со своим ребёнком; попробуем разобраться, а как это уважать личности подростка понимать его проблемы и оказывать ему первую скорую помощь.

Статистическая справка: более миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, иначе, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам.

В среде подростков суициды особенно распространены: у них это третья по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем преступления.

Россия находится на третьем месте в мире по частоте самоубийств, а, начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год.

Слайд №2. По данным комитета по здравоохранению (статистика 2009-2010 год на Сахалине).

2. Информационная часть

Дискуссия по теме: «Предпосылки и причины возникновения суицидальных попыток?»

слайд № 3 Психолог: Почему это происходит с нашими детьми? Что влияет на детскую несформированную психику, душу подростка? (Обсуждение схемы).

Влияние на формирующуюся, неустойчивую психику подростка:

  1. множественных стрессогенных ситуаций;
  2. психологических (характер, темперамент и т.д.), социальных (наличие в семье или роду данного негативного опыта и т.д.) факторов;
  3. длительное депрессивное состояние психики;
  4. как следствие суицид.

Мозговой штурм.

Цель: выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними суицидальных попыток. (Выслушиваются и обсуждаются ответы родителей).

Слайд № 4

  1. Непонимание родителей
  2. Любовь
  3. Учеба
  4. Мода и подражание
  5. Одиночество
  6. Психические заболевания и расстройства личности.

Другие причины:

  1. юбилейные самоубийства,
  2. самоубийство-убийство,
  3. самоубийства, связанные с недовольством собой,
  4. самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам.

Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.

Мозговой штурм. «Суицид»

Цель: изучение уровня информированности родителей о суициде – как негативном явлении общества.

Слайд № 5

Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

Психолог: как вы думаете, как суицидальные наклонности могут проявляться в поведении подростков? (Выслушиваются ответы родителей, с комментариями психолога).

Слайд № 6 

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:

  1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.
  3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
  4. Фантазии на тему о своей смерти.
  5. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества и т. п.).
  6. Приобретение средств для совершения суицида.
  7. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
  8. Написание прощальных писем.
  9. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
  10. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
  11. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
  12. Проявление признаков депрессии.

Слайд № 7

Особенности психоэмоционального состояния:

  1. Пониженное настроение, глубокая печаль.
  2. Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость.
  3. Потеря аппетита; переедание.
  4. Повышенная сонливость; бессонница.
  5. Снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание.
  6. Снижение внимания.
  7. Нерешительность.
  8. Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес.
  9. Социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость.
  10. Негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности.
  11. Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.

Слайд №8

К словесным признакам относятся:

  1. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
  2. Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
  3. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
  4. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  5. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  6. Много шутить на тему самоубийства.

Слайд № 9

Для какого возраста характерен детский суицид?

Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Ирины: Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал ее угроз стал более жестким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку – будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».

Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 – 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни – непонимания.

Психолог:  Кто же, как не родители способны распознать, понять и помочь своему ребенку? Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

Мини-лекция «А какой он подросток?» (техника: погружение) 

Цель: ознакомление с возрастными особенностями личности подростков.

Психолог: подростковый возраст очень сложен и опасен. Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире.

Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком.

Многие родители стремятся к этому, но недостаточные навыки общения с подростком и недостаток знаний делают их беспомощными перед проблемами подростка.

Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.

Можно считать, что подростковый период завершился успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки.

Конец подросткового возраста – это начало взрослой жизни.

Рефлексия.

Уважаемые родители, а как вы оцениваете свои отношения с ребенком?

Как вы думаете, а как ваши дети относятся к обсуждаемому нами вопросу? (выслушивание ответов родителей)

Слайд № 10 

Анализ анкет учащихся. Психолог озвучивает результаты проведенного опроса. Результаты анкетирования представлены в виде таблицы.

Упражнение «Свободный микрофон»

Цель: рефлексия взаимоотношений родитель-ребенок.

Инструкция: родителям предлагается обменяться мнением.

Психолог: чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, мы можем предложить следующее:

  1. Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
  2. Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
  3. Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.

Слайд № 11

Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.

Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в своих проблемах. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит окружающих.

Психолог: Как оказывать помощь детям?

3. Практическая часть.

Упражнение «Чтобы сохранить детскую жизнь…»

Цель: выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком. Обучение техники активного слушания.

Слайд № 12

Информирование родителей: слушание может быть – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное).

Слайд № 13

Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.

Психолог рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах (пересказ, уточнение, отражение чувств и т.д.) и о последствиях.

Слайд № 14

Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.

Психолог знакомит с правила активного слушания:

  1. слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция);
  2. проверяй, правильно ли ты понял слова ребенка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
  3. не давай советов;
  4. не давай оценок.

Упражнение «Скорая помощь ребенку»

        Слайд № 16

4. Заключительная часть.

Упражнение «Пожелание»

Цель: оказание участникам психоэмоциональной поддержки.

Инструкция: участников просят обменяться мнением и пожеланиями.

Психолог: С чем уходите. Что удивило, понравилось или не понравилось?

Спасибо! Заполнение анкеты обратной связи.  

Раздача памяток для родителей.

До встречи!


Список литературы:

  1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика./ Психологический журнал, Том 6, № 6, 1985. — с.107–115. 
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для пед. уч. заведений. – М.: Изд-во «Академия»,2000. – 192 с.   
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: Изд. Сфера; Москва; 2003. – 210 c.
  4. Зинова Е. Ю. Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения. Методические рекомендации.  Ханты-Мансийск 2009. – 23 с.
  5. Крыжановская А.О. Детские и молодежные суициды как социальная проблема. Контрольная работа ДГУ. – Владивосток, 2007. – 19 с.
  6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
  7. Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.
  8. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологическом явлении/ Ю.И. Полищук //Вопросы психологии. – 1994. – №1 – С.128.
  9. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 – 390 с.
  10. Сатир В.  Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд – М,: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
  11. Черникова Л. Лестница успеха. Издательство «Эфлакс», 2003. – 23 с.
  12. Интернет-ресурсы:
  13. http://images.yandex.ru
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Подростковый суицид
  15. http://centercep.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Полезный материал. Актуальная тема.