Психологические детерминанты агрессивного поведения детей и подростков

Перевезенцева Юлия Сергеевна

 

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_determinanty_agressii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Понятие агрессивного поведения…………………………………...5
  3. Психологические детерминанты агрессивного

 поведения у детей и подростков……………………………………….8

  1. Причины агрессии…………………………………………………....14
  2. Профилактика и коррекция агрессивного поведения……………..20
  3. Действия родителей…………………………………………………22
  4. Заключение…………………………………………………………..24
  5. Список использованной литературы……………………………….26

Введение

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Понятие агрессивного поведения

Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.

Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. … Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития.

В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  1. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
  2. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
  3. Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.(Buss A.)
  4. Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson)
  5. Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

Психологические детерминанты агрессивного поведения у детей  и подростков.

Несмотря на то, что агрессия является частью человеческой природы, большинство людей учатся управлять и контролировать свои агрессивные порывы и направлять их в подходящие и социально приемлемые виды деятельное.

Агрессия чаще всего проявляется, когда ребенку что-то угрожает, он сердится, испытывает гнев и чувство расстройства. Еще в раннем детстве дети должны развить умение справляться с агрессией и заменять ее на более приемлемые в обществе ответные реакции. К тому времени, когда большинство детей достигают школьного возраста, они уже обладают достаточными приемами, их диапазон социальных умений уже достаточно широк, чтобы они могли в основном оставаться спокойными и дружелюбными, даже если столкнутся со стрессовыми или неприятными для них обстоятельствами. Проявление соответствующего поведения не мешает им соревноваться и стремиться достигать своих целей.

Некоторые дети в возрасте начальной школы еще не научились навыкам, необходимым для того, чтобы эффективно справляться со своей агрессией. Их поведение варьируется от драк и бросания предметов до проявления вспышек гнева и раздражения. В детском саду дети, чье поведение является угрозой для сверстников и самих себя, должны получить профессиональную помощь. Другие дети, обычно в возрасте от 6 до 9 лет, время от времени начинают проявлять регрессию и агрессивное поведение, если испытывают сильный стресс. У мальчиков проблем с проявляющейся агрессией возникает примерно в семь раз больше, чем у девочек: это вызвано целым набором факторов, начиная от врожденной тенденции мальчиков к агрессии и заканчивая социальной поддержкой и принятием более агрессивного поведения с их стороны.

Социально незрелые дети могут выражать свои негативные и враждебные чувства разрушающими действиями. У них могут проявляться припадки агрессии, в порыве которых они бьют и ломают предметы (такие как их собственные игрушки или вещи других детей и взрослых), бросают их, переворачивают мебель, разбивают лампы или пинают стены. Их поведение обычно вызвано чувством расстройства, гнева или оскорбления. У некоторых детей, не имеющих положительного примера для проявления более социально приемлемого поведения, развивается привычка прибегать к негативному поведению, чтобы добиться внимания родителей.

Иногда у таких детей проявляется еще более серьезное асоциальное поведение - так называемые поведенческие расстройства: поджоги, жестокое обращение с животными, причинение боли другим людям (физической и/или эмоциональной) или привычка обманывать. По мере того как дети становятся старше, эта модель может дополнительно включать в себя акты вандализма и прогулы в школе, а также в большей степени ассоциируется с употреблением алкоголя и наркотических средств. Такое поведение вызывает беспокойство и проявляется в редких случаях и лишь у некоторых детей, но имеет серьезные предпосылки для дальнейшего функционирования: наличие их свидетельствует о необходимости оценки состояния ребенка специалистом в области поведения детей и эмоциональных проблем.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся “вдохновителями” и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:

  1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
  3. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
  4. Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
  5. Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума.

Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.

Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.

Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованием было охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты "мирным" путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения.

У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  5. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  1. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  2. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Причины агрессии

            Как и в отношении любого вида поведенческих трудностей, существует множество неоднозначных причин проявления агрессивного и/или разрушительного поведения. Некоторые дети имеют большую склонность к проявлению агрессии ввиду наследственных личностных качеств. Дети с трудным характером испытывают большие проблемы, связанные с проявлением агрессии. У других очень активных, решительных или слишком импульсивных детей возникают сложности с умением контролировать проявление агрессии.

         Окружающая вашего ребенка обстановка - семья, школа и сверстники - могут формировать реакции ребенка на стрессовые ситуации и в значительной степени определять способ, при помощи которого ребенок справляется со своими проявлениями гнева и выражениями агрессивного поведения. На развитие ребенка одно из наиболее сильных влияний оказывает подражание, и дети учатся справляться с собой, наблюдая за тем, как взрослые и другие дети контролируют свои вспышки агрессии. Таким образом, если вы и ваш супруг ведете себя агрессивно по отношению к детям, друг другу или другим людям, с которыми вы вступаете в контакт, либо вы разрешаете своим детям драться и совершать разрушительные действия, они сочтут такое поведение приемлемым и позволительным.

            В некоторых случаях ребенок может проявлять агрессию, поскольку он еще не научился самообладанию. Дети учатся владеть собой, перенимая от родителей примеры ограничений проявления вспышек агрессии. Если у детей недостаточно самообладания, обычно их родители снисходительны, не устанавливают ограничений и позволяют детям все, что им заблагорассудится. В некоторых случаях родители реагируют на негативное поведение детей, используя неподходящие методы - к примеру, физические наказания. Родители могут ошибочно считать, что отшлепывание либо другая агрессивная и оскорбительная ответная реакция является оправданной с их стороны, когда ребенок дерется или плохо себя ведет. Тем не менее физическое наказание не поможет ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции или враждебное поведение - скорее наоборот, научит проявлять агрессию, когда он сердится.

           Физическое наказание вряд ли может быть эффективным. Наоборот, оно обычно случается тогда, когда один из родителей не может справиться со своими эмоциями и поэтому прибегает к насилию. Когда агрессивное поведение ребенка сталкивается с еще более агрессивным поведением родителя, обычно это только усугубляет ситуацию.

          Причины агрессивного поведения бывают и другие. Дети могут становиться более агрессивными, если они слишком подавлены стрессовой ситуацией, включая такие семейные проблемы, как супружеские раздоры, развод, безработица, финансовые сложности, болезнь одного из родителей или переезд в другой город. Если ребенок подвергался физическому, сексуальному или эмоциональному насилию либо на него не обращали внимания, его проявление агрессии может быть криком о помощи. Некоторые дети разражаются бранью в порыве расстройства или гнева, если они ощущают, что не смогли оправдать ожиданий родителей. В некоторых случаях, хотя и достаточно редких, причиной агрессивного поведения могут служить медицинские проблемы, такие как травмы головы или гиперактивность ребенка.

           При попытках родителей справиться с агрессивным поведением ребенка детские психиатры говорят о том, как важно установить различие между детьми, которые никогда не могли контролировать свою агрессию, и теми, кто раньше умел управлять своими эмоциями. Сложнее всего справиться с первым случаем проявления агрессии, поскольку у подростка еще нет никакого опыта контролирования своих эмоций и ему еще только предстоит обрести эти новые для него умения. При повторном проявлении симптомов это может послужить признаком нового, и сильного, стресса в жизни ребенка. Лечение таких детей направлено на то, чтобы помочь им справиться со стрессовой ситуацией, которая может выступать причиной агрессивного поведения.

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей:

 1) конфликтная;

 2) аморальная;

3) педагогически некомпетентная;

4) асоциальная.

Бочкарёва Г.П. выделяет семьи

1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;

2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:

1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

         92 из 100 обследованных делинквентных подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.

         Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

     Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

        На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития

         Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.

         На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.

       Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

           Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

         Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

       При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

       Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

         Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

       Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Действия родителей

Если ваш ребенок дерется или задирает сверстников либо же демонстрирует разрушительное поведение, вероятно, его необходимо показать специалисту в области психического здоровья. Вот некоторые концепции, которых вам следует придерживаться.

Выражайте свое недовольство конкретным поведением, которое вы не одобряете, не подразумевая при этом, что сам ребенок плохой. Подробно обсудите возникшую ситуацию, приведите другие возможные действия, которые можно было выбрать.

Помогите ребенку понять, как чувствуют себя дети, которых задирают.

Дайте ему понять, что хулиганов не любит никто. Объясните, как хулиганы завоевывают репутацию, которая может привести к потере друзей и трудностям в обретении новых. Сообщите ему, что чем быстрее он изменит свое поведение, тем лучше, поскольку сложившуюся репутацию изменить гораздо сложнее.

Если ребенок имеет склонность к дракам, настаивайте на том, чтобы он научился разрешать конфликты, не применяя физической силы. В качестве начального этапа не позволяйте разрешать конфликты, возникающие дома, при помощи физической силы. Научите всех своих детей использовать слова, а не кулаки, для решения спорных моментов. Проведите с ребенком работу, чтобы вместо того чтобы незамедлительно переходить к»действиям, он остановился и обдумал свои ощущения, а после этого перевел эмоции в слова. Вознаграждайте ребенка за его старания разрешить конфликты без драк.

Не пугайтесь проявлений гнева ребенка и не избегайте конфликтов, которые могут с ним возникнуть. Вместо этого постоянно и последовательно контролируйте ситуацию и помогайте ребенку подавлять свою агрессию.

Определите эффективные способы поднятия самооценки ребенка дома. Наказание с тайм-аутом действует в отношении большинства подростков; при этом подростку говорят, что он должен оставаться в своей комнате до тех пор, пока не сможет вновь контролировать свои эмоции и поступки. Это будет та безопасна окружающая обстановка, где он научится лучше справляться со своими чувствами.

Если за пределами дома ребенок нанес урон какой-либо собственности, именно он должен понести ответственность за понесенные убытки. К примеру, если он сломает игрушку соседа (либо же игрушки своего брата или сестры), можно потребовать от него увеличения его обязанностей по дому, зарабатывания денег для того, чтобы возместить поврежденную собственность. Не забудьте заставить его извиниться.

Вознаграждайте ребенка (похвалой или, к примеру, дополнительными звездочками на схеме поведения) по мере того, как он будет учиться выражать свой гнев и расстройства более приемлемыми способами. Награда - лучший способ изменения поведения.

Узнайте, проводятся ли в школе вашего ребенка занятия, обучающие его разрешению конфликтных ситуаций, а также имеются ли такие возможности в других общественных организациях.

Со своей стороны будьте оптимистичными в ожидании того, что ребенок научится справляться со своими негативными эмоциями. Если вы сомневаетесь в том, что ребенок может контролировать свои чувства, поищите объяснение в самом себе, чтобы определить, почему это происходит. Помните о том, что отношение родителей помогает формированию поведения ребенка.

Проанализируйте ваш семейный способ разрешения конфликтов. Если в семье проявляется такой же стиль, который ребенок использует в отношении своих сверстников, ключевым моментом оказания помощи вашему ребенку служит изменение этих семейных моделей.

Заключение

           В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

        Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

        Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

         Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  1. выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  2. современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

Список использованной литературы

  1.  Бандура А. Подростковая агрессия.- М., 2000
  2. Бреслав Г. М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.- Рига, 2009
  3. Бэрон Р. Агрессия – СПб., 2007
  4. Паренс Г. Агрессия наших детей.- М. 2007
  5. Ратгер М. Помощь трудным детям.- М. 2007
  6. Реан А. Агрессия и агрессивность личности.- Психологический журнал. – 1996.- № 5
  7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М., 2006.