Тренинг по профилактике химической зависимости

Цели и задачи тренинга:

  • обрести психологическую грамотность;
  • научиться понимать себя, некоторые особенности взаимодействия с людьми;
  • получить информацию о ситуации личной опасности и безопасности;
  • расширять информированность о причинах, формах и последствиях употребления наркотических средств;
  • формировать у подростков и молодежи навыки анализа и критическую оценку информации, получаемой о легальных и нелегальных наркотиках, и умение принимать правильные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_protiv_narkotiikov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по профилактике химической зависимости

Цели и задачи тренинга:

  1. обрести психологическую грамотность;
  2. научиться понимать себя, некоторые особенности взаимодействия с людьми;
  3. получить информацию о ситуации личной опасности и безопасности;
  4. расширять информированность о причинах, формах и последствиях употребления наркотических средств;
  5. формировать у подростков и молодежи навыки анализа и критическую оценку информации, получаемой о легальных и нелегальных наркотиках, и умение принимать правильные решения.

Законы группы

  1. не «наклеивать» ярлыки
  2. никто не критикует другого
  3. искренность
  4. быть пунктуальным
  5. оставим свои предыдущие взаимоотношения за окном – закон «здесь и теперь»
  6. соблюдать конфиденциальность (доверительность)
  7. старайтесь понять мнение другого
  8. умение слушать и умение говорить
  9. каждый имеет право на свое мнение: говорить только от себя

Упражнение «Слова на буквы имени»

Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме «Наркомания и наркотики», «курение и здоровье», «Алкоголизм».

Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя по вертикали и на каждую букву имени записывает понятия по данной теме, которые ему приходят в голову.

Пример:

Вадик:                                Катя:

Вред                                    Кара

Апатия                                Атрофия

Депрессия                          Тление

Иллюзия                            Яд

Кончина

Мозговой штурм «Понимание себя»

Задание: описать свое отношение к жизни. Как бы вы описали свою жизнь? Изложите свои мнения на бумаге. Обсудить с участниками понятия оптимизма и пессимизма, позитивного и негативного мышления. Пусть участники отметят буквой «О» свои позитивные жизненные истории, а буквой «П» – пессимистические описания.

Провести обсуждение в группе.

Я себя чувствую прекрасно, когда

Я себя чувствую ужасно, когда

 

 

 

 

 

 

В таких случаях я

В таких случаях я

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Тихая дискуссия»

(техника «По кругу»)

Провокационное утверждение пишется в центре листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечание по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение этой тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников в ходе дискуссии и ее результаты.

Провокационные тезисы:

  1. Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков.
  2. Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.
  3. Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь.
  4. Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.
  5. Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.
  6. Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

Упражнение «Интервью с партнером»

Цель: Определение уровня знаний и направленности интересов участников группы.

Задание: участники (в парах) берут друг у друга интервью при помощи подготовленной анкеты. Затем каждый представляет результаты (своего партнера) всей группе, при этом результаты могут записываться на плакате.

Анкета

  1. Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово «наркомания» или «зависимость от наркотиков»? (Другие темы: «Курение», «Алкоголизм»).
  2. Не мог бы ты вспомнить о чувствах, которые ты испытываешь по этому поводу?
  3. Какие зависимости и наркотики ты знаешь? (Другие темы: «Сигареты», «Алкогольные напитки»).
  4. Как ты считаешь, почему человек становится наркоманом, заядлым курильщиком, алкоголиком?
  5. Считаешь ли ты, что такие зависимости, как наркомания, алкоголь, курение или др. играют роль и в твоей жизни?
  6. Приходят ли тебе в голову вопросы в связи с темой «Наркомания и наркотики» («Курение», «Алкоголь»), которые нам следовало бы обсудить на занятиях?

Рассказ американского мальчика

«Когда мне было около 12 лет, я попал в компанию хулиганов и «сел на иглу» – это были очень сильные наркотики. Из-за моего состояния мне часто запрещали ходить в школу, и к концу года у меня набралось 15 «неудов».

Однажды на улице я купил новые наркотики. Ребята из моей компании говорили, что они вместо уколов принимают таблетки, но о том, что бывает от этих таблеток, я не знал. Я «хлопнул» сразу две штуки. Никакого эффекта. Тогда я проглотил еще две таблетки и пошел домой – захотелось поесть. Сделал себе бутерброд с маслом, достал студень, но сначала решил пойти в ванную. Когда вернулся из ванной и стал есть бутерброд, мне показалось, что не я ем его, а он меня. Я закричал от испуга. На крик прибежали родители. Я хотел выбросить бутерброд – так я испугался его, но мама выхватила его из моих рук и бросила на пол. Она дала мне тогда первую и последнюю в жизни пощечину, прокричав: «Если бы я знала, что ты так плохо кончишь, я убила бы тебя еще в утробе!» И это слово отрезвило меня: больше у меня никогда не возникло желания пробовать наркотики.

Врачи помогли мне отвыкнуть от этого жуткого зелья, и вскоре я снова смог честно смотреть в глаза маме. Потом начал ходить в школу. Теперь у меня большое желание поступить в колледж, стать судьей по уголовным делам. Может быть, и я когда-нибудь смогу помочь таким детям, каким был сам, когда принимал наркотики».

Упражнение «Мешок наркомана»

Цель: этот метод можно также использовать для вхождения в тему «Наркомания и наркотики».

Материал: мешок (пакет), платки для завязывания глаз, различные предметы: солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и многое другое.

Проведение: участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях: Какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

Упражнение «Солнце радости»

Каждый индивидуально рисует солнце: круг и от него расходятся лучи. На каждом луче надо написать то, чему подросток радуется в жизни (мама, катание на велосипеде, кино и т.д. – например). Затем участники делятся своими «солнечными лучами» друг с другом.

Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно:

  1. Быть честным самим с собой, осознавать свои проблемы, не загоняя их внутрь.
  2. Быть доброжелательным по отношению к окружающим.
  3. Хорошо относиться к себе, не забывая хвалить себя за успехи, это дает стимул к дальнейшим достижениям.
  4. Почаще бывать на природе в любое время года. Человек, находящийся в гармонии с природой, находится и в гармонии с собой. Такому человеку не нужны дополнительные допинги.
  5. Уметь вовремя отдыхать и расслабляться, проводить больше времени с приятными для вас людьми.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

тренинга по профилактике химической зависимости

Выполнила: Н.А. Ложкина,

педагог-психолог

Тымовское

2013 г.