Классный час "Я и мир профессий"

Развивающее профориентационное занятие для воспитанников Санкт-Петербургского кадетского корпуса обучающихся в старших классах, направленное на ознакомление с алгоритмом профессионального самоопределения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я и мир профессий «Все профессии от людей и только три от Бога : учитель , судья и врач» Сократ

Слайд 2

Все профессии важны, все профессии нужны! Самая важная профессия — быть человеком и овладеть ею задача номер один

Слайд 3

Составляющие зрелого выбора: По данным социологических опросов примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям и внутренним убеждениям . Каковы же составляющие правильного выбора? информационная, мотивационно-ценностная , практическая готовность.

Слайд 4

Профориентационные задачи

Слайд 5

Основные понятия Профессия – это определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку . Специальность – вид занятий в рамках одной профессии . Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области. Врач ХИРУРГ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ХИРУРГ

Слайд 6

Основные понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) – это индивидуально-психологические качества и свойства личности, определяющие возможность успешной профессиональной деятельности . ПРОФЕССИОГРАММА – это подробное описание профессии, включающее: общие сведения о профессии , характеристику процесса труда , психологические требования профессии к человеку , медицинские противопоказания , требования к профессиональной подготовке , родственные профессии (специальности ); пути получения профессии .

Слайд 7

Классификация профессий по предмету труда

Слайд 8

Классификация профессий по условиям труда

Слайд 9

Профессионально важные качества способности (общие, специальные); социально-психологические характеристики личности (интересы, мотивы, ценности, отношения с окружающими и др..); знания и навыки.

Слайд 10

Формула выбора профессии Сделать правильно выбор - значит найти профессию, которая: Интересна и привлекательна "ХОЧУ" Это те занятия, которые вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то Вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счёте, больше зарабатывать Доступна и посильна "МОГУ" Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например , в каких-то делах Вы более успешны, можете долго заниматься этим делом не уставая, а в других - наоборот, быстро начинаете нервничать, злится, у Вас ничего не получается. Имеет спрос на рынке труда "НАДО" Это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.

Слайд 11

Ошибки при выборе профессии увлечение внешней или частной стороной профессии; выбор «за компанию» с друзьями; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; неумение разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.).

Слайд 12

Успешный профессиональный выбор Итак, решение принято! Теперь важно определить, в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда .



Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казённое общеобразовательное  учреждение

 «Санкт-Петербургский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ классный час

предметных областей: психология и воспитание

Я и МИР ПРОФЕССИЙ

Составители:

педагог-психолог

ПОРОХ Т.В.

воспитатель

Марчук П.Н.

Санкт-Петербург

2012 г.

Развивающее занятие «я и мир профессий»
с кадетами, обучающимися в 11 классах

Содержание

Цель: познакомить старшеклассников с алгоритмом профессионального самоопределения.

Разогрев

Упражнение: «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Участники получают инструкцию: «На слайде представлены фотографии разные профессий. Ваша задача угадать, что это за профессии».

Презентация темы

Ведущий.

По данным социологического исследования 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и внутренним убеждением.

Составляющие зрелого выбора:

  1. информационная;
  2. мотивационно-ценностная;
  3. практическая готовность.

Информирование

Давайте разберемся, какие же профориентационные задачи вам необходимо решить, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии.

Прежде всего, необходимо составить личностный профессиональный план. При составлении профессионального плана следует определить главную цель: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать и оценить свои возможности, т.е. провести проверку своего "Я" в различных видах деятельности.

Вам представлены широкие возможности попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей, уточнить и развить свои способности, используя занятия на уроках, кружках и факультативах.

Подобный план можно назвать программой профессионального самовоспитания, где должны найти отражение вопросы, связанные с тем,  как укреплять свое здоровье, каким учебным предметам следует уделить особое внимание, какую специальную литературу изучать, какие пройти дополнительные профессиональные пробы и т.д.

Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной задачи, цели могут возникать неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию; отсутствие материальных возможностей; переезд на другое место жительства и т.д.

В подобных случаях рекомендуется воспользоваться запасным вариантом профессионального плана, настойчиво вести поиск наиболее благоприятных условий, постоянно возвращаться к реализации намеченной перспективы.

Для того, чтобы ориентироваться в мире профессий познакомимся с основными понятиями.

Профессия – это определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области.

Пример:

профессия

специальность

специализация

ВРАЧ

ХИРУРГ

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ХИРУРГ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) – это индивидуально-психологические качества и свойства личности, определяющие возможность успешной профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОГРАММА – это подробное описание профессии, включающее: общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, психологические требования профессии к человеку, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, родственные профессии (специальности); пути получения профессии.

Упражнение: «Профессиограмма»

Инструкция: ознакомьтесь с профессиограммой и отметьте те профессионально-важные качества, которые по вашему мнению у вас развиты.

Мир профессий классифицируется по  предмету  труда: техника, природа, человек, знак, художественный образ. И условиям труда – бытовой микроклимат, открытый воздух, необычные условия, повышенная моральная ответственность.

 Каждая профессия предъявляет определенные требования к развитию у человека профессионально-важных качеств.

К которым относятся:

  1. способности (общие, специальные);
  2. социально-психологические характеристики личности (интересы, мотивы, ценности, отношения с окружающими и др.);
  3. знания и навыки.

Упражнение: «Анкета».

Инструкция: В колонках напротив каждого умения (способности) поставьте +, если это умение, по вашему мнению, является профессионально-значимой характеристикой представителя профессии указанной в анкете. В заключении подсчитайте итоговое число показателей для каждой профессии и сравните их.

Профессиональный план схематично можно представить и в виде трех составляющих: "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО".

«Хочу» - профессия интересна и привлекательна, «могу» - профессия доступна и посильна, «надо» - профессия имеет спрос на рынке труда.

Задачи решаемые в данном варианте профессионального плана.

Определи значимость каждого требования. Выясни, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.

 Оцени свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

 Подсчитай и проанализируй результаты. Подумай, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.

 Проверь результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсуди свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Ошибки допускаемые молодежью при выборе профессии.

  1. увлечение внешней или частной стороной профессии;
  2. выбор «за компанию» с друзьями;
  3. неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
  4. незнание пути получения профессии;
  5. перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
  6. отождествление школьного учебного предмета с профессией;
  7. неумение разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.).

Успешный профессиональный выбор

Определи основные практические шаги к успеху. Итак, решение принято. Теперь важно определить, в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Рефлексия

Подводится итог занятия. Участники отвечают на следующие вопросы:

— Как вы себя сейчас чувствуете?

— Что понравилось, что не понравилось?

— Что нового для себя узнали?



Предварительный просмотр:

Упражнение № 1.

В колонках напротив каждого умения (способности) поставьте  (+), если это умение, по вашему мнению, является профессионально-значимой характеристикой  представителя данной профессии (специальности).


п/п

Личные особенности, профессиональные умения

Профессии

Психолог

Офицер

Внимание, стремление понять позицию других

Дружелюбие, общительность

Способность стать лидером

Вежливость, обходительность

Следование предписаниям (инструкциям)

Жизнерадостность, оптимизм

Мужество, смелость

Терпеливость, упорство

Большое чувство ответственности

Ориентация на получение конкретного продукта (результата) деятельности

Способность выполнять разнообразную работу

Быстрота в трудовой деятельности

Творчество

Острота зрения

Острота слуха

Точность осязания

Склонность к работе в помещении

Способность к словесным высказываниям

Способность выражать свои мысли на бумаге

Внимание к санитарии, способность её поддерживать

Хорошая память

Способность обучать других

Умение заботиться о больных

Скорость и точность счёта

Готовность работать вне офиса, помещения

Владение техническими средствами

Умение продавать товары и услуги

Готовность работать в экстремальных условиях

Организационные способности

Качества исследователя

Итоговое число показателей - (+)



Предварительный просмотр:

Профессиограмма менеджера.

Общие сведения о профессии. 

Работа осуществляется, главным образом, в сфере "человек-человек". Менеджер организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника.      

 Характеристика процесса труда. 

Менеджер изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией.

Менеджер обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и по горизонтали.

Содержание и особенности труда.

В значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятельности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер - собственник, менеджер – наемный работник и т.д.).

Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают форс-мажорные обстоятельства, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.

Психологические требования профессии к человеку. 

Необходимы: внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Менеджер должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.

Медицинские противопоказания. 

Работа не рекомендуется лицам: страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, стенокардия, проявления невротических и истерических реакций); имеющим дефекты речи и физические недостатки.

Требования к профессиональной подготовке. 

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.

Родственные профессии (специальности). 

Широкий спектр занятий, связанных с организацией учебных, трудовых, туристических, досуговых и других групп, а также с консультированием, преподаванием, отдельными направлениями предпринимательской деятельности (брокер, маркетолог, аналитикопрогнозист).

Пути получения профессии. 

Подготовку можно получить в экономических и технических ВУЗах, в частных учебных заведения.



Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИЙ

Адвокат

Содержание деятельности: дает консультации по юридическим вопросам, составляет по просьбам обратившимся заявления, жалобы и другую юридическую документацию; представляет интересы клиента в суде в качестве защитника.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, аналитическое, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания, при которых противопоказано значительное нервно-эмоциональное напряжение.

Администратор

Содержание деятельности: организует эффективную работу сотрудников; контролирует сохранность материальных ценностей, оформление помещений и состояние рекламы; в случае необходимости консультирует посетителей, предотвращает и разрешает конфликтные ситуации, принимает меры к ликвидации недостатков в работе организации.

Профессионально важные качества: организаторские способности; уравновешенность, общительность; повышенные требования к вниманию и памяти; развитое словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохой слух, нервно-психические и инфекционные заболевания.

Архитектор-градостроитель

Содержание деятельности: разрабатывает общую концепцию градостроительства, проектирует отдельные здания, дороги, ландшафт; готовит проект реконструкции и перепланировки зданий; разрабатывает документацию, осуществляет защиту проекта и авторский надзор.

Профессионально важные качества: художественный вкус, творческие и организаторские способности, интуиция, повышенные требования к вниманию, образная и зрительная память, пространственное, наглядно-образное, практическое мышление с опорой на знания и опыт.

Медицинские противопоказания: выраженных противопоказаний нет.

Архитектор ландшафта

Содержание деятельности: создает проекты садов и парков, воплощая в них свое понимание красоты природы; отмечает на плане перепады рельефа, водоемы, дорожки, террасы, архитектурные объекты и другие элементы будущего ансамбля, включая породы деревьев и состав трав на газонах.

Профессионально важные качества: художественный вкус, любовь к природе, большой объем, избирательность и переключение внимания, долговременная словесно-логическая, образная, зрительная, тактильная память, наглядно-образное и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: аллергия на растения, дальтонизм.

Архитектор – реставратор

Содержание деятельности: восстанавливает памятники архитектуры: изучает архивные материалы, составляет проект, воссоздающий общий вид здания; принимает участие в самих реставрационных работах; участвует в решении вопроса об использовании отреставрированного здания.

Профессионально важные качества: творческие способности, художественный вкус, воссоздающее воображение, общая культура, хорошее внимание, долговременная структурированная память, пространственное, теоретическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: дальтонизм.

Бухгалтер

Содержание деятельности: ведет различные виды бухгалтерского учета (учет основных средств, материальных ценностей, расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов и т. д.); принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке.

Профессионально важные качества: ответственность, внимательность, большой объем кратковременной памяти, развитое абстрактно-символическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные нервно-психические заболевания.

Бухгалтер-ревизор

Содержание деятельности: проводит проверку хозяйственно-финансовой деятельности организаций; оформляет результаты ревизии, дает указания об устранении выявленных нарушений; контролирует достоверность учета поступающих средств, своевременное отражение в бухгалтерском учете связанных с их движением операций, соблюдение смет, организацию проведения инвентаризаций.

Профессионально важные качества: ответственность, внимательность, большой объем кратковременной памяти, развитое абстрактно-символическое мышление.

Медицинские противопоказания: нервно-психические заболевания.

Воспитатель

Содержание деятельности: обеспечивает полноценное развитие детей в дошкольном учреждении; отвечает за соблюдение режима (еда, сон, закаливание, прогулка); в игровой форме развивает у детей речь, мышление, память, внимание, формирует навыки взаимодействия с другими детьми.

Профессионально важные качества: любовь к детям, организаторские способности, наблюдательность, хорошее внимание, большой объем кратковременной памяти, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные и нервно-психические заболевания.

Военный

Содержание деятельности: несет военную службу в армии в соответствии со своей специальностью (пограничник, десантник, связист, сапер, инженеры, строитель и т. д.); должен уметь чётко и грамотно выполнять приказы, соблюдать субординацию, уметь обращаться с оружием.

Профессионально важные качества: физическая выносливость, дисциплинированность, ответственность, хорошие память и внимание, словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания, препятствующие физической работе и ношению оружия (плоскостопие, заболевания сердца, сосудов, легких, астма, нервно-психические заболевания).

Врач

Содержание деятельности: изучает человеческий организм, предупреждает болезни, ставит диагноз, назначает лечение, принимает решение о трудоспособности человека. В больнице врачи ежедневно обходят палаты, осматривают больных, назначают и проводят обследование и лечение, организуют консультации и консилиумы.

Профессионально важные качества: любовь к людям, аналитические способности, интуиция, такт, внимание, наблюдательность, хорошее внимание, большой объем кратковременной и долговременной памяти, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные и нервно-психические заболевания, ограничения движений, нарушения зрения и слуха.

Врач-диетолог

Содержание деятельности: изучает пищевые свойства продуктов, разрабатывает принципы рационального и лечебного питания, различные диеты в зависимости от заболевания; занимается диетотерапией, т.е. лечением специально подобранными и приготовленными продуктами.

Профессионально важные качества: повышенные требования к вниманию, развитая долговременная, зрительная, тактильная память, теоретическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания, туберкулёз, аллергия на химикаты.

Врач – эпидемиолог

Содержание деятельности: выявляет источники инфекционных заболеваний, принимает меры по их профилактике (уничтожение переносчиков инфекционных болезней – грызунов и насекомых); проводит медицинскую экспертизу домашних и диких животных.

Профессионально важные качества: аналитические способности, наблюдательность, повышенные требования к памяти и вниманию, теоретическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания, аллергии на лекарства.

Геодезист

Содержание деятельности: проводит съемку на местности и делает расчеты, связанные с составлением планов и карт; осуществляет контроль за взаиморасположением ответственных узлов промышленных, жилых сооружений; создает для этих целей новые приборы и методы измерений.

Профессионально важные качества: хорошее зрение и глазомер, аккуратность, точность, долговременная структурированная память, пространственное и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные болезни сердца, прогрессирующая гипертония.

Геолог

Содержание деятельности: контролирует состояние разработки месторождений, контуров нефтегазоносности; составляет документацию на горные участки, отведенные под разработку месторождений, берет пробы на анализ; обобщает геологический материал и результаты промысловых и геофизических исследований, анализирует эффективность новой техники и состояния скважин.

Профессионально важные качества: здоровье и физическая выносливость, хорошее внимание, наблюдательность, долговременная структурированная память, практическое мышление.

Медицинские противопоказания: склонность к простудным заболеваниям, сердечно-сосудистые и простудные заболевания, заболевания, препятствующие физической работе, аллергии.

Генный инженер

Содержание деятельности: создает новые виды животных и растений на основе знания законов передачи свойств и признаков от клетки к клетке, от поколения к поколению; синтезирует, изолирует отдельные гены, пересаживает их от одних организмов другим; выясняет структуру генов и способы передачи наследственной информации.

Профессионально важные качества: терпение, сосредоточенность, устойчивость внимания, долговременная структурированная память, теоретическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: кожные и аллергические заболевания.

Гидрогеолог

Содержание деятельности: выполняет работы по изучению геологии (гидрогеологии) объекта в геолого-разведочных экспедициях; разрабатывает план экспедиции, анализирует образцы горных пород и других видов проб, ведет техническую документацию, производственно-техническую часть проектов и смет, отвечает за учет и хранение материалов.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, здоровье и физическая выносливость, повышенные требования к вниманию, предметно-действенное мышление с опорой на знания.

Медицинские противопоказания: склонность к простудным заболеваниям, выраженные нервно-психические и сердечно-сосудистые заболевания.

Гидролог

Содержание деятельности: изучает состояние рек, озер, искусственных водоемов, грунтовые вод; обеспечивает потребности народного хозяйства в воде и помогает сохранять водные богатства; участвует в процессе охраны поверхностных и грунтовых вод от истощения и загрязнения сточными водами промышленности, помогает эффективно добывать воду и рационально использовать.

Профессионально важные качества: большой объем внимания, долговременная структурированная память, практическое мышление с опорой на теоретические знания.
Медицинские противопоказания: склонность к простудным заболеваниям.

Горный инженер

Содержание деятельности: разрабатывает технологию проходки выработок, контролирует соблюдение технологической дисциплины, требований к качеству проходки, правил технической эксплуатации оборудования; участвует в разработке производственной части проекта и текущих планов производства и мероприятий по повышению эффективности горных работ.

Профессионально важные качества: организационные и аналитические способности, особые требования к памяти и вниманию, предметно-действенное мышление с опорой на знания.

Медицинские противопоказания: аллергии, склонность к простудным заболеваниям, выраженные нервно-психические и сердечно-сосудистые заболевания.

Дизайнер компьютерных программ

Содержание деятельности: занимается разработкой программных средств для пользователей; комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого в этой ситуации в соответствии с требованиями заказчика, участвует в рекламных проектах.

Профессионально важные качества: аналитические и творческие способности, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: дальтонизм, заболевания костно-мышечного аппарата, затрудняющие свободу движений и координацию рук.

Диспетчер

Содержание деятельности: регулирует ход производственного процесса и координирует взаимодействие всех его звеньев с помощью средств связи, сигнализации, контроля и управления, обеспечивает выполнение графиков.

Профессионально важные качества: организаторские способности, избирательность, переключение и распределение внимания, большой объем кратковременной памяти, долговременная словесно-логическая и слуховая память, развитое словесно-логическое и предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: тугоухость, психические заболевания.

Журналист

Содержание деятельности: пишет статьи для газет и журналов, тексты для теле- и радиопередач; создает на основе фактического материала (интервью, репортаж с места события) небольшое, но законченное литературное произведение, благодаря которому люди будут воспринимать это событие или героя интервью так, как его воспринимает сам журналист.

Профессионально важные качества: творческие способности, общительность, ответственность, объективность, интерес к людям; хорошее внимание, большой объем кратковременной памяти, эмоциональная память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, эрудиция, грамотная и выразительная речь.

Медицинские противопоказания: выраженные дефекты речи и внешности, нервно-психические заболевания.

Инженер-геодезист

Содержание деятельности: проводит съемку на местности и составляет планы и карты, осуществляет геодезический контроль за взаиморасположением важных промышленных, жилых сооружений; ведет научно-исследовательскую работу, связанную с созданием новых методов измерений на местности.

Профессионально важные качества: ответственность, хороший, глазомер, аккуратность, точность, развитые долговременная структурированная память, словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: болезни глаз, сердца, прогрессирующая гипертония.

Инженер-гидролог

Содержание деятельности: изучает состояние водной среды (реки, озера, искусственные водоемы, болота, ледники, грунтовые воды); участвует в охране поверхностных и грунтовых вод от истощения и загрязнения сточными водами промышленности, помогает эффективно добывать воду и рационально использовать.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, особые требования к памяти и вниманию, предметно-действенное мышление с опорой на знания.

Медицинские противопоказания: склонность к простудным заболеваниям, выраженные сердечно-сосудистые и нервно-психические заболевания.

Инженер-математик

Содержание деятельности: осуществляет проектную и исследовательскую деятельность в области создания математических моделей и программ управления объектами и процессами, разработки математического обеспечения вычислительной техники; формулирует задачи, связанные с управлением производством, экономическими системами, создает программное обеспечение управляющих и информационных систем.

Профессионально важные качества: высокий интеллект, аналитические способности, абстрактно-символическое мышление, хорошая память и внимание.

Медицинские противопоказания: выраженные нервно-психические заболевания.

Инженер-машиностроитель

Содержание деятельности: разрабатывает, планирует и организовывает технологические процессы обработки деталей и сборки машин; выбирает оптимальные условия их проведения и управляет ими с помощью средств автоматики; проектирует технологическое оборудование, машины, станки и механизмы, производя необходимые расчеты и осуществляя авторский надзор за реализацией проектных решений; рассчитывает экономическую эффективность решений.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, большой объём кратковременной и долговременной памяти, практическое мышление с опорой на знания.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца и сосудов, нервно-психические заболевания.

Инженер-механик (холодильных установок)

Содержание деятельности: проектирует, конструирует и испытывает холодильные и компрессорные установки, разрабатывает проекты заводов и цехов по их производству; организовывает монтаж, наладку, пуск, эффективное использование и ремонт холодильной техники; рассчитывает экономическую эффективность внедряемых решений; разрабатывает техническую документацию; работает в строительных, научных, конструкторских и проектных организациях.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, интуиция, технические способности, хорошие память и внимание, практическое мышление с опорой на знания.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца и сосудов, нервно-психические заболевания.

Инженер-строитель (автомобильных дорог)

Содержание деятельности: ставит и решает задачи, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог, организацией их эффективной эксплуатации; разрабатывает и ведет документацию; работает в строительных и проектных организациях.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, интуиция, технические способности, хорошие память и внимание, практическое мышление с опорой на знания.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца и сосудов, нервно-психические заболевания.

Инженер-электрик

Содержание деятельности: проектирует системы электроснабжения промышленных предприятий и населенных пунктов, включая наружные и внутренние электроустановки всех номинальных напряжений и назначений; производит монтаж и наладку электрических подстанций, кабельных и воздушных узлов; составляет технико-экономические требования на конструирование и создание новых технических средств электроснабжения.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, большой объём кратковременной и долговременной структурированной памяти, хорошее внимание, практическое мышление с опорой на теоретические знания.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца и сосудов, нервно-психические заболевания.

Инженер-энергетик

Содержание деятельности: организует бесперебойную работу и правильную эксплуатацию энергетического оборудования и коммуникаций на промышленных предприятиях; составляет план производства и потребления энергоресурсов в часы максимума нагрузок энергосистемы и обеспечивает их выполнение, разрабатывает нормы расхода энергии и мероприятия по ее экономии.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, хорошее внимание, большой объем кратковременной и долговременной структурированной словесно-логической памяти, практическое мышление с опорой на теоретические знания.

Медицинские противопоказания: заболевания, при которых не рекомендуется значительное нервно-эмоциональное напряжение.

Инженер по обслуживанию автотранспорта

Содержание деятельности: рассчитывает схемы взаимодействия транспортных средств; исследует грузо- и пассажиропотоки, дорожные условия и режим движения транспорта в целях оптимизации перевозок; работает на автотранспортных предприятиях, в научных и проектных организациях.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, повышенные требования к вниманию, практическое мышление с опорой на теоретические знания.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца и сосудов, нервно-психические заболевания.

Инженер по кадастру

Содержание деятельности: организует работу по эффективному использованию земель, контролирует соблюдение земельного законодательства; внедряет проекты землеустройства и освоения новых земель; ведет кадастровые книги; дает заключение об использования территории.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, повышенные требования к вниманию, практическое мышление с опорой на теоретические знания.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца, хроническая простуда.

Инженер-конструктор

Содержание деятельности: руководит выполнением проектно-конструкторских работ, участвует в конструировании изделий; разрабатывает проектную и рабочую документацию, выполняет технические расчеты по проектам; составляет схемы и экономическое обоснование; участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в опытных образцов.

Профессионально важные качества: воображение, аналитические и конструкторские способности, большой объем, избирательность и устойчивость внимания, долговременная структурированная память, синтетическое мышление.

Медицинские противопоказания: деформация пальцев рук, нарушение координации движений, выраженные нервно-психические заболевания.

Инженер по охране труда

Содержание деятельности: контролирует соблюдение законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, предоставление работникам установленных льгот по условиям труда; занимается внедрением научной организации труда; проверяет соответствие технического состояния оборудования требованиям техники безопасности.

Профессионально важные качества: ответственность, повышенные требования к памяти и вниманию, словесно-логическое и предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные сердечно-сосудистые и нервно-психические заболевания.

Инженер по рационализации и изобретательству

Содержание деятельности: организует работу по рационализации и изобретательству; принимает рационализаторские предложения и оформляет заявки на изобретения, оказывает помощь рационализаторам и изобретателям в разработке чертежей, выполнении расчетов, изготовлении и испытании опытных образцов; контролирует внедрение рационализаторских предложений в производство, правильность оформления документации и расчета авторских вознаграждений.

Профессионально важные качества: творческие и организаторские способности, ответственность, повышенные требования к вниманию, практическое мышление с опорой на теоретические знания.

Медицинские противопоказания: деформация пальцев рук, нарушение координации движений, выраженные нервно-психические заболевания.

Инженер по телевизионному оборудованию

Содержание деятельности: обеспечивает работу телевизионного и звукового оборудования, его правильную эксплуатацию; проводит контрольные измерения его основных параметров, выявляет и устраняет обнаруженные дефекты; разрабатывает схемы резервирования основных каналов передачи программ, обеспечивает выполнение плана ремонтно-профилактических работ и модернизации оборудования.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, устойчивость, избирательность, переключение и распределение внимания, хорошие моторная и слуховая память, наглядно-действенное, наглядно-образное и практическое мышление с опорой на теоретические знания.

Медицинские противопоказания: деформация пальцев рук, заболевания опорно-двигательного аппарата, препятствующие ручной работе.

Инженер связи

Содержание деятельности: проектирует станции и узлы связи; системы передачи аналоговой и дискретной информации; разрабатывает структурные и принципиальные схемы сетей связи; проводит пусконаладочные и ремонтные работы; осуществляет контроль и диагностику оборудования; рассчитывает эффективность внедряемых решений.

Профессионально важные качества: организаторские способности, ответственность, большой объём кратковременной и долговременной структурированной памяти, хорошее внимание, практическое мышление с опорой на теоретические знания.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца и сосудов, нервно-психические заболевания.

Инспектор по технике безопасности

Содержание деятельности: контролирует выполнение инструкций по технике безопасности, принимает меры к устранению нарушений; проверяет наличие и правильность выдачи нарядов и допусков на производство работ; участвует в расследовании несчастных случаев на производстве, ведет учет и анализирует причины травматизма; разрабатывает мероприятий по их предупреждению.

Профессионально важные качества: ответственность, повышенные требования к памяти и вниманию, словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженных противопоказаний профессия не имеет.

Информатик (специалист по информационным технологиям)

Содержание деятельности: устанавливает и адаптирует программное обеспечение в организациях и офисах, обслуживает локальные и дистанционные сети, создает и модифицирует компьютерные базы данных.

Профессионально важные качества: аналитические способности, устойчивость, переключение и распределение внимания, долговременная структурированная словесно-логическая память, словесно-логическое теоретическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: нарушение зрения, нервно-психическое напряжение.

Испытатель двигателей

Содержание деятельности: работает на предприятиях, производящих двигатели внутреннего сгорания, устанавливает двигатель на испытательный стенд, испытывает его в установленном режиме работы с замером мощности и расхода горючего; устанавливает и регулирует газо- и воздухораспределение, подачу топлива; выявляет дефекты.

Профессионально важные качества: повышенные требования к вниманию, большой объем долговременной и кратковременной памяти, теоретическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, препятствующие ручной работе, нарушение координации движений.

Историк

Содержание деятельности: изучает жизнь человечества на протяжении тысячелетий; участвует в археологических исследованиях, работает с архивными материалами; собирает и анализирует артефакты; занимается научно-исследовательской работой в архивах, библиотеках, музеях.

Профессионально важные качества: общая культура, эрудиция, аналитические способности, теоретические знания, интуиция, повышенные требования к вниманию, большой объем долговременной структурированной памяти, словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: явных противопоказаний профессия не имеет.

Картограф

Содержание деятельности: разрабатывает проект карты, где указывается, для какой цели создается карта, в каком она должна быть масштабе, перечисляются все элементы, которые должны найти отражение на карте; строит координатную сетку, наносит ориентирные предметы местности – реки, озера, государственные границы, населенные пункты, дороги.

Профессионально важные качества: хороший глазомер, ответственность, собранность, внимательность, концентрация внимания, зрительная память, пространственно-образное мышление.

Медицинские противопоказания: дальтонизм, деформация пальцев рук, нарушение координации движений.

Кинооператор

Содержание деятельности: снимает фильм, добиваясь с помощью операторских средств выразительности (света, цвета, композиции, точки съемки, движения камеры) точного воплощения замысла режиссера и сценариста; принимает участие в определении мест съемок, утверждении эскизов декораций и костюмов, выборе актеров на роли.

Профессионально важные качества: творческие способности, воображение, наглядно-образное и предметно-действенное мышление, образная и эмоциональная память, наблюдательность, хорошее внимание, физическая выносливость.

Медицинские противопоказания: дальтонизм, заболевания опорно-двигательного аппарата, затрудняющие координацию движений.

Корреспондент радио и телевидения

Содержание деятельности: готовит устные сообщения (зарисовки, репортажи, интервью), из которых слушатели и зрители получают информацию о происшедших событиях; используя выразительные средства языка, аудио и видеоматериалы.

Профессионально важные качества: активность, общительность, любознательность, избирательность, распределение и переключению внимания, большой объем долговременной и кратковременной памяти, эрудиция, словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: дефекты речи и слуха, нервно-психические заболевания.

Культуролог

Содержание деятельности: работает в музеях, издательствах, учебных заведениях; исследует вопросы взаимоотношения человека, природы и общества; место и роль искусства и культуры в социокультурном развитии общества.

Профессионально важные качества: общая культура и эрудиция, повышенные требования к памяти и вниманию, развитые аналитическое, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: явных медицинских противопоказаний нет.

Логистик

Содержание деятельности: отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную подготовку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты.

Профессионально важные качества: общительность, организаторские способности, повышенные требования к вниманию и памяти, словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания, выраженные дефекты речи и зрения.

Маркетолог

Содержание деятельности: анализирует маркетинговую ситуацию (соотношение спроса и предложения на рынке товаров или услуг), составляет планы мероприятий для проведения рекламных кампаний, определения структуры рынка, вопросов ценообразования и сбыта, контролирует их выполнение; проводит обработку результатов, дает рекомендации по рекламной политике.

Профессионально важные качества: повышенные требования к памяти и вниманию, аналитические способности, словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: нервно-психические заболевания, выраженные заболевания сердца, гипертония.

Математик

Содержание деятельности: разрабатывает системы математического обеспечения решения научно-технических и производственных задач; разрабатывает математические модели программ; ищет оптимальные способы решения задачи; выполняет работы по унификации вычислительных процессов, участвует в математическом сопровождении проектных работ.

Профессионально важные качества: фундаментальная теоретическая подготовка, аналитические способности, воображение, концентрация и устойчивость внимания, долговременная структурированная память, абстрактно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: явных противопоказаний профессия не имеет.

Менеджер по работе с персоналом

Содержание деятельности: отбирает кандидатов на вакантные должности, принимает на работу и увольняет сотрудников, разрабатывает должностные инструкции, участвует в аттестации сотрудников; занимается вопросами делопроизводства и охраны труда.

Профессионально важные качества: организаторские способности; общительность; повышенные требования к памяти и вниманию, развитое словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохой слух, нервно-психические и инфекционные заболевания.

Менеджер по работе с таможней

Содержание деятельности: работает в таможенных терминалах, на границе, занимается экспортом или импортом товаров; оформляет таможенные декларации и другие документы на экспорт, импорт и транзит грузов; контролирует отправку, прохождение через таможенный контроль и получение груза.

Профессионально важные качества: организаторские способности, эмоциональная устойчивость, ответственность, решения, наблюдательность, хорошие память и внимание, практическое мышление.

Медицинские противопоказания: нервно-психические заболевания, эмоциональная неустойчивость.

Менеджер по связям с общественностью (PR)

Содержание деятельности: доводит информацию об организации или заказчике, на которого работает, до потенциальных потребителей – партнеров, пассажиров, клиентов, избирателей, органов власти, СМИ – с целью формирования благоприятного впечатления; разрабатывает принципы кадровой политики внутри организации, проводит опросы, предотвращает и разрешает конфликты.

Профессионально важные качества: развитая речь, общительность, способность к переключению и распределению внимания, большой объём памяти, словесно-логическое и образное мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные дефекты внешности и речи, нервно-психические и инфекционные заболевания.

Милиционер

Содержание деятельности: борьба с правонарушениями и преступлениями, а также их профилактика; обеспечение общественного порядка и пресечение нарушений; проверка документов, удостоверяющих личность, и составление протокола в случае необходимости; сопровождение в отделение лиц, подозреваемых в правонарушениях.

Профессионально важные качества: хорошая физическая подготовка, сила, выносливость, ответственность, уравновешенность, организаторские способности, хорошее внимание, большой объем памяти, словесно-логическое и предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, выраженные сердечно-сосудистые и нервно-психические заболевания.

Нотариус

Содержание деятельности: должностное лицо, в обязанности которого входит засвидетельствование, оформление различного рода юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей и т.п.).

Профессионально важные качества: устойчивость и концентрация внимания, ответственность, педантичность, долговременная словесно-логическая память, зрительная память, большой объем кратковременной памяти, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженных противопоказаний профессия не имеет.

Педагог-психолог

Содержание деятельности: помогает учащимся и учителям в решении их психологических проблем; определяет особенностей характера и мышления, используя в работе индивидуальные и групповые формы работы; технологии и ресурсы своей личности.

Профессионально важные качества: любовь и интерес к людям, способность к сопереживанию, хорошее внимание, наблюдательность, аналитическое и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохие зрение и слух, выраженные нервно-психические и инфекционные заболевания, высокая эмоциональная неустойчивость.

Переводчик

Содержание деятельности: переводит художественную, научно-популярную и специальную литературу и документацию, материалы конференций и семинаров (письменный перевод), выступления деятелей науки и культуры, политиков, бизнесменов (устный перевод, в т.ч. синхронный перевод); редактирует переводы, учитывая специальную терминологию.

Профессионально важные качества: лингвистические способности, общая культура, хорошая долговременная структурированная память, хорошая концентрация и устойчивость внимания, развитое словесно-логическое и теоретическое мышление.

Медицинские противопоказания: ярко выраженных медицинских противопоказаний нет.

Предприниматель

Содержание деятельности: анализирует рынок товаров и услуг; изучает ситуацию на рынке товаров и услуг, спроса и предложения; выбирает направление предпринимательской деятельности и просчитывает ее эффективность; организует свой бизнес и управляет, принимая решения и отвечая за их последствия; оформляет необходимую документацию.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, умение находить общий язык с людьми, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, ответственность, умение быстро принимать решения, хорошие память и внимание.

Медицинские противопоказания: нервно-психические заболевания, эмоциональная неустойчивость.

Преподаватель

Содержание деятельности: преподавание общеобразовательных предметов в школе, спецпредметов – в учреждениях начального профессионального, среднего специального и высшего образования.

Профессионально важные качества: любовь к детям, организаторские способности, уравновешенность, общительность, повышенные требования к вниманию и памяти, словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: нервно-психические, инфекционные заболевания, дефекты речи, выраженные физические недостатки.

Программист

Содержание деятельности: разрабатывает технологии решения задач по обработке информации средствами вычислительной техники; определяет объем и структуру информации, схемы ее ввода и обработки, выбирает язык программирования; выясняет возможность использования готовых программных продуктов; разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию.

Профессионально важные качества: интуиция, терпение, хорошее внимание, долговременная структурированная память, абстрактно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания глаз, нарушение точной координации движении.

Прокурор

Содержание деятельности: надзирает за исполнением законов всеми предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами; осуществляет надзор за следствием, регулярно проверяет уголовные дела, санкционирует аресты, обыски и другие следственные действия; утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд, где может быть государственным обвинителем.

Профессионально важные качества: принципиальность, ответственность, хорошее внимание, долговременная структурированная память, аналитическое и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные нервно-психические заболевания.

Психолог

Содержание деятельности: в соответствии со специализацией (социальная, возрастная, клиническая, психология труда, семейных отношений и т. д.) помогает человеку в решении психологических проблем; определяет особенностей характера и мышления, используя в работе индивидуальные и групповые формы работы; технологии и ресурсы своей личности.

Профессионально важные качества: любовь и интерес к людям, аналитические способности, такт, способность к сопереживанию, хорошее внимание, наблюдательность, развитая образная память, словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохие зрение и слух, выраженные нервно-психические и инфекционные заболевания, высокая эмоциональная неустойчивость.

Радиолог

Содержание деятельности: контролирует уровень защиты внешней среды от радиоактивных загрязнений и уровень облучения у лиц, связанных с радиоактивными веществами или рентгеновскими аппаратами; осуществляет радиационный контроль с помощью индивидуальных дозиметров и специальных приборов с автоматическими звуковыми и световыми устройствами.

Профессионально важные качества: концентрация и устойчивость внимания, большой объём долговременной памяти, хорошая память, развитые словесно-логическое и теоретическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания крови.

Санитарный врач

Содержание деятельности: осуществляет санитарный надзор за продуктами питания с целью предотвращения пищевых отравлений, инфекционных заболеваний; проводит экспертизу продуктов, следит за правильностью хранения продуктов в кладовых, холодильниках и хранилищах, контролирует выполнение основных санитарных требований при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий пищевой промышленности; контролирует работу продовольственных магазинов, рынков, кафе и ресторанов.

Профессионально важные качества: ответственность, хорошее внимание, развитая долговременная зрительная и тактильная память, развитое словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: туберкулёз, инфекционные заболевания.

Системный администратор

Содержание деятельности: обеспечивает бесперебойную работу компьютерной сети внутри компании, а также за ее пределами: устанавливает и настраивает программное обеспечение, устраняет неполадки в системе; обеспечивает информационную безопасности компании.

Профессионально важные качества: организаторские способности, общительность, хорошее внимание, аккуратность, ответственность, большой объем кратковременной памяти, развитое словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохой слух, нервно-психические и инфекционные заболевания.

Системный программист

Содержание деятельности: разрабатывает технологии решения задач по обработке информации средствами вычислительной техники; определяет объем и структуру информации, схемы ее ввода и обработки; готовит инструкции по работе с программами, оформляет техническую документацию.

Профессионально важные качества: аналитические способности, способность к переключению и распределению внимания, долговременная структурированная память, абстрактно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания глаз, нарушение координации движений.

Следователь

Содержание деятельности: раскрывает преступления, находит и изобличает преступника; собирает объективные доказательства вины подозреваемого, передает дело в суд; выступает в суде в интересах следствия.

Профессионально важные качества: настойчивость, ответственность, аналитические способности, интуиция, повышенные требования к вниманию; долговременная структурированная память; словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: нервно-психические заболевания, выраженные формы гипертонии.

Сотрудник правоохранительных органов

Содержание деятельности: защищает права граждан и требует соблюдения установленного общественного порядка, принимает меры к пресечению нарушений при невыполнении этих требований; проверяет у граждан документы, удостоверяющие личность, составляет протокол; доставляет в милицию лиц, совершивших правонарушения, участвует в следственных мероприятиях.
Профессионально важные качества: хорошая физическая подготовка и реакция, скорость и выносливость, самообладание, повышенные требования к вниманию, интуиция, развитая сенсорная память, аналитические способности, практическое и логическое мышление.
Медицинские противопоказания: заболевания сердца, гипертония, заболевания опорно-двигательного аппарата, склонность к простудным заболеваниям.

Специалист по защите информации

Содержание деятельности: занимается разработкой, адаптацией и установкой программного обеспечения по защите информации в компьютерной сети.

Профессионально важные качества: аналитические способности, повышенные требования к вниманию; большой объём кратковременной и долговременной памяти, абстрактно-логическое и предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания органов зрения, центральной системы, опорно-двигательного аппарата, препятствующие ручной работе.

Тренер

Содержание деятельности: тренирует детей и взрослых – занимается их общей и специальной физической подготовкой; занимается сплочением команды; следит за соблюдением спортивного режима; вывозит на тренировочные сборы и спортивные соревнования; ведет индивидуальную воспитательную работу.

Профессионально важные качества: общительность, организаторские способности, внимательность, ответственность, избирательность, переключение и распределение внимания, развитые предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: сердечно-сосудистые, нервно-психические заболевания.

Штурман авиации

Содержание деятельности: указывает пилоту верное направление полета, контролирует безопасный и точный полет самолета по заданным маршрутам и высоте, определяет его местонахождение и обеспечивает его прибытие в пункт назначения в установленное время.

Профессионально важные качества: дисциплинированность, ответственность, повышенные требования к памяти и вниманию, чувство пространства и времени, аналитическое мышление.

Медицинские противопоказания: гипертония, неврозы, заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушение вестибулярного аппарата, боязнь высоты, плохое зрение.

Экономист

Содержание деятельности: решает задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности; проверяет оформление отчётности по отдельным видам бухгалтерского учёта, расчёты по материальным и трудовым затратам; осуществляет оперативный учёт выполнения работ, составляет документы периодической отчётности.

Профессионально важные качества: ответственность, внимательность, большой объем кратковременной памяти, развитое абстрактно-символическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные нервно-психические заболевания.

Эколог

Содержание деятельности: исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты; организует и планирует мероприятия по рациональному природопользованию.

Профессионально важные качества: аналитические и математические способности, логическое мышление, развитые кратковременная и долговременная память, способность переносить физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях.

Медицинские противопоказания: аллергия, склонность к простудным заболеваниям, плохое зрение, выраженные формы гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Юрисконсульт

Содержание деятельности: работает в банках, биржах, кредитных организациях, инвестиционных фондах; дает консультации по юридическим вопросам, вопросам управления портфелем ценных бумаг, финансового менеджмента, оценки финансовых рисков, оценки и отбора инвестиционных проектов, организации банковского и страхового дела; осуществляет представительство в суде, арбитраже и других государственных организациях.

Профессионально важные качества: аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания, при которых противопоказано значительное нервно-эмоциональное напряжение.