Календарно-тематическое планирование курса развивающих занятий "Интеллектика" (автор Зак А.З.)

Селезнева Надежда Владимировна

Курс предназначен для систематического развития основных мыслительных способностей у детей 6-10 лет с целью повышения их интеллектуальной готовности к средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey._intellektika.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Начальная Общеобразовательная Школа №992

Программа  развивающих занятий

«Интеллектика» (автор А.З. Зак)

курс развития творческих способностей учащихся

1-4 классов

Москва, 2012г

Пояснительная записка

Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне, чем в дошкольном детстве.

Источниками полноценного развития ребенка в начальных классов школы выступают две деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности которая, в отличие от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисковые задачи и с иной целью - развить способности ребенка. Поэтому если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения.

Предлагаемый курс выступает именно как развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В настоящем блоке представлено содержание систематического курса развивающих занятий Интеллектика. Курс построен на материале 24 видов задач неучебного содержания и включает 32 занятия для каждого класса четырехлетней начальной школы.

Систематический курс, построенный на разнообразном - по содержанию и сложности поисковых задач - неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

Основной целью данного курса является:

Формирование творческой деятельности, развитие интеллектуальных способностей, задатков, интересов обучающихся, повышение интеллектуальной готовности к средним классам школы.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  1. Научить ребенка основным навыкам мыслительных способностей: анализировать условия задач, планировать действия, обосновывать правильность действий.
  2. Обучить самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.
  3. В рамках творческой деятельности развить способность искать и находить новые решения.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны уметь:

  1. анализировать условия задач, планировать действия, обосновывать правильность действий;
  2. искать и находить новые решения;
  3. самостоятельно ставить цели и находить способы их достижения.

Способы проверки знаний:

• опрос

• самостоятельная работа

• психологические игры

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Подведение итогов реализации программы проводится в виде мониторинга уровня развития познавательных способностей (методика «Почтальон», автор А.З.Зак)

Возраст участников 7-11 лет.

На освоение курса отводиться - 34 часа в год, в неделю  1ч.

Плановых диагностических занятий  2 ч.

Оптимальное количество учащихся в группе 9-15 человек.

Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»

1 класс (34 часа)


урока

Тема урока

Количество часов

Тетрадь, страницы

1

Развитие способности комбинировать.

Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 1 степени сложности

1 ч

1-3

2

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух 1». 1 степени сложности.

1 ч

4-6

3

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

4

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижение-1 ». 1 степени сложности

1 ч

7-9

5

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры  «Шаги -1». 1 степени сложности

1 ч

10-12

6

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -2».1 степени сложности

1 ч

13 -15

7

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 1 степени сложности

1 ч

16-18

8

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижение - 2».

1 степени сложности

1 ч

19-21

9

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1».

1 степени сложности

1 ч

22-24

10

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -3».

1 степени сложности

1 ч

25-27

11

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух 3».

1 степени сложности

1 ч

28-30

12

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижение-З». 1 степени сложности

1 ч

31-33

13

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2».

1 степени сложности

1 ч

34-36

14

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1» 1 степени сложности.

1 ч

37-39

15

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех 1».

1 степени сложности

1 ч

40-42

16

Развитие способности комбинировать. Вьшолнение 12 заданий игры «Обмены -2».

1 степени сложности

1 ч

43-45

17

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки-2».

1 степени сложности

1 ч

46-48

18

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

19

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 1 степени сложности

1 ч

49-51

20

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2». 1 степени сложности

1 ч

52-54

21

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Что подходит? ».

1 степени сложности

1 ч

55-57

22

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги 3».

1 степени сложности

1 ч

58-60

23

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «У кого что».

1 степени сложности

1 ч

61-63

24

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -3».

1 степени сложности

1 ч

64-66

25

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Раньше, позже». 1 степени сложности

1 ч

67-69

26

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Прыжки- 3».

1 степени сложности

1 ч

70-72

27

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры « Ближе, левее». 1 степени сложности

1 ч

73-75

28

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки-1». 1 степени сложности

1 ч

76-78

29

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники». 1 степени сложности

1 ч

79-81

30

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -2». 1 степени сложности

1 ч

82-84

31

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры « Более, чем...».

1 степени сложности

1 ч

85-87

32

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -3». 1 степени сложности

1 ч

88-90

33

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «Сходство, отличие».

1 степени сложности

1 ч

91-93

34

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Соседний, через один». 1 степени сложности.

1 ч

94-96

Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»

2 класс (34 часа)


урока

Тема урока

Количество часов

Тетрадь, страницы

1

Развитие способности комбинировать.

Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 2 степени сложности

1 ч

1-3

2

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух - 1». 2 степени сложности.

1 ч

4-6

3

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

4

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Так же, как..» 2 степени сложности.

1 ч

7-9

5

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -1». 2 степени сложности

1 ч

10-12

6

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -1».2 степени сложности

1 ч

13 -15

7

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 2 степени сложности

1 ч

16-18

8

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Сходство, отличие».

2 степени сложности

1 ч

19-21

9

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1».

2 степени сложности

1 ч

22-24

10

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -2».

2 степени сложности

1 ч

25-27

11

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух - 3».

2 степени сложности

1 ч

28-30

12

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Совпадение». 2степени сложности

1 ч

31-33

13

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2».

2 степени сложности

1 ч

34-36

14

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -2». 2 степени сложности.

1 ч

37-39

15

Развитие способности планировать. Выполнение

12 заданий игры «Прыжки -2».

2 степени сложности

1 ч

40-42

16

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники».

2 степени сложности

1 ч

43-45

17

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -3». 2 степени сложности

1 ч

46-48

18

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

19

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки - 3». 2 степени сложности

1 ч

49-51

20

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -1». 2 степени сложности

1 ч

52-54

21

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Больше, чем...».

2 степени сложности

1 ч

55-57

22

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки - 3».

2 степени сложности

1 ч

58-60

23

Развитие способности комбинировать. Выполнение

12 заданий игры «Передвижения - 3».

2 степени сложности

1 ч

61-63

24

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2».

2 степени сложности

1 ч

64-66

25

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Старше, моложе». 2 степени сложности

1 ч

67-69

26

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки- 1».

2 степени сложности

1 ч

70-72

27

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1». 2 степени сложности

1 ч

73-75

28

Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех - 3». 2 степени сложности

1 ч

76-78

29

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Ближе, левее». 2 степени сложности

1 ч

79-81

30

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -2». 2 степени сложности

1 ч

82-84

31

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -2».

2 степени сложности

1 ч

85-87

32

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -3». 2 степени сложности

1 ч

88-90

33

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «То ли одно, то ли другое».

2 степени сложности

1 ч

91-93

34

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 2 степени сложности.

1 ч

94-96

Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»

3 класс (34 часа)


урока

Тема урока

Количество часов

Тетрадь, страницы

1

Развитие способности комбинировать.

Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 3 степени сложности

1 ч

1-3

2

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух - 1». 3 степени сложности.

1 ч

4-6

3

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

4

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Так же, как..». 3 степени сложности.

1 ч

7-9

5

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -1». 3 степени сложности

1 ч

10-12

6

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -1».3 степени сложности

1 ч

13 -15

7

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 3 степени сложности

1 ч

16-18

8

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Сходство, отличие».

3 степени сложности

1 ч

19-21

9

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1».

3 степени сложности

1 ч

22-24

10

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -2».

3 степени сложности

1 ч

25-27

11

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух - 3».

3 степени сложности

1 ч

28-30

12

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Совпадение». 3 степени сложности

1 ч

31-33

13

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2».

3 степени сложности

1 ч

34-36

14

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -2». 3 степени сложности.

1 ч

37-39

15

Развитие способности планировать. Выполнение

12 заданий игры «Прыжки -2».

3 степени сложности

1 ч

40-42

16

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники».

3 степени сложности

1 ч

43-45

17

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -3».

3 степени сложности

1 ч

46-48

18

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

19

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки - 3». 3 степени сложности

1 ч

49-51

20

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -1». 3 степени сложности

1 ч

52-54

21

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Больше, чем...».

3 степени сложности

1 ч

55-57

22

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки - 3».

3 степени сложности

1 ч

58-60

23

Развитие способности комбинировать. Выполнение

12 заданий игры «Передвижения - 3». 3 степени сложности

1 ч

61-63

24

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2».

3 степени сложности

1 ч

64-66

25

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Старше, моложе». 3 степени сложности

1 ч

67-69

26

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки- 1».

3 степени сложности

1 ч

70-72

27

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1». 3 степени сложности

1 ч

73-75

28

Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех - 3». 3 степени сложности

1 ч

76-78

29

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Ближе, левее». 3 степени сложности

1 ч

79-81

30

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -2». 3 степени сложности

1 ч

82-84

31

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -2».

3 степени сложности

1 ч

85-87

32

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -3». 3 степени сложности

1 ч

88-90

33

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «То ли одно, то ли другое».

3 степени сложности

1 ч

91-93

34

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 3 степени сложности.

1 ч

94-96

Календарно-тематическое планирование занятий курса «Интеллектика»

4 класс (34 часа)


урока

Тема урока

Количество часов

Тетрадь, страницы

1

Развитие способности комбинировать.

Выполнение 12 заданий игры «Перестановки -1». 4 степени сложности

1 ч

1-3

2

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры « Одинаковое, разное у двух - 1». 4 степени сложности.

1 ч

4-6

3

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

4

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Так же, как..». 4 степени сложности.

1 ч

7-9

5

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -1». 4 степени сложности

1 ч

10-12

6

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -1». 4 степени сложности

1 ч

13 -15

7

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух -2». 4 степени сложности

1 ч

16-18

8

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Сходство, отличие».

4 степени сложности

1 ч

19-21

9

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки -1».

4 степени сложности

1 ч

22-24

10

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры. «Перестановки -2».

4 степени сложности

1 ч

25-27

11

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух - 3».

4 степени сложности

1 ч

28-30

12

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Совпадение». 4 степени сложности

1 ч

31-33

13

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -2».

4 степени сложности

1 ч

34-36

14

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения -2». 4 степени сложности.

1 ч

37-39

15

Развитие способности планировать. Выполнение

12 заданий игры «Прыжки -2».

4 степени сложности

1 ч

40-42

16

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники».

4 степени сложности

1 ч

43-45

17

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги -3».

4 степени сложности

1 ч

46-48

18

Диагностика уровня развития познавательных способностей

1 ч

19

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки - 3». 4 степени сложности

1 ч

49-51

20

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -1». 4 степени сложности

1 ч

52-54

21

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Больше, чем...».

4 степени сложности

1 ч

55-57

22

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки - 3».

4 степени сложности

1 ч

58-60

23

Развитие способности комбинировать. Выполнение

12 заданий игры «Передвижения - 3». 4 степени сложности

1 ч

61-63

24

Развитие способности анализировать. Выполнение

12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех -2».

4 степени сложности

1 ч

64-66

25

Развитие способности рассуждать. Выполнение

12 заданий игры «Старше, моложе». 4 степени сложности

1 ч

67-69

26

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки- 1».

4 степени сложности

1 ч

70-72

27

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 1». 4 степени сложности

1 ч

73-75

28

Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трех - 3». 4 степени сложности

1 ч

76-78

29

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Ближе, левее». 4 степени сложности

1 ч

79-81

30

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки -2». 4 степени сложности

1 ч

82-84

31

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -2».

4 степени сложности

1 ч

85-87

32

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги, прыжки -3». 4 степени сложности

1 ч

88-90

33

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 задапий игры «То ли одно, то ли другое».

4 степени сложности

1 ч

91-93

34

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены -3». 4 степени сложности.

1 ч

94-96

Литература:

  1. Зак А.З. Интеллектика (книга для учителя) – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  2. Зак А.З. Интеллектика 1 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  3. Зак А.З. Интеллектика 2 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  4. Зак А.З. Интеллектика 3 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  5. Зак А.З. Интеллектика 4 класс (тетрадь для развития мыслительных способностей). – М.: Интеллект-Центр, 2007.