"Особенности развития психики детей раннего возраста".

Трушина Софья Николаевна

 

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_detey.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития психики детей  раннего возраста.  

Главное отличие психологии ребенка можно обозначить как отсутствие устойчивых, внутренних основ существования. Внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация) только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста.

Отличительная особенность детей раннего возраста – ситуативность их поведения и внутренней жизни. Все определяется наличной, воспринимаемой ситуацией. Предпочтения крайне не устойчивы. Нравится то, что близко лежит или что предъявляется значимым взрослым (адекватным образом). Однако при этом все новое (обстановка, люди, пища) принимается с трудом, поскольку нарушает привычный образ жизни.

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый служит для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих действий с предметами. Взрослый не только дает ребенку в руки предметы, но и передает способ действия с ними. В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

- передает смысл действий с предметом, его общественную функцию.

- организует действия и движения ребенка, передавая технические приемы осуществления действия.

- через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

Новой ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка  – предметной,  способствующей развитию всех сторон психики и личности: восприятия, памяти, мышления, речи, самостоятельности самосознания.

Поскольку действия направлены в основном на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки главные для ребенка. Напр.:  зеленая кошка, все равно воспринимается как кошка, так как цвет не является определяющим.  

Восприятие в раннем возрасте развивается в предметной деятельности малыша. Особое значение имеют действия, называемы соотносящими, т.е. с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость местоположение. Т.е. малыш через практические пробы т.к. он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов соберет пирамидку или вложит матрешку. (прикладывая, используя силу и так пока не подберет нужную деталь).

От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

Не третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей, закрепленных за конкретными предметами. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметах сенсорная среда должна быть насыщенна и разнообразна. Уже к началу раннего возраста у него есть отдельные действия, которые можно считать проявление мышления. Напр. подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Мышление ребенка, осуществляемое в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно – действенное. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Но при этом важна при исследовании эмоциональная вовлеченность, наличие интереса, получение удовольствия от исследовательской деятельности. (удовлетворение любопытства, радость открытия).      

Одно из главных событий в развитии ребенка раннего возраста – овладение речью. Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребенка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, какой – либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком, и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет.

Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», выраженный в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребенка. Первый шаг  к этому – выполнение речевых инструкций взрослого, где поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Вместе с тем речь последнего, даже если ребенок хорошо ее понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения.

В возрасте около 3 лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются игровые замещения, напр. палочка это ложка, но само оно не появится, важно совместная деятельность с теми кто владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию. Такое приобщение дает начало новой, ведущей в дошкольном возрасте деятельности – сюжетной игре. Самостоятельные, придуманные ребенком игровые образы – первые проявления детского воображения.

Очень важно общение со сверстниками. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально – практическим взаимодействием, характеризующимся непосредственностью, отсутствием предметного содержания; раскованностью, эмоциональной насыщенностью; ненормированностью и нестандартностью коммуникативных средств; зеркальным отражением действий и движений партнера. Это дает им уверенность в себе, яркие эмоциональные переживания, ощущение своего сходства с другими, равными ему существом, которое вызывает бурную радость.

Серьезные успехи ребенка в предметных действиях, речевом развитии, игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют все его поведение. К концу раннего детства стремительно  нарастает тенденция к самостоятельности, желанию действовать независимо от взрослых, что находит свое выражение в словах «Я сам», являющихся свидетельством кризиса 3 лет. Ребенок уже способен оценить свои действия и поступки, поэтому в этом возрасте ребенку важна оценка его действий взрослым.