"Развитие общения детей раннего возраста".

Трушина Софья Николаевна

 

Общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. В процессе общения мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshcheniya_detey_rannego_vozrasta.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общения детей раннего возраста.

Для того чтобы общаться, необходимо:

  1. Принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);
  2. Понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;
  3. Передавать  сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;
  4. Иметь желание вступать в контакт.

Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3 – 8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся из дня в день. С 8 – 9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали «ладушки» - и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12 – 15 месячного ребенка слово «часы» означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5 – 2 годам он знает, что часы бывают разные.

Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как «большой»  и «маленький», «да» и «нет», «плохой» и «хороший».

Этапы развития общения.

Первый месяц жизни. Приспособление к жизни после рождения.

  1. Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого – лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно если он медленно перемещается на расстоянии 20 – 40 см. от ребенка.

1 – 3 месяца. Психическое рождение.

  1. С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные слухи. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его «сознательная» жизнь состоит из настоящего, точнее, из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и   смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

3 – 8 месяцев. Свои и чужие.

  1. С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением.

По мере нарастания привязанности к близким появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на «своих» и «чужих».

Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т. д. такой тесный контакт выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.

8 мес. – 1,5 года. Слова и жесты. Открытие себя.

  1. Приблизительно с 8 месяцев ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. К 14 – 18 месяцам малыш  реагирует на свое имя, знает, кто такие папа, мама, кукла. Показывает, где у него глазки, носик, зубки, ручки – все, чему научили. Те же части тела способен он находить и у других. Он любит выполнять простые просьбы, сам пытается что – то попросить, используя жесты и отдельные слова.

1,5 – 2 года. Рост словаря. Стремление к самостоятельности.

  1. Малыш побуждает вас называть для него различные предметы и действия. Он повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки.

Свои просьбы оформляет в виде сочетания указательного или другого жеста со словом.

Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Очень важно не подавлять его желание быть самостоятельным.

2 – 3 года. Фразовая речь. Негативизм.

  1. Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Этому способствуют его наблюдательность и игры, поощряемые взрослыми.

Умение говорить предложениями превращает малыша в интересного собеседника. Вас забавляют его выдуманные словечки и выражения.

Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т. п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2 – 3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по – разному. Важно помнить, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.

Развитие общения

Название  реакции                                                                                Возраст

Оборачивается, когда его зовут

1 год

Специально бросает предметы, чтобы их поднимали

1 год

Проявляет удовольствие, когда хвалят

1 год

Использует указательный жест

1 год 1 мес.

Использует 2 жеста и более: «до свидания»,  «ладушки», «большой» и т.п.

1 год 2 мес.

Зовет кого – нибудь, чтобы помогли

1 год 3 мес.

Использует знак «да» - кивает головой

1 год 4 мес.

Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим.

1 год 4 мес.

Обращает внимание на плачущего ребенка

1 год 4 мес.

Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать, чего он хочет

1 год 4 мес.

Приветствует знакомых людей доступными средствами  

1 год 4 мес.

Использует знак «нет» - качает головой из стороны в сторону

1 год 6 мес.

Легко повторяет увиденные жесты

1 год 8 мес.

Начинает плакать, чтобы добиться своего

1 год 8 мес.

Использует более 10 жестов и другие выразительные средства

2 года

Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт

2 года

Знает, чего нельзя делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет  

2 года

«Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т д.)

2 года

 

 

             

Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ЦИПР

Тема: «Развитие общения детей раннего возраста».

Общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. В процессе общения мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.

Цель: Ознакомить родителей с особенностями развития общения детей раннего возраста.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Что необходимо для общения.
  2. Этапы развития общения.
  3. Развитие общения.