Кинезиология как средство развития познавательных процессов учащихся

Огнивова Анастасия Юрьевна

Основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить. в связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников. для преодоления имеющихся нарушений у детей, с которыми они зачастую поступают в школу, предупреждения развития патологических состояний, укреплдение психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы в учебном процессе. Успешность обучения любого ребенка зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия. одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

В материале представлен практический материал для обучения педагоговприемам коррекции в условия образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное специальное  (коррекционное)  образовательное  учреждение для  обучающихся,  воспитанников с  ограниченными возможностями  здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

 VII вида  № 122»

Психологическое занятие для учителей начальных классов

(в рамках психологического просвещения)

Составитель: педагог-психолог

Анастасия Юрьевна Огнивова

г. Снежинск

МБС(К)ОУ 122

Цель: познакомить педагогов с приемами развития основных психических процессов  обучающихся , показать важность и значимость кинезиологической коррекции в учебном процессе

Кинезиология как метод развития познавательных процессов

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный

Мишель де Монтень

Вводная часть- актуальность проблемы

Начавшийся переход на федеральные государственные образовательные стандарты меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявление и развитие творческих способностей учащихся, на инициативу, самостоятельность обучаемых.

Задачи перед школой и педагогами в корне  изменяются. Цитирую:« Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов…. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операции анализа и синтеза, словесно-логического мышления, рефлексии…». «Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать и контролировать их результат…»

Таким образом, перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Перед школой в целом – создать комфортные условия для реализации целей и задач современного образования, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.

Такова ситуация с одной стороны - в теории, идеале.

На практике –какие дети поступают к нам?

 каждый педагог сталкивается с реальной ситуацией. В школу дети поступают с разным уровнем готовности к обучению, каждый будущий школьник имеет свои индивидуальные способности и особенности. Не секрет, что в  последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии (мозговые дисфункции, которые влекут за собой не достаточное развитие психических процессов), с затруднениями в обучении, трудностями адаптации (тревожные дети, агрессивные, расторможенность поведения), с несформированной учебной мотивацией.

Учебная же программа  рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система и мозговая деятельность не будут готовы к этому процессу. А значит  значительно затруднит формирование «универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных сферах», как этого требуют ФГОСы. А чтобы это было возможным  процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением.

Известно,  что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного  развития именно  младших школьников.

Для преодоления имеющихся нарушений у детей, с которыми зачастую дети приходят в школу, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, в любой школе.

        Возникает вопрос- что делать?

Вопрос участникам: какие  приемы вы используете на практике для развивающей и коррекционной работы ? (динамич. паузы, физ.минутки, режим, дифференцированное обучение и т.д.) на сколько они эффективны, что дают нам в учебном процессе?

  1. Приемы чаще направлены на организацию класса, носят ситуативный характер и не несут коррекционной направленности!

В настоящее время невропатологи, психиатры отмечают резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей  нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга. Мозг таких детей работает за счёт компенсаторных механизмов. Такие дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими.

В работе с такими детьми традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, т.к. не устраняют первопричину нарушений. В работе с данной группой обучающихся, педагогу необходимо  владеть  новыми  технологиями коррекции и развития, учитывающими психофизиологию школьника., а как следствие и способствующие благоприятному  обучению.

Каждый сейчас скажет, что развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно, но необходимо помнить, что  оно активно продолжается после рождения. Немного напомню вам об особенностях мозга. Из чего складывается единство мозга?

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности развития головного мозга.

Развитием головного мозга через двигательные упражнения занимается наука кинезиология. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия.

Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиологические упражнения- комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Иван Михайлович Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука» Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Применение таких упражнений возможно в условиях образовательного процесса.

Одно важное условие использования такого комплекса упражнений-экран

Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.

Кинезиологическуие упражнения имеют различную направленность- экран

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Комплекс  упражнений каждый педагог может составлять самостоятельно, исходя из особенностей учащихся, режима. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы – перерыв.

Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  1. Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  2. Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

В стандартный комплексы упражнений включены:

  1. растяжки,
  2. дыхательные упражнения,
  3. глазодвигательные упражнения,
  4. телесные упражнения,
  5. упражнения для развития мелкой моторики,
  6. упражнения на релаксацию и массаж.

Вашему вниманию предлагаю примеры некоторых упражнений, которые доступны, понятны.

Цитата- восточная мудрость: «»

Сегодня мы с вами попробуем некоторые упражнения  на себе.

2 часть- практическая

1. Растяжки (нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). )

“Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. (3-4 раза)

“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

4. Упражнения для развития мелкой моторики

“Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

5. Телесные упражнения

 При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.

«Перекрестные шаги», способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления.

 Упражнение является медленной перекрестной ходьбой на месте под счет ведущего, при выполнении которого ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.

“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

При выполнении кинезиологических упражнений дети испытывают ряд трудностей, связанных с различными причинами:

  1. При замедленном темпе приема и переработке информации, детям сложно принять инструкцию с первого раза.
  2.  При недостаточной ориентировке в схеме собственное тела – сразу найти правую руку, левое ухо  и т.д.
  3. При поражении двигательных систем дети испытывают трудности переключения с одного вида движений на другое.
  4. При выраженной застреваемости на отдельных позах дети повторяют движения, делают между ними большие паузы.
  5. При левосторонней недостаточности - дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.

6. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7. Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Приведенные кинезиологические упражнения достаточно известны и используются уже много лет психологами, учителями.

  1. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

 Развитие межполушарного взаимодействия позволяет нам развивать и корректировать основные психические процессы обучающихся , которые лежат в основе интеллектуального развития каждого.

 для улучшения психоэмоционального здоровья школьников, снятия эмоционального стресса Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя.

Таким образом, роль кинезиологических упражнений очень велика. Эти упражнения позволяют создать новые нейроннные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. У детей увеличивается темп мыслительной деятельности, улучшается концентрация внимания. Дети легче, прочнее воспринимают и запоминают предложенный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кинезиологические упражнения,

развивающие межполушарное взаимодействие

            Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы – перерыв.

 Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  1. ускорение темпа выполнения;
  2. выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
  3. подключение движений глаз и языка к движениям рук;
  4. подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

В комплексы упражнений включены

  1. растяжки,
  2. дыхательные упражнения,
  3. глазодвигательные упражнения,
  4. телесные упражнения,
  5. упражнения для развития мелкой моторики,
  6. упражнения на релаксацию и массаж.

Вашему вниманию предлагаю примеры некоторых упражнений.

1. Растяжки (нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). )

“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

4. Упражнения для развития мелкой моторики

“Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

 «Лягушка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

«Замок». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия воспитатель проводит с группой) дети могут выполнять упражнение парами.

5. Телесные упражнения

 При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.

«Перекрестные шаги», способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления.

 Упражнение является медленной перекрестной ходьбой на месте под счет ведущего, при выполнении которого ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.

“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

 «Руки—ноги». Детям предлагается выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

  1. ноги вместе — руки врозь;
  2. ноги врозь — руки вместе;
  3. ноги вместе — руки вместе;
  4. ноги врозь — руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

6. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

«Кулачки» Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

7. Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

Приведенные кинезиологические упражнения достаточно известны и используются уже много лет психологами, учителями для улучшения психоэмоционального здоровья школьников, снятия эмоционального стресса Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя.

Список рекомендованной  литературы

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.

Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997.

Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графоматорных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М, 2002.

Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М., 2008.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.