Заключение о результатах группового психологического исследования уровня социально-психологической адаптированности учащихся 10-х классов и уровня тревожности у учащихся 5-х классов

Представлен пример заключения по итогам психологического исследования уровня социально-психологической адаптированности учащихся 5-х классов и 10-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключение

о результатах группового психологического исследования

уровня социально-психологической адаптированности учащихся 10-х классов и уровня тревожности у учащихся 5-х классов

МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»

        Групповое психологическое исследование уровня социально-психологической адаптированности учащихся 10-х классов и уровня тревожности у учащихся 5-х классов МБОУ СОШ №13 проводилось 18 октября 2012 года педагогом-психологом МБУ «ЦПППН «Доверие» по запросу администрации МБОУ СОШ №13.

        Исследование проводилось с использованием следующих психологических методик:

  1. Тест школьной тревожности Филипса.
  2. Методика А. Прихожан «Шкала самооценки».
  3. Методика определения эмоциально-психологического климата в классе.
  4. Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптированная Т.В. Снегиревой.

        Методика Филлипса предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

        Методика определения социально-психологического климата в классе позволяет определить эмоциональное состояние, настроение, душевные переживания, волнения пятиклассников, их отношения друг с другом.

Методика А. Прихожан предназначена для определения самооценки учащихся.

        Шкала СПА позволяет определить уровень социально-психологической адаптации старших подростков в контексте психологических характеристик личности обследуемого и особенностей его поведения.

Результаты исследования уровня школьной тревожности 5-х классов

МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Исследование уровня и характера тревожности, связанной со школой у пятиклассников МБОУ СОШ №13 проводилось по нескольким факторам:

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Исследование уровня и характера тревожности, связанной со школой проводилось в трех классах: 5 – А, 5 – Б, 5 – В. Всего было обследовано 74 пятиклассника (5 «А» - 27 учащихся, 5 «Б» - 24 учащихся, 5 «В» - 23 учащихся). Высокий уровень тревожности определен у 21,6% всех обследованных учащихся пятых классов, что можно интерпретировать как факт дезадаптации.

  1. 5 - А класс: у 18,5% учащихся наблюдается высокий уровень тревожности (перечислены имена учащихся)
  2. 5 – Б класс: у 29,1% учащихся наблюдается высокий уровень тревожности (перечислены имена учащихся)
  3. 5 – В класс: у 17,4% учащихся наблюдается высокий уровень тревожности (перечислены имена учащихся)

Результаты методики определения СПК свидетельствуют, что в классах в основном преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.  Детям  нравится вместе участвовать в различных мероприятиях и  проводить свободное время.

Но существует и другое мнение: в классе наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество, преобладает подавленное настроение. Иногда ребята позволяют себе принижать личность другого. Таких учащихся немного:

  1. 5 - А класс: 7,4% (перечислены имена учащихся)
  2. 5 – В класс: 17,4% (перечислены имена учащихся).

У всех этих детей общее эмоциональное состояние характеризуется повышенной тревожностью. Существующие формы включения их в жизнь школы приводят к высокой тревожности, а так же эти дети испытывают страх ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Им свойственна ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. Особенности психофизиологической организации обусловливают сниженную стрессоустойчивость тестируемых, что повышает вероятность неадекватного поведения в ситуации стрессогенного характера.  

Хочется отметить, что среди пятиклассников только один ученик имеет низкую самооценку (ученица 5 «В» класса). Это свидетельствует о благополучном развитии личности ребят. Также, у ребят положительное отношение к школе. Однако, у всех пятиклассников присутствует тревожность, что является показателем дезадаптации.

Таким образом, дети с высоким уровнем тревожности находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большей степени зависит учебная мотивация:

         Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.

         Уверенность в себе.

         Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности.

         Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.

         Потребность и возможность в самовыражении.

         Принятие и одобрение значимыми людьми.

         Актуализация творческой позиции учащихся.

         Осознание значимости происходящего для себя и других.

         Потребность в социальном признании.

         Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.

         Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

Результаты исследования уровня социально-психологической адаптированности учащихся 10-х классов МБОУ «СОШ №13

с УИП эстетического цикла»

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе.

Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.  Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Успешная физиологическая и социальная адаптация обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия.

Адаптированность понимается как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность.

Исследование социально-психологической адаптированности учащихся 10-х классов МБОУ СОШ №13 проводилось по шести факторам:

  1. Приятие – неприятие себя.
  2. Приятие других – конфликт с другими.
  3. Эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия).
  4. Ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личностная ответственность и компетентность) – ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач).
  5. Доминирование – ведомость (зависимость от других).
  6. «Уход» от проблем.

Исследование социально-психологической адаптированности проводилось в двух классах: 10 – А и 10 – Б. Всего в исследовании приняло участие 42 человек: 10 «А» - 21 учащийся, а в 10 «Б» - 21 учащийся.

В ходе обработки результатов, факторы дезадаптированности у учащихся 10-х классов МБОУ СОШ №13 не выявлены. Таким образом, уровень социально-психологической адаптированности у всех обследованных учащихся соответствуют возрастным нормам. Можно сказать, что учащиеся 10-х классов не испытывают значительных учебных перегрузок, уровень личностной и реактивной тревожности у всех испытуемых в пределах нормы. В основном, они принимают себя и других. Большинство учащихся испытывают состояние эмоционального комфорта и  ориентированы на  то, что достижение жизненных целей зависит от них самих.

Причем некоторые из учащихся имеют очень высокие показатели по некоторым шкалам:

- по адаптивности:

10 «А» класс: 42,9% (перечислены имена учащихся);

10 «Б» класс: 57,1% (перечислены имена учащихся);

- по принятию себя:

10 «А» класс: 23,8% (перечислены имена учащихся);

10 «Б» класс: 42,9% (перечислены имена учащихся);

- по эмоциональному комфорту:

10 «А» класс: 33,3% (перечислены имена учащихся);

10 «Б» класс:  9,5% (перечислены имена учащихся).

Тем не менее, педагогическому коллективу школы, в ходе учебно-воспитательного процесса, а также родителям учащихся, необходимо учитывать возрастные особенности старших подростков, а также основные трудности, с которыми данная категория учащихся может сталкиваться.

Основными потребностями подростков являются самоутверждение среди сверстников, их самореализация происходит в общении. В старшем подростковом возрасте развивается независимость и самостоятельность. Наблюдается стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений. Формируется потребность профессионального самоопределения.

Наряду с этим, учащиеся старших классов сталкиваются с такими проблемами, как:

  1. Сложности в дружеских отношениях и любви.
  2. Отношения с родителями и другими взрослыми («не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют» и т. п.).
  3. Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).
  4. Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).
  5. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).
  6. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).
  7. Проведение досуга.

Учитывая возрастные особенности старшеклассников и проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться, педагогам и родителям следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Безусловное принятие старшеклассника, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Юноша должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.
  2. Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на чувства ребенка искренними.
  3. Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.
  4. Относиться к старшему подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идет о его потребностях или о его будущем.
  5. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав учащегося.
  6. Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред. Подростку нужно объяснить, за что его наказывают, а в случае несправедливого порицания родители или педагоги должны иметь мужество извиниться перед ребенком.

Данные рекомендации помогут поддерживать уровень социально-психологической адаптированности учащихся старших классов и снизить риск возникновения признаков дезадаптации.

Педагог-психолог ОППП                                                     Н.М. Гарифуллина



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К. РОДЖЕРСА И Р. ДАЙМОНА

Авторы: К. Роджерс, Р. Даймон

Цель: выявление особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».

Возраст: с 13 лет.

Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 1998. – 672с.

Специальный интерес представляет анализ того, насколько адекватно школьник переживает и осознает в критические моменты особенности своей личности и своих состояний, ибо от точности такого отражения во многом зависит успешность его совладания с новыми требованиями, адаптации к ним (под адаптацией понимаем процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные индивидуальные качественно своеобразные способы ее организации). Одним из условий успешности профилактики и коррекции дезадаптации школьника является четкое знание психологом характера субъективных искажений в случаях, когда знание ребенка о себе отличается грубой неадекватностью.

В качестве валидного методического инструмента может служить шкала социально-психологической адаптированности (СПА), в оригинале разработанная известным американским психологом К. Роджерсом и Р. Даймонд (1954) и адаптированная Снегиревой Т.В.

В качестве одного из методических инструментов шкала СПА применялась также для измерения школьной адаптации-дезадаптации в связи с изучением эмоционального самочувствия детей в школе, проводившемся в рамках комплексного исследования того влияния, которое обучение по усовершенствованным программам и учебникам оказывает на разлитие школьников, общую нагрузку учащихся (Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте) (Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания.  М., 1984). Использовалась она и в диагностике в изучении структуры эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых трудных детей в условиях массовой школы (Мурзенко В.А. Диагностика и структура эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы) (Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психологические расстройства. – Д., 1977).

Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периода разлития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей.

Опыт использования методики показывает, что коллективное ее применение в классе вполне возможно для испытуемых, начиная, но крайней мере, с 12-13-летнего возраста (что соответствует VI-VII классам). В белее раннем возрасте рекомендуется применять в условиях только индивидуального эксперимента.

Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Шкала состоит из 100 суждений, из них 37 соответствуют критериям социально-психологической адаптировонности личности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе  чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем к стремление овладеть, справиться с ними и пр.), следующие 37  критериям дезадаптированности (неприятие себе и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); 26 высказываний нейтральны. В число последних включена также контрольная икала (шкала лжи).

Шкала предъявляется обследуемым в виде небольшой тетради с высказываниями, под каждым из которых напечатана 7-ступенчатая шкала (для одноразового использования).

Неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ученику может свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний ребенка, в системе причин и условий возникновения которых школьному психологу и предстоит разобраться.

Чтобы расширить возможности качественного анализа полученных с помощью шкалы СПА данных, каждому высказыванию придавался «вес», совпадающий с номером ступени (от I до 7), на которую они попадали при сортировании их испытуемыми.

С той же целью все высказывания были сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности. Перечисляя эти факторы, в скобках назовем номера составляющих их суждений:

1) приятие  неприятие себя (соответственно суждения) № 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 и 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99, т.е. 11 и 9 высказываний;

2) приятие других  конфликт с другими № 9, 14, 22, 26, 53, 97 и 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76, в целом  6 и 7 высказываний/;

3) эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность)  эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия) № 23, 29, 41, 44, 47, 78 и 6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85, т.е. 6 и 8 суждений;

4) ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность)  ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач) № 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91,98 и 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77, итого 13 и 9 высказываний;

5) доминирование  ведомость (зависимость от других) № 58, 61, 66 и 16, 32, 38, 69, 84, 87  3 и 6 суждении;

6) «уход» от проблем № 17, 18, 54, 64, 86-5 высказываний.

Достоверность статистических различий, которые выступают между различными группами учащихся в отношении данных факторов (в средних по группам «весовых» значениях), устанавливается с помощью непараметрических критериев Уилксона для разностей пар и Ц-критерия Вилксона, Манна и Уитни. Отбирая суждения, забравшие наибольший или наименьший «вес» по группе, можно выделить признаки, которые являются наиболее и наименее характерными для той или другой группы учащихся. Статистическая значимость различий в этих случаях может быть установлена с помощью +  критериев Стьюдента.

Выполнение теста длится примерно урок (45 мин.). Проведение измерения, как и интерпретация результатов, может осуществляться только психологом.

Показателями адаптированности (i/+/) служат высказывания №4, 5, 9, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 62, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98;

Показателями дезадаптированности (i/-/)  высказывания 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100.

Девять суждений № 8, 34, 45, 48, 81, 82, 89, 92, 101 составляют «шкалу лжи».

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычислялся по сумме позитивных (i/+/) высказываний, рассортированных школьниками на 5, 6, 7 позиции шкалы, и негативных (i/-/) попавших в позиции 1, 2, 3:

Ка = 5, 6, 7 / Ni+1 2 3 / Ni

Так как позитивных суждений в шкале 37 и столько же негативных, то гипотетическая оптимальная величина коэффициента – 74, минимальная – 0.

Иногда бывает полезным получить и показатель дазадаптированности, который рассчитывается как сумма позитивных высказываний (i/+/), распределенных на 1, 2, 3 позиции, и негативных (i/-/), занявших 5, 6, 7 позиции шкалы.

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (VIII-Х классы), для которых в наибольшей степени предназначен данный инструмент, средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39-44 баллов. Сопоставлению коэффициентов СПА с объективными показателями  успеваемостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе  крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных. Одной и той же величины индексы, очень высокие, тяготеющие к 50, могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся физико-математической школы) или завышенными, свидетельствующих об особенностях личностного реагирования учащихся на их страдавшую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности. За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные причины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками.

Инструкция:

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав, или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

 «0»  это ко мне совершенно не относится;

 «1»  мне это не свойственно в большинстве случаев;

 «2»  сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

 «3»  не решаюсь отнести это к себе;

 «4»  это похоже на меня, но нет уверенности;

 «5»  это на меня похоже;

 «6»  это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

ОПРОСНИК СПА

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать  иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него  не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе  оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство, прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен на придумывать лишнего... Словом  не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком  привлекательным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения,

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно  если разногласия грозят стать явными.

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг  не справлюсь, а вдруг  не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.


Показатели и ключи интерпретации

Интегральные показатели

«Адаптация»

А = [а / (а + b)] х 100%

«Самоприятие»

S = [а / (а + b)] х 100%

«Приятие других»

L = [1,2 а / (1,2 a + b)] х 100%

« Эмоциональная комфортность»

Е = [а / (а + b)] х 100%

« Интернальность»

I = [а / (а + 1,4 b)] х 100%

«Стремление к доминированию»

D = 2а / (2а + b)] х 100%

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

а

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22. 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

(68-170)

68-136

b

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100, 65, 70

(68-170)

68-136

2

а

Лживость    

                      +

34, 45, 48, 81, 89,

8, 82, 92,101

(18-45)

18-36

3

а

Приятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

(22-52)

22-42

b

Неприятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(14-35)

14-28

4

а

Приятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

(12-30)

12-24

b

Неприятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

(14-35)

14-28

5

а

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

(14-35)

14-28

b

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

(14-35)

14-28

6

а

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98, 13,

(26-65)

26-52

b

Внешний контроль

25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

(18-45)

18-36

7

а

Доминирование

58, 161, 66

(6-15)

6-12

b

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

(12-30)

12-24

8

Эскапизм (уход от проблем)

17, 18, 54, 64, 86

(10-25)

10-20

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируется как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.