Индивидуальная программа

Индивидуальная программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №33

             Утверждено:                                                                                         Согласовано:

Директор МБОУ СОШ № 33                                                                  Заместитель директора по УВЧ

Долматова Т.В._____________                                                               Блажко Н.Г. ______________

Индивидуальная программа

коррекции агрессивности

 

Ученика ______________

2013 г.


Пояснительная записка

Теоретические основы работы с агрессивными детьми.

"Агрессия" - от латинского "agressio" означает "нападение", "приступ".
         Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

 Агрессивность Солтанали  проявлялась более чем в течение  6 месяцев.  В его поведении проявлялись следующие признаки.

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять задания учителя на уроках и переменах.
  4. Часто специально раздражает окружающих.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6.  Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен
  8.  Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.         

Портрет агрессивного ребенка

   Нападает на остальных детей. Обзывает их. Отбирает и ломает игрушки и вещи. Намеренно ищет грубые выражения, становится для всего детского коллектива, источником огорчений. Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Как стать любимым и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку" Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со сторон взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Любят перекладывать вину за затеянную ими ссор на других. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона.

Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.  Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Предназначение программы.

     Данная  программа  может, использована  для индивидуальной  и групповой работы с агрессивными детьми.

Занятия проводятся согласно учебному плану 1 час в неделю, продолжительность занятия от 25 до 40 минут, не более двух упражнений, ребенок быстро утомляется.

Задачи и средства коррекции детской агрессивности

  1. Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки

       ученика;

  1. Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений;
  2. Формирование у  мальчика моральных представлений;
  3. Тренаж психомоторных функций;
  4. Снятие чрезмерного напряжения и тревожности ребенка;
  5. Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении;
  6. Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
  7. Обучение ауторелаксации.

   Методы:

 Наглядные - использование картинок, презентации «Эмоции: грусть, печаль, радость,

 спокойствие»

 Практические – упражнения, рисование.

 Словесные - объяснение, беседа, примеры литературных героев.

Технические средства – магнитофон

Основные направления работы

Психолого-педагогическая коррекция, направленная на развитие:

- эмоций печали, радости, грусти, спокойствия и т.д.;

-  обучение ауторелаксации, тренаж психомоторных функций.

- коррекционные упражнения, направленные на снятие чрезмерного напряжения и тревожности

  ребенка, на снятие страха, неуверенности, склонности к негативным    реакциям.  

- формирование самосознания адекватной самооценки ученика;

Этапы программы:

I. Диагностический: Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее развитие. Исследование психических функций. Заключение

II. Коррекционный

- развитие навыков общения, игровых умений и навыков адекватного, конструктивного поведения, регуляции социальных отношений;

III. Отслеживание динамики в развитии (после коррекционных занятий).                                               

В результате данная программа  поможет  ребенку в  обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.  Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Минимальные требования к оснащению учебного процесса.

Необходимым элементом каждого занятия является ритуал приветствия в начале занятия и получение «обратной связи» в конце занятия.

Учебно-методические компоненты: рабочая тетрадь для ученика, альбом, тесты, картинки, карандаши, фломастеры,  набор игр и упражнений, игрушки, методические рекомендации для родителей.


Программа по коррекции детской агрессивности

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 3-х направлениях: 

1 направление.       Работа с гневом.

         Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.
         Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

Рекомендации:

 1. Нарисовать обидчика.  Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.  Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не

          умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться

          один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

       2. Увести ребенка в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

  1. Комкать и рвать бумагу  
  2. Бить подушку или боксерскую грушу  
  3. Топать ногами
  4. Написать на бумаге все слова, которые хочет сказать, скомкать и выбросить
  5. Втирать  пластилин в бумагу или картонку
  6. Использовать водяной пистолет
  7. Батут, надувные дубинки
  8. Громко кричать, используя «стаканчик для крика», сделанного из ватмана и т.д.
  9. Пинать подушку ногой или консервную банку (из под «спрайта», «пепси»  и т.д.)
  10. «Листок гнева», с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

Огромный надувной молоток - постучать им со всей силой

Лёгкие мячи, которые можно швырять в мишень

Мягкие подушки, которые можно колотить

Газеты, которые можно комкать и швырять

Погреметь погремушками

Поиграть в игры: "Обзывалки", "Мешочек для криков", "Волшебная труба", "Стаканчик для криков", "Спортивные состязания".

Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

2 направление.       Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

         Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

1. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно пользоваться разрезными шаблонами, этюдами М. И. Чистяковой (1990), упражнениями и играми, разработанными Н.Л.Кряжевой (1997) а также большими таблицами и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний и презентации "Эмоции".

В классе, желательно иметь  плакат, где дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.

2. Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки.

3. Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем - рисование.
Детей можно попросить сделать
рисунки на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa я радуюсь", "Koгдa я счастлив" и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

4. Необходимо научить ребенка понимать себя, и прежде всего -ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: "Cepдцe колотится, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т. д.

      Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.
Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Педагог может использовать и другие формы и методы:

  1. проводить беседы с ребенком
  2. рисовать
  3. играть

Игра «Камушек в ботинке»


   В    эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Игра проходит в два этапа.

1 этап       (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий спрашивает: "Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?" Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: "Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями".       Далее воспитатель спрашивает детей: "Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?" Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.       Воспитатель говорит детям: "Koгдa мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
      Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: "У меня камушек в ботинке", мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.
      Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: "У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков". Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: "У меня нет камушков ботинке".
      Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные "камушки", о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от "камушка".
      Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это "что-то" не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, "выпустить пар", то можно спокойно приступать к занятиям.
(Игры к занятиям с учащимися можно найти в разделе "Игры и упражнения" на сайте) 

3 направление.       Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

      Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать Состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
      
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.
      Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например:
      
"Как Мальвина поссорилась с Буратино". Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: "Что чув-ствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?", "Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?" и др.
      
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, В таком случае гораздо полезно сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение "Я", а не "TЫ". Например, вместо "Tы почему не убрал игрушки?", можно сказать: "Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны".
      Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.       Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

1 ЭТАП - подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
На первых порах ребенок может стать более агрессивным (и пре родителей надо предупреждать об этом), но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, "маленький агрессор" начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.
Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: "Обзывалки", "Двa барана", "Толкалки", "Жужа", "Рубка дров", "Дa и HeT", "Тух-тиби-дух", "Ворвись в круг".
(Игры вразделе "Игры и упражнения")
2 ЭТАП - включение агрессивных детей в игры с неагрессивными детьми. Педагог должен находиться рядом и в случае необходимости помочь разрешить конфликтную ситуацию.
3 ЭТАП - Совместное принятие решения о том, как лучше выйти из создавшегося положения. ИГРЫ "ГОЛОВОМЯЧ", "Камешек в ботинке", "Давайте поздороваемся", "Король", "Ласковые лапки".

ОПИСАНИЕ ИГР МОЖНО БУДЕТ НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ"

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ

Практический материал для работы с детьми

ФУНКЦИИ

ИГРА  (НАЗВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ)

Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева

   "Обзывалки" (групповая);   можно использовать названия а фруктов, грибов, ме6ели. В заключение игры надо сказать друг другу что-нибудь и приятное.
   "Спустить пар" (индивид., групповая) Каждый говорит окружающим всё, что ему не нравится. Никто не перебивает
   "Два барана" (Групповая):
     Рано-рано два барана      Повстречались на мосту...
   "Слушай звуки" (Групповая, индивид.,)
   "Угадай, что изменилось" (Групповая, индивид.,)
   Настольные игры: Конструктор, Мозаика,(Групповая, индивид.,)
   "Толкалки" (Групповая)
   "Довольный - сердитый" (Групповая, индивид.,)
   "Безмолвный крик"
   "Хвасталки"
   "Путешествие"

   Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание

   "Доброе животное" (групповая)
   В кругу держатся за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Как оно дышит.
   Вдох - шаг вперед, Bыдоx - шаг назад.
   Вдох - два шага вперёд, выдох - два шага назад.
   Сердце бьётся - стук! Шaг вперед....
   "Распускающийся бутон"

   Снятие негативных эмоций

   "Тух - тиби - дух!" (групповая)
(Игра в молчанку. Все ходят по комнате в время от времени произносят секретное слово. Говорить его надо прямо глядя в глаза человеку, сердито.).
   "Кукла Бобо" (индивидуальная) Сшита своими (из подушки и пуговиц) руками.
   Такую куклу можно сделать из материала. Её спокойно можно пинать, бить и т. д.
   "Датский бокс"
   "А кроме того…"

   Обучение эффективным способам общения

   "Попроси игрушку" (групповая) (Уговори человека дать тебе предмет) - вербальный и невербальный варианты.
   "Связующая нить" (групповая) (с клубком ниток)
   "Любящий взгляд" - (групповая) невербальный вариант
   "Взаимоотношения" (индивид.,групповая) построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком"
   "Король сказал" (групповая, индивид.)
   "Ученик дня" (групповая)
   "Ковер мира" (групповая)
   "Сладкая проблема" (групповая)
   "Небеса и ад" (групповая)

   Формирование чувства доверия

   "Прогулка с компасом" (групповая) Игра парами: один впереди - с закрытыми глазами - это компас, сзади - турист.
   "Двое с одним мелком"

   Установление доверительных отношений

   "Я вижу!" (индивидуальная, групповая)
   "Новоселье" (индивид, групповая) Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем домик раскрашивают красками.
   "Строители". (индивид, групповая) Нарисовать или построить дом и рассказать о нём другим детям.
   "Общий ритм" (групповая): Ведущий задаёт ритм и идёт с ним в гости к одному игроку, затем они вместе идут к третьему и т.д.
   "Связующая нить (групповая): Передают друг другу клубок ниток, все держатся за неё. Говорят о том, что чувствуют или пожелания другим.

   Снятие мышечного напряжения

   "Ласковые лапки" (индивид., групповая)
   "Прогноз погоды" (индивидуальная) Ребенок рисует на бумаге все свои состояния, затем показывает окружающим.
   "Кулачок" (индивид.) Дайте ре6ёнку какую-нибудь мелкую игрушку и попросите сжать кулачок крепко крепко. Пусть он подержат кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
   "Игра в классы (индивид, групповая)
   "Лепим сказку". Работа с пластилином даёт возможность "сместить энергию кулака" (индивид, групповая) Очень подходит сказка "Три медведя"
   "Брыкание" (индивид.) Ре6ёнок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой, ре6ёнок говорит "Нет"; "Да и нет" (все участники делятся на две группы и спорят: ДА! и НЕТ! Сначала тихо затем всё громче и громче!
   "Звучащая сила" (групповая)
   "Растянись!" " ( групповая)
   "Гений и придурок" "(индивид., групповая)
   "Кто я?" "(индивид.,)
   "Спасибо моему телу"

   Сочувствие, coпереживание осознание своих чувств

   "Хорошо - плохо!" (индивид., групповая)
   "Ворвись в круг" (групповая)
   "Агрессивное поведение"(индивид., групповая)
(изобразить на бумаге то, что их больше всего раздражает)
   "Двое с одним мелком" (групповая) Под музыку ри-суют 1 картинку.    "Граффити"(индивид., групповая)
Темы: "Что я люблю" "Что я хочу знaтъ" " Прекрасные моменты", "Что меня пугает" в т.д.
   Несколько листов ватманов соединяют вместе. Каждый рисует по своей теме.
   "Рассказ о товарище" "(индивид., групповая)
   "Зеркало" (групповая)
   "Карикатура" (групповая)
   "Тень" (групповая)
   "Эхо" (групповая)
   "Мы все похожи друг на друга (групповая)
   "Копилка хороших поступков" (индивид., груп.)
   "Коробка переживаний" (индивид, групповая)
   "История с продолжением" ( групповая)
   "Цветочный дождь" (групповая)

   Сплочённость группы

   "Клеевой дождик" (групповая)
   Дeти держатся за плечи друг за друга. В таком преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под стульями, столами, обогнуть широкое озеро, пробраться через дремучий лес спрятаться от дики животных. От партнера отцепляться нельзя.
   "Пчёлы и змеи" (групповая)
   "Групповой портрет" (групповая)

   Tpeнинговыe занятия по темам:

   "Страдание"
   "Печаль"
   "Гнев"
   "Вина"
   "Боль"
   "Страх"

(К. В. Гильмеев И. З. "Я +Ты")

   Сказкотерапия по темам:

   "Волк и семеро козлят
   "Золушка
   "Морозко
   Заюшкина избушка

   Музыкотерапия

   "Индивидуальная
   Групповая

   АРТ-терапия по темам

   " Прогноз погоды (выразить своё настроение с помощью рисунка и показать другим "Солнечно", "Штром" и т.д.) (индивидуальная, групповая)
   "Неожиданные картинки" (индивид., групповая)
   "Рисунок в два этапа"

   Видеотренинги

   "Ёжик должен быть колючим
   " Ну, погоди!
   " 12 месяцев
   " Звёздный мальчик

СТИХОТВОРЕНИЕ

Стоит небольшой старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
          И если ты ласково, тихо
          В него позвонишь, то поверь,
          Что в доме проснётся старушка,
          И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи не стесняйся, дружок. -
На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
         Но если, но если, но если,
         Ты в этот уютный дом
         Начнешь кулаком стучаться,
         Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.

        

 После стихотворения идёт обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиваться разным путём и пути могут привести к разным результатам. Почему во 2 части стиха к ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в классе можно использовать специальную анкету.

(Анкета имеется в разделе "Диагностика")

Причины  появления агрессии

  1. Соматические заболевания или заболевания головного мозга.
  2. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.
  3. Большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно при меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чад. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаков часто встречаются и у слишком мягких родителей, и чрезмерно строгих.
  4. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
  5. Если же родители вовсе не обращают внимания н агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
  6. Только родители, которые умеют находить, разумны компромисс, "золотую середину", могут научить своих детей справляться с агрессией.
  7. Привлечение к себе внимания сверстников (вырывает книгу, разбрасывает вещи, начинает громко лаять и т.д.)
  8. Ущемление достоинств другого с целью подчёркивания своего превосходства
  9. Защита и месть (в ответ на агрессию)
  10. Стремление быть главным
  11. Стремление получить желанный предмет

Портрет агрессивного ребенка

   Нападает на остальных детей. Обзывает их. Отбирает и ломает игрушки и вещи. Намеренно ищет грубые выражения, становится для всего детского коллектива, источником огорчений. Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Как стать любимым и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку" Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со сторон взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Любят перекладывать вину за затеянную ими ссор на других. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона.

Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.  Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.