Программа коррекции страхов и тревожности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья «Волшебный лучик»

Составленная программа ориентирована на работу с детьми, которые имеют различные страхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_korekcii_strahov.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования»

                                                           Утверждаю

                                                                              Директор МБОУ ЦДК

                                                                                             __________     Кусенкова Л.А.  

                                                                  «_____»___________20____ г.

Программа

коррекции страхов и тревожности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

«Волшебный лучик»

Составлено педагогом-психологом

Дорошенко Ириной Геннадьевной

Славянск-на-Кубани

2012 год

      Пояснительная записка:

           Достаточно трудно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях.

         Детские  страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, их вызывающие, как правило, исчезают. Если же они остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема устранения страхов и тревожности у детей младшего школьного  возраста становится актуальной в последнее время.

         На сегодняшний день психологами разрабатываются и реализуются программы, направленные на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по снижению уровня тревожности, повышению уровня самооценки, коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Составленная мной программа ориентирована на работу с детьми, которые имеют различные страхи.

        Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

        Задачи программы:

1. Снизить тревожность детей младшего школьного возраста.

2. Повысить уровень самооценки ребенка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Осуществить контроль над объектом страха.

5. Повысить уровень психологической компетенции родителей.

       Цикл включает 10 занятий.

       Частота индивидуальных встреч 2 раза в неделю.

        Приблизительная длительность каждого занятия — 30 минут, в зависимости от состояния ребенка, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

       Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения младшего школьника. Вместе с тем, еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие личностных качеств, нормализации психоэмоционального состояния ребенка.

         Структура групповых занятий:      

       Приветствие, прощание   является важным моментом работы с детьми, позволяющим создавать атмосферу доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. 2 минуты

         Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние

детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. 7 минут.

       Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач

данного развивающего комплекса. 15 минут.

       Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что школьники вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. 4 минуты.

Методы и техники,  используемые в программе:

1. Релаксация

2. Концентрация.

3. Функциональная музыка.

4. Игротерапия.

5. Арт-терапия.

    Данная программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

Условия проведения занятий:

1) принятие ребенка таким, какой он есть;

2) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

3) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершенности занятия;

4) в любом упражнении ребенку предлагается возможность импровизации.

Предполагаемые результаты:

       В результате проведения запланированных занятий у школьников должен снизиться уровень тревожности, развитие эмоционально-волевой сферы. Диагностика и анализ полученных результатов нацелены на то, чтобы оказать своевременную помощь по ликвидации эмоционально-волевых расстройств.

Список используемой литературы:

1.  Голутвина В. Как победить детские страхи. М.: Гелеос. – 256 с.

2. Захаров А.И. Ночные и дневные страхи у детей. – СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.

3. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.

4. Эмануэль Р. Страх. – М.: «Изд-во Проспект», 2002.- 79 с.

5. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.

Тематическое планирование занятий программы

«Волшебный лучик»

Блок

Цель

Задачи

Формы и методы

Сроки

Диагностический

Определение уровня тревожности, который наблюдается у школьника.

Диагностика внутрисемейных отношений

1. Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы.

2. Определить тип детско-родительских отношений

1. Проективная методика «Моя семья»

2. Анкета семейных взаимоотношений (АСВ)

Данная работа проводится в подготовительный период

1-е занятие

Коррекционно-развивающий

Диагностика психоэмоционального состояния школьника;

способствование отреагированию страхов;

1. Определить уровень психоэмоционального состояния дошкольника.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения и восстановление сил.

3. Развивать творческое мышление, способность концентрироваться

Упражнения

 «Человек боится…».

 «Дотроньтесь до .., кто боится…».

Сказка «Маленькая Луна».

2-е занятие

Развитие воображения; создание условий, способствующих активному участию в работе

1. Создать условия повышения уровня активности в работе.

2. Создать атмосферу психологического доверия

 Упражнения

«Росточек под солнцем»

«Что я люблю»

Арт-терапия

3-е занятие

Обучение приемам расслабления;

снижение психоэмоционального напряжения

1. Обучить приемам расслабления при помощи дыхательных упражнений.

2. Снизить уровень тревожности

Упражнения

 «Превращения»

 «Росточек под солнцем»

4-е занятие

Стимулирование аффективной сферы детей, повышение психического тонуса школьников

1. Снизить уровень тревожности

2. Повысить психический тонус школьников

«Росточек под солнцем»

«Расскажи свой страх»

Музыкотерапия

5-е занятие

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения

1. Способствовать преодолению негативных переживаний.

2. Снизить уровень тревожности школьников

«Росточек под солнцем»

«Азбука страхов»

«На лесной полянке»

«Прогони Бабу-Ягу»

«Неопределенные фигуры»

6-е, 7-е, 8-е занятия

Формирование положительной «Я-концепции», уверенности в себе, снижение тревожности

1. Повысить уровень уверенности в себе

2. Снижение уровня тревожности

«Росточек под солнцем»

«Сказочная шкатулка»

«Придумай веселый конец»

«Волшебные зеркала»

9-е занятие

Закрепление достигнутых результатов

1. Закрепить полученные результатов

«Волшебный сон»

Арт-терапия

10-е занятие

Консультативный

1. Оказание индивидуальной психологической помощи родителям в разрешении трудностей, связанных с коррекцией эмоционального состояния дошкольника.

2. Повышение уровня психологической компетентности родителей и педагогов  в вопросах обучения и воспитания детей

1. Уточнить проблему.

2. Актуализировать стремления разрешить имеющиеся затруднения.

3. Создать единое понятийное пространство между родителем, педагогом, ребенком и педагогом-психологом

Любые формы и методы индивидуального консультирования, которыми владеет педагог-психолог.

В течение всего времени реализации программы