программа управления процессом адаптации студентов первого курса Алданского политехникума

Дмитриенко Людмила Серафимовна

 

В Алданском политехническом техникуме разработана программа психолого-педагогической адаптации первокурсников, которая призвана помочь студентам адаптироваться к новым условиям обучения с первых дней пребывания в АПТ, а так же использовать этот период для развития личности студентов нового набора и формирования позитивной мотивации профессионального становления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_processom_adaptacii_pervokursnikov.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая программа управления

 процессом адаптации первокурсников

Алданского политехнического техникума.

В современном, постоянно меняющемся мире развитие адаптивных качеств личности приобретает особое значение. Адаптивность всегда индивидуальна, обеспечивается активностью личности и находит свое выражение в достигнутом результате деятельности. Она может рассматриваться как внутренняя способность личности к изменчивости.

Если изменения в психологической структуре личности в процессе адаптации происходят дисгармонично, то говорят о дезадаптации личности, которая может проявляться в различных отклонениях и нарушениях поведения. О дезадаптации свидетельствуют состояния фрустрированности и подавленности человека, социальная изолированность, неадекватность коммуникативных навыков и поведенческая дезорганизация. Все перечисленные признаки дезадаптации могут быть характерны и для студентов политехникума

С первых же дней пребывания в АПТ первокурсники сталкиваются с новой структурой учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями. Неизбежно возникает перестройка школьного стереотипа учебной деятельности, идет активный процесс приспособления первокурсников к условиям образовательной среды техникума. Студенты меняют образ деятельности и мышления, обучаются самостоятельно регулировать свое обучение, нести ответственность за планирование учебы и ее результаты. Тревожные факты дезадаптации студентов первого года обучения  показывают, что приспособление вчерашних школьников к условиям обучения в политехникуме происходит с определенными трудностями:

1. Некоторые индивидуально-психологические особенности первокурсников, такие как  большие пробелы в знаниях (в систему среднего профессионального образования, как правило, поступают средне- и слабо успевающие в школе); низкие познавательные интересы (несформированность основных мотивов обучения); плохое владение приемами учебной работы (неумение работать с учебными текстами, выделять основную мысль, конспектировать, эффективно запоминать и доходчиво излагать выученное); дефекты семейного и школьного воспитания (низкий уровень этической воспитанности и ответственности, низкая волевая и поведенческая регуляция отрицательно сказываются на процессе адаптации к условиям обучения в АПТ. Следствием является неуспеваемость на первом курсе, рост пропусков занятий, неудовлетворенность учебой.

2. Абитуриенты, поступающие в техникум, недостаточно ориентированы в будущей профессии, возникает конфликт между интересами студентов, их ожиданиями и содержанием обучения.

3. Обучение в среднем профессиональном учебном заведении  имеет свои особенности. Большой объем специальных знаний по профессии, чередование теоретического и практического  циклов обучения требуют от первокурсников высокой умственной работоспособности, организованности, желания учиться. Этого часто и не хватает студентам.

Индивидуально-психологические особенности первокурсников ставят перед преподавателями двойную педагогическую задачу: вооружить профессией и исправить пробелы в обучении и воспитании, что усложняет и без того нелегкий труд педагога. Возникает необходимость  поиска наиболее приемлемых подходов, методов и приемов работы, обеспечивающих системный подход к процессу адаптации студентов в первые месяцы обучения профессии.

Таким образом, психолого-педагогическая адаптация студентов-первокурсников становится одной из актуальных задач, в решении которой заинтересован весь педагогический коллектив политехникума, осуществляющий ряд мер, способствующих менее болезненному вхождению первокурсников в новую систему  учебных отношений и требований.

В Алданском политехническом техникуме разработана программа психолого-педагогической адаптации первокурсников, которая призвана помочь студентам адаптироваться к новым условиям обучения с первых дней пребывания в АПТ, а так же использовать этот период для развития личности студентов нового набора и формирования позитивной мотивации профессионального становления.

Программа имеет системно-комплексную структуру, которая позволяет соблюдать последовательность и согласованность психолого-педагогических воздействий, охватывая всех участников образовательного процесса. Она  рассчитана на первый семестр учебного года (сентябрь – декабрь) и реализуется с учетом плана учебно-воспитательной работы техникума.

Работа  осуществляется во взаимодействии с администрацией, преподавателями и классными руководителями. Используются формы и методы индивидуальной и групповой работы: беседы, семинары, дискуссии, самоанализ, психологические практикумы, игры и др.

Программа предполагает поэтапную организацию психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников:

Первый этап. Психологическое сопровождение профессионального  отбора.

Второй этап.  Адаптация первокурсников в учебной деятельности.

Третий этап. Решение проблем адаптации первокурсников к новым условиям обучения.

Четвертый этап.  Анализ итогов адаптационного периода.

На каждом этапе деятельность психолога строится с учетом целей, категории участников и основных направлений психолого-педагогической деятельности.

Анализ и оценка эффективности адаптационного процесса осуществляется на основе итоговых данных психолого-педагогической адаптации первокурсников. Основным критерием оценки успешной адаптации студентов  является уровень   адаптированности  первокурсников, который  рассматривается как результат личностных изменений в ходе согласования профессиональных намерений, качеств личности, требований конкретной профессиональной деятельности и  выступает основным показателем успешной адаптации студента.

Оценка уровня адаптированности складывается из сочетания основных критериев опросника  социально-психологической адаптированности  (СПА):

Критерии

Показатели

Адаптивность  (общий показатель)

Согласованность целей и

 результатов деятельности,

конструктивность отношений,

 гибкость поведения.

Принятие себя

Принятие себя таким,

 какой есть, вне зависимости от оценки

 своих достоинств и недостатков,

 автономность.

Принятие других

Способность к установлению

 межличностных контактов,

 сопереживанию и рефлексии,

коммуникабельность.

Эмоциональный комфорт

Эмоциональная стабильность,

 отсутствие тревожности,

 ощущение понимания и поддержки.

Внутренний контроль

Ответственность и самостоятельность

 в принятии решений.

Систематическое наблюдение, отслеживание актуального состояния и проблем процесса адаптации  позволяет выявить противоречия и трудности, имеющиеся в процессе обучения и воспитания первокурсников, что позволяет, в сою очередь, своевременно корректировать образовательные подходы с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Результаты  исследования дают возможность учитывать проявляющиеся особенности первокурсников при  оказании индивидуальной помощи студентам по вопросам обучения, межличностного взаимодействия, профессионального развития.

Программа апробируется с 2012 г.  Анализ обобщенных данных после реализация программы показывает положительную динамику в развитии уровня   адаптированности первокурсников к новым условиям образовательной среды политехникума.