Моя педагогическая философия

 

Что значит, быть педагогом? Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать с ними и о них. Радоваться успехам и сопереживать неудачам. Нести ответственность, и просто испытывать удовольствие от общения с детьми и делать так, чтобы они испытывали такое же удовольствие от общения со мной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

     Что значит, быть педагогом? Каждый день общаться с детьми. Находить в

этом радость и удовлетворение. Думать с ними и о них. Радоваться успехам и

сопереживать неудачам. Нести ответственность, и просто испытывать удовольствие от общения с детьми и делать так, чтобы они испытывали такое же удовольствие от общения со мной.

Важное место в моем становлении как специалиста сыграл институт (МИЖ) в котором я обучалась. За пять лет обучения мне довелось общаться со многими замечательными людьми, которые оказали влияние на мое мировоззрение. Во время написания курсовой и диплома я сформулировала для себя одну ценность педагогической деятельности это ценность личности и индивидуальности ребенка.

     Среди определений рассматривающих понятия личности и индивидуальности мне ближе всех определение данное «иерусалимским философом» Мартином Бубером, который писал в своей знаменитой книге «Я и Ты»: «Личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я такова». Личность выявляет себя, вступая в отношения с другими личностями. Индивидуальность выявляет себя, обособляясь от других индивидуальностей» Мы, педагоги, имеем дело одновременно и с тем и с другим в одном человеке.

     Анализ собственной практики позволяет сделать вывод: педагогу легче принять ребенка как личность, нежели принять ребенка как индивидуальность, так как признание его индивидуальности означает признание его равноправия, принятие его субъектности. Чтобы личность ребенка развивалась, а индивидуальность проявлялась, необходимы специальные усилия, направленные, с одной стороны, на создание условий, способствующих развитию, а с другой, условий, устраняющих препятствия процесса развития.

     В психолого-педагогических исследованиях определенное место уделено описанию факторов, которые стимулируют процесс развития личности ребенка. Главным фактором, который стимулирует этот процесс, психологи считают эмоциональную стабильность его жизни и, прежде всего, жизни в детском саду, в группе, в школе, в классе, в детских сообществах. Не менее важно понимать, какие факторы тормозят процесс развития личности ребенка. Речь в первую очередь идет о страхе. Именно страх рождает у ребенка чувство неуверенности в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия. Тормозом развития, нередко становятся пережитые детьми несправедливые обвинения взрослых в прегрешениях, которых они не совершали или совершали нечаянно. Пережитые, нередко очень болезненно, чувства вины и стыда оставляют в душе детей след на долгие годы, мешая им чувствовать себя счастливыми.
Величайшая ценность педагогической деятельности - радость бытия.
    Став педагогом-психологом в детском саду, этот период в моей жизни ознаменован появлением и принятием еще двух ценностей. Непреходящей ценностью для меня является ДЕТСТВО. Идея самоценности детства – одна из ведущих идей гуманистической педагогики. Ее суть заключается в том, что детство – это не подготовка ребенка к взрослой жизни, а сама жизнь. Различные позиции воспитателя и воспитанника приводят их к неизбежному конфликту. Конфликты тормозят процесс развития ребенка, так как разрушают главное условие развития - эмоциональную стабильность бытия.
    Совершенно особое место в перечне ценностей занимает ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. На мой взгляд, образовательное учреждение это не место (здание), куда приходят дети, чтобы получить определенную сумму знаний, умений и навыков и педагоги, чтобы эту сумму ЗУНов дать. Это пространство и время жизни детей и взрослых для совместного осуществления определенной деятельности в интересах ребенка.

     Тесное общение с моими коллегами по работе привели к тому, что важнейшей ценностью моей педагогической деятельности стали права ребенка. Права ребенка проанализированы в Конвенции ООН именно этот документ оказал влияние на сферу профессиональной этики педагогов. Право ребенка на УВАЖЕНИЕ занимает особое место среди прав ребенка. Никому не удалось написать о правах ребенка лучше, чем написал один из моих кумиров замечательный польский педагог Януш Корчак. «Если педагог действительно уважает ребенка, - писал Корчак, - то он признает за ребенком право на ошибку, на тайну, на игру, на собственность, на скрытие от других людей плохого в себе и, напротив, на активное проявление, показ, демонстрацию перед другими людьми своих лучших качеств и способностей. Каждое из перечисленных прав может стать точкой отсчета в индивидуальной программе развития ребенка.

     Я педагог-психолог и в своей профессиональной деятельности я стараюсь придерживаться перечисленных мною ценностей. Моих профессиональных ценностей, которые и составляют мое педагогическое кредо. Свое отношение к детям я показываю на своих занятиях, я стараюсь проводить их так, чтобы в первую детям было интересно и комфортно, и чтобы им хотелось снова приходить на мои занятия. Только в дружеской, теплой атмосфере можно добиться положительных результатов.