ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфере первичной профилактики зависимостей»

Ермаченко Наталья Анатольевна

В последнее время особую актуальность приобретает проблема формирования и развития у подростков личностных ресурсов, стратегий и навыков поведения, способствующих здоровому образу жизни и препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами. Необходимым является внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений инновационных психологических технологий предупреждения подростковой и юношеской наркомании, исследование эффективности методов и приемов профилактики наркотизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op_uchebno-tematicheskiy_plan_.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Уральский государственный педагогический университет”

Институт психологии

Отделение дополнительного образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Формирование профессиональной компетентности

волонтеров-лидеров в сфере первичной

профилактики зависимостей»

для направлений: «030300 - Психология», «050700 - Педагогика»

для специальностей: 030301 «Психология», 050703 «Дошкольная психология и педагогика», 050706 «Педагогика и психология», 050716 «Специальная психология», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 080505 «Управление персоналом», 030602 «Связи с общественностью», 040101 «Социальная работа»

Вид программы: повышение квалификации

Форма обучения: без отрыва от производства

Объем в часах всего 72 часа

Екатеринбург – 2013


Учебная программа: повышение квалификации

«Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфере первичной профилактики зависимостей»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012 г., 24 с.

Составитель: Ермаченко Наталья Анатольевна, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, магистрант Института психологии УрГПУ.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Россия сегодня переживает сложный период: затянувшиеся социально-экономические преобразования, разрушение стереотипов поведения, утрата идеалов и ценностей. Это является одной из причин пессимизма, разочарования, неуверенности людей в завтрашнем дне. Среди разных возрастных групп подростковый контингент оказался наиболее интолерантным к негативным социально-стрессовым воздействиям. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия психологического напряжения, подростки не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному, саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. Превентивная деятельность в современных условиях оказалась крайне затруднительной и малоэффективной.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования и развития у подростков личностных ресурсов, стратегий и навыков поведения, способствующих здоровому образу жизни и препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами. Необходимым является  внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений инновационных психологических технологий предупреждения подростковой и юношеской наркомании, исследование эффективности методов и приемов профилактики наркотизации.

Цель программы – формирование у слушателей теоретических знаний и практических умений в области первичной профилактики зависимостей. Развитие умений и навыков разработки, организации и реализации профилактических программ в молодежной и подростковой среде.

Основные задачи программы:

- актуализация и систематизация знаний слушателей в области профилактической деятельности;

- ознакомление слушателей с основными и альтернативными формами и методами профилактической работы;

- формирование системы знаний и умений в области профилактической деятельности через процесс социального проектирования.

Слушатель, освоивший программу, должен:

1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  1. креативного мышления и построения учебно-воспитательного процесса;
  2. действовать в соответствии со стандартами, принятыми в данной сфере деятельности;
  3. добиваться результатов в работе, путем реализации социально значимых проектов;
  4. иметь опыт работы с подростками и молодежью;
  5. получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения;
  6. обладать личностной и социальной компетентностью, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.
  1. формирования молодежных социальных инициатив, волонтерской активности.

Метапрофессиональные качества, развиваемые в рамках образовательной программы: коммуникабельность, креативность, социальная мобильность и педагогическая рефлексия, толерантность и эмпатия.

Особенности образовательной программы и форм учебной работы слушателей

Программ рассчитана на 72 часа, которые обеспечиваются аудиторно и дистанционно. Реализация программы построена на использовании активных методов обучения, совместной творческой деятельности преподавателя и слушателей.

Аудиторные часы предусматривают лекционные, практические занятия, которые реализуются посредством проведения как групповых, так и индивидуальных форм работы. На лекциях, построенных в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. Практические занятия нацелены на закрепление теоретических знаний по профилактике зависимостей в подростковой и молодежной среде, полученных на лекционных занятиях. Для установления доверительных отношений с окружающим миром и людьми, выработки навыка открытого обсуждения, честного спора, дискуссии, хорошо подходят тренинговые занятия. Тренинг строится по блочной структуре: информация, взаимодействие, восприятие. В ходе занятия участники находят свое место в групповом решении, при необходимости берут на себя лидирующую роль, адекватно оценивают ситуацию.

1 блок: обмен информацией, умение ее обрабатывать;

2 блок: стратегия совместных действий, умение отстаивать свою точку зрения, умение признать ошибочность своего решения,

3 блок: умение понимать внутренний мир другого человека, его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении, развитие уважения к другим.

Команда дистанционного обучения

Руководитель проекта дистанционного обучения (ДО) осуществляет общее руководство программой

Куратор курса организует процесс обучения; обеспечивает взаимодействие слушателей курса с преподавателями и другими членами команды ДО.

Системный администратор обеспечивает стабильную работу системы ДО и осуществляет техническую поддержку.

Преподаватели курса консультируют по всем вопросам; помогают при подготовке заключительной презентации по теме проекта участника; осуществляют экспертную оценку.

Команда ДО взаимодействует со слушателями в течение всего курса посредством: электронной почты, скайпа.

 

Преимущества дистанционного обучения:

Самостоятельное изучение материала через интернет со своего рабочего места или с домашнего компьютера в удобное для Вас время в рамках структурированного, но гибкого личного расписания. 

Консультации высококвалифицированных преподавателей и экспертов в течение всего периода обучения.

Возможность дистанционной работы над проектом в команде совместно с другими слушателями курса.

Индивидуальный доступ в систему под личным паролем.

На заключительном этапе слушатели представляют результат работы в рамках курса ДО, а преподаватель курса и приглашенные эксперты оценивают и комментируют презентации.

Предполагаются формы отчетности в виде написания, реализации и защиты проекта по профилактике зависимостей в подростковой и молодежной среде.

Обучение по данной программе дает возможность:

  1. Повышение уровня знаний, умений и навыков волонтерских команд по формированию ЗОЖ и первичной профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде;
  2. Сформированность мотивов участия в волонтерской деятельности;
  3. Через реализацию программы планируется увеличение числа волонтеров-лидеров, работающих по программе первичной профилактики зависимости в подростковой и молодежной среде, минимум на 20% в результате усвоения знаний на уровне применения интерактивных методов работы.
  4. Увеличение количества специалистов ОУ и представителей общественных организаций, работающих с волонтерами по первичной профилактике зависимостей.
  5. Активное использование интерактивных форм и методов в работе по формированию ЗОЖ и профилактике зависимостей.

Принципы реализации программы:

1.Открытость системы - участником движения может стать любой студент, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие для студентов - соблюдать принципы, сформулированные в программе.

2. Развитие движения по принципу «step-by-step» (след в след). Во-первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая группа. Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения. Во-вторых, движущей силой  является инициатива подростковой группы. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых участников проекта.

3. Принцип активной позиции участников. Участвовать в программе не значит просто «принадлежать к определенной группе подростков». Участие предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие движения.

4. «Не навреди» - поскольку программа сориентирована на работу с рядом «небезопасных» тем, необходимо обеспечить психологическую и личную безопасность участника и его окружения.

5. Ориентация на желания и потребности - самый трудный для взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок, находится в плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желания подростка, мы создаем условия для его внутреннего роста.

6. Принцип прав и ответственности участников - и подростки, и взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы.

Принципы важны потому, что обеспечивают условия для свободы и творчества и не позволяют участникам относиться к программе лишь с потребительских позиций.

Формы и методы работы: реализация содержания курса осуществляется посредством лекционных занятий, практических работ в групповой и индивидуальной формах обучения, а также консультирование по средствам Интернета (скайп, электронная почта).

Итоговая аттестация предполагает написание, реализацию и защиту слушателем социального проекта (акции) и успешное овладение слушателем знаниями, умениями, навыками в рамках данного курса, а так же способность решать социально-значимые проблемы через проектную деятельность.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров

в сфере первичной профилактики зависимостей»

Цель программы - сформировать у слушателей профессиональные компетенции в сфере первичной профилактики зависимостей.

Категория слушателей: педагоги-психологи, педагоги общего, профессионального и дополнительного образования, воспитатели, специалисты по работе с молодежью, социальные работники, преподаватели ВУЗов, руководители волонтерских отрядов, активисты волонтерского движения и др.

Форма обучения: без отрыва от работы

Срок обучения: 72 ауд.часов

Режим занятий: 4 ауд.часов в день


п/п

Название занятия и его цель.

Распределение учебного времени

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная подготовка

1

Нормативно-правовые аспекты волонтёрской деятельности

4

2

0

2

2

Социально-психологический тренинг «Эффективное общение»

2

0

1

1

3

Основы волонтерской деятельности

4

1

0

3

4

Эффективное целеполагание волонтерской деятельности

2

0

2

0

5

Актуальность профилактики аддиктивного поведения в подростковой и молодежной среде

5

2

0

3

6

Социальные конфликты: понятие, стратегии решения.

4

0

2

2

7

Основы медицинской подготовки

4

0

0

4

8

Построение профилактической работы с детьми, подростками и студентами с учетом возрастных, социально-педагогических особенностей.

9

2

2

5

9

Коллективно-творческие дела – мероприятия направленные на проявление творческих особенностей детей.

6

2

2

2

10

Зависимость: психологические, медицинские, социальные и юридические аспекты.

6

2

2

2

11

Формы и возможности организации досуга детей через танцевальную и игровую деятельность.

4

2

0

2

12

Основы проектной деятельности. Принципы и технологии социального проектирования

16

4

9

3

13

Социально-психологический тренинг по эффективному взаимодействию в коллективе

5

0

2

3

14

Перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года

1

1

0

0

ВСЕГО:

72

18

22

32


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Социально-психологический тренинг «Эффективное общение».

Формирование и развитие навыков эффективных коммуникаций, овладение приемами поведения, способствующими конструктивному общению, научиться четко и ясно формулировать свои мысли, добиваясь нужного эффекта; развить коммуникативные навыки лидера и руководителя.

Тема 2. Основы волонтерской деятельности.

Дать базовую информацию о волонтёрском движении, рассказать специфику волонтёрского движения. История профилактической работы волонтеров в России и за рубежом. Нормативно-правовые аспекты волонтерства и профилактики. Деятельность добровольческих организаций по профилактике зависимости.

Тема 3. Эффективное целеполагание волонтерской деятельности.

Как ставить цель, решать проблемы и принимать решения. Понятие группового давления и принятия собственного решения. Уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях. Тренинг ассертивного поведения в ситуациях психологического давления и манипуляции. Тренинг психической саморегуляции в профилактике рискового поведения среди учащихся. Навыки избегания рискованных ситуаций.

Тема 4. Актуальность профилактики аддиктивного поведения в подростковой и молодежной среде

Методология и механизмы реализации образовательной программы. Особенности профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде: виды, стратегии и направления. Факторы риска и факторы защиты от формирования аддиктивных форм поведения. Современные подходы в профилактике социально значимых заболеваний. Модели профилактики. Сферы профилактической деятельности. Современные образовательные программы профилактики социально значимых заболеваний. Обзор программ профилактики в школьном и подростковом возрасте. Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике. Организация профилактической помощи при работе в образовательных учреждениях.

Тема 5. Социальные конфликты: понятие, стратегии решения.

Понятие конфликт. Виды, функции, стадии протекания конфликта, стратегии решения. Специфика конфликтов и пути их решения. Конструктивный выход и  решения конфликтов и конфликтных ситуаций.

Тема 6. Основы медицинской подготовки.

Основы оказание первой медицинской помощи (остановка кровотечения, помощь при ушибах, вывихах, переломах, обмороке и т.д.). Справочная информация об медицинских учреждения.

Тема 7. Построение профилактической работы с детьми, подростками и студентами с учетом возрастных, социально-педагогических особенностей.

Возрастные и социально-педагогические особенности подростков и молодежной среде. Интерактивные технологии ведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде. Тренинг как наиболее эффективная форма ведения профилактической работы среди подростков и молодежи. Основные методы и приемы интерактивного взаимодействия («ледоколы», разминки, метод групповой дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры). Обучение подростков и молодежи навыкам конструктивного общения и ведения дискуссии. Ролевые игры и особенности их проведения.

Тема 8. Коллективно-творческие дела – мероприятия направленные на проявление творческих особенностей детей.

Организации досуговой деятельности детей в коллективе. Театральное и сценическое творчество. Художественное и декоративно- прикладное творчество. Здоровьесберегающие и спортивные кружки и секции. Предметные и интеллектуальные кружки.

Тема 9. Зависимость: психологические, медицинские, социальные и юридические аспекты.

Понятие о зависимости. Факторы риска зависимости. Социальный статус зависимого в современном мире. Социально-психологический, медицинский, юридический аспект зависимости. Зависимость в различных научно-теоретических походах. Статистика распространения зависимости в РФ. Психологическая характеристика зависимости.

Тема 10. Формы и возможности организации досуга детей через танцевальную и игровую деятельность.

Теоретические основы организации досуговой деятельности. Формы и возможности организации досуга с учетом возрастных особенностей. Виды деятельности организации досуга детей.

Тема 11. Основы проектной деятельности. Принципы и технологии социального проектирования

Представление о проектной деятельности. Социальное проектирование. Субъекты и объекты социального проектирования. Структура и содержание социального проекта (актуальность, цели, задачи, механизмы реализации, ресурсы и т.д.). Изучение технологии подготовки и реализации социального проекта.

Тема 12. Социально-психологический тренинг по эффективному взаимодействию в коллективе.

Работа лидера волонтеров на мотивацию детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни через проектную деятельность. Подготовка молодёжных лидеров для работы в среде сверстников. Концепция образовательной программы по подготовке волонтеров по принципу «Равный обучает равного».

Тема 13. Перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года

Проблемы развития волонтерского движения в России. Развитие механизмов поддержки добровольчества. О развитии волонтерской деятельности молодежи. Концепция социально-экономического развития России (до 2020 г.).

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежный проект «Доброволец России» реализуемый в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Вопросы для контроля и самоконтроля

  1. Нормативно-правовые аспекты волонтерства и профилактики.
  2. Деятельность добровольческих организаций по профилактике зависимости.
  3. Понятие и характеристика зависимого поведения.
  4. Динамика основных видов зависимости.
  5. Описать психологические особенности личности, склонной к формированию аддикций.
  6. Дать психологическую характеристику подросткового и юношеского возраста.
  7. Особенности профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде
  8. Современные подходы и принципы профилактики зависимости.
  9. Социально-психологический, медицинский, юридический аспект зависимости.
  10. Концепция профилактики зависимости в образовательной среде.
  11. Описать принципы и технологии разработки социального проекта.
  12. Описать критерии эффективности программ профилактики.
  13. Развитие волонтерской деятельности молодежи.
  14. Формы и возможности организации досуга с учетом возрастных особенностей детей.
  15. Описать перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы рефератов

  1. Подростковый и юношеский возраст как «зона риска» для различных девиаций.
  2. Психологические особенности личности, склонной к формированию аддикций.
  3. Факторы защиты и факторы риска в различных возрастных группах.
  4. Волонтерство как одно из направлений альтернативно  профилактической деятельности.
  5. Технологии организации волонтерской деятельности.
  6. Основные подходы к формированию календаря профилактических мероприятий и составлению плана альтернативных профилактических мероприятий.
  7. Осознание собственных ценностей и целей. Анализ личностных ресурсов организатора волонтеров.
  8. Технологии организации группового взаимодействия (ролевые игры и тренинги).
  9. Подготовка молодёжных лидеров для работы в среде сверстников.


5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слушатель, освоивший программу, должен:

1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  1. креативного мышления и построения учебно-воспитательного процесса;
  2. действовать в соответствии со стандартами, принятыми в данной сфере деятельности;
  3. добиваться результатов в работе, путем реализации социально значимых проектов;
  4. иметь опыт работы с подростками и молодежью;
  5. получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения;
  6. обладать личностной и социальной компетентностью, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.
  1. формирования молодежных социальных инициатив, волонтерской активности.

2. Владеть:

  1. интернет технологиями, способностью подготовки мультимедийных презентаций;
  1. современными образовательными технологиями (социального проектирования, интерактивного взаимодействия, психической саморегуляции, навыками эффективной коммуникации и ассертивного поведения, справляться с конфликтными ситуациями и ситуациями стресса);
  2. быть способным донести до обучающихся и их родителей ценности социально-ответственного поведения и толерантного отношения к зависимостям людей и их ближайшему окружению.

3. Уметь:

  1. организовывать профилактические мероприятия с обучающимися и их родителями/законными представителями (мониторинговые, интрерактивные, тренинговые и проектные технологии);
  2. применять личностные и профессиональные качества эффективного консультанта;
  3. формировать и развивать добровольческое движение в ученической и преподавательской среде, ориентированное на здоровый образ жизни.

4. Знать:

  1. психолого-педагогические особенности несовершеннолетних и молодежи;
  2. обладать знаниями по блоку общепсихологических дисциплин (психология развития и возрастная и социальная психология), общепедагогических дисциплин, а также специальных дисциплин (общие вопросы медицины, общие вопросы наркологии, психиатрии);
  3. выявлять признаки формирования аддиктивного (зависимого) поведения и наркотической зависимости в целях предотвращения употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи;
  4. использовать основные теоретические положения психологии зависимости;
  5. определять основные виды и степень выраженности зависимого поведения.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Нормативно-правовая база

  1. Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);
  2. Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);
  3. Всеобщая Декларация Добровольцев (принята на XVI Всемирной конференции Международной Ассоциации Добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.,
  4. Международный Год Добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE);
  5. Конституция РФ (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  6. Гражданский кодекс РФ (ст. 117);
  7. Федеральный законы от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
  8. Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
  9. Федеральный закон от 4 апреля 2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;
  10. Положение об Общественной молодежной палате при государственной Думе Федерального Собрания РФ от 10 июня 2005 № 1979-IV ГД.

Основная литература

  1. Айвазова, А. В. Психологические аспекты зависимости / А.В. Айвазова. — СПб. : Речь, 2003.
  2. Актов, А.Ю. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости / А.Ю. Актов. — СПб., 2004.
  3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях, переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая зашита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, 1995. – №1. – С. 3 – 19.
  4. Бачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Бачков. — М. : Ось – 89, 1999.
  5. Белоусова, 3. К., Гиренко, С.П. Проблемы виктимного поведения личности : уч. пособие. Запорожский гос. ун-т – Запорожье, 1996.
  6. Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Назаров, Е.Л. Психологии наркотической зависимости и созависимости: монография. — М. : МПА, 2001.
  7. Битенский, В.С. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков / В.С. Битенский, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский. // Психол. журнал, 1991. – Т. 12. – С. 36 – 38.
  8. Битти, М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости / М. Битти. – М. : Физкультура и спорт, 1997.
  9. Бухарова, Э.А. Личностные особенности и специфика прогностической деятельности больных с аноректическим и булимическим поведением / Э.А. Бухарова, А.Э. Узелевская, В.Д. Менделевич, И.В. Боев  // Материалы Всеросс. симпозиума «Психосоматические расстройства, системный подход». – Курск, 2001. – С. 60 – 62.
  10. Буянов, А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков / А.М. Буянов. – М., 1994.                                                                
  11. Дереча, В.Л. Человек в поисках острых ощущений. О видах и механизмах личностной зависимости / В.Л. Дереча. — Оренбург, 2001.
  12. Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. — СПб. : Речь, 2004.
  13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психотерапия зависимостей: Метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2002. – С. 176.
  14. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская — М. : Академия, 2003.
  15. Короленко, Ц.П., Дмитриева Н.В., Факторы, способствующие развитию химических аддикций / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева // Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: сб. научных трудов / под. ред. М.С. Яницкого. – Кемерово, 2000. С. 88 – 97.
  16. Красноперова, Н.Ю. Пищевая зависимость как форма аддиктивного поведения / Н.Ю. Красноперова, О.Л. Красноперов.  // Актуальные вопросы пограничных и аддиктивных состояний. – Томск; Барнаул, 1998. – С. 36.
  17. Красноперова, Н.Ю. Психологический портрет пациента с аддиктивным поведением / Н.Ю. Красноперова, О.Л. Красноперов. – Барнаул, 2000.
  18. Кулаков, С.Л. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С.Л.Кулаков. — М. : СПб., 1996.
  19. Полищук, Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека / Ю.И. Полющук // Журнал практического психолога — М. : Фолиум, 1997. – № 1. – С. 38 – 39.
  20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга; Пер.с англ. Р.Р.Муртазина. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000.
  21. Социальные нормативы и нормы. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р.
  22. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения / Л.Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 208 с.

Дополнительная литература

  1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. — СПб. : Речь, 2004.
  2. Айви, А. Психологическое консультирование и психотерапия / А. Айви, М. Айви, Л. Саймен-Даунинг. — М. : Психотерапевтический колледж, 1999.
  3. Алдер, X. НЛП, наука и искусство достижения совершенства / Х. Адлер. — Минск : «Издатель В.П. Ильин», 1998.
  4. Алдер, Х. НЛП, современные психотехнологии / Х. Адлер. — СПб. : Питер, 2000.
  5. Александров, А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии / А.А. Александров. – СПб. : Речь, 2000.
  6. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. — М. : Медицина, 1993.
  7. Альберта, Р. Самоутверждающее поведение, Распрямись, выскажись, возрази! / Р. Альберта, М. Эммонс. — СПб. : Академический проект, 1998.          
  8. Альтшулер, В. К. Патологическое влечение к алкоголю, вопросы клиники и терапии / В.К. Альтшулер. — М. : Издательский дом «Имидж», 1994.
  9. Андреас, К. Сердце разума / К. Андреас, С. Андреас. — М. : «Независимая ассоциация психологов-практиков», 1999 г.
  10. Андреас, К. Сущностная трансформация / К. Андреас, Т. Андреас. — Воронеж : НПО «МОДЭК», 1999 г.
  11. Андроникова, О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению / О.О. Андроникова // Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, 7—18 декабря 2003 года. — М., 2003.
  12. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. — М. : Медицина, 1975.
  13. Анюта, И.П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез): Лекции по наркологии / под. ред. И.Н.Иванца. — М. : 2000.
  14. Арестом, О.М. Коммуникация в компьютерных сетях, психологические детерминанты и последствия / О.М. Арестом, Л.И. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1996. № 4.
  15. Бадхен, А. Новая психология и духовное измерение / А. Бадхен, В. Каган. — СПб. : Гармония, 1995.
  16. Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия / Р.С. Белкин. — М. : БЕК, 1997.
  17. Белорусов, В.А. Феномен «кодирования» / В.А. Белорусов.  // Журнал практического психолога. — М. : Фолиум, 1998. № 3.
  18. Береза, В.Я. Факторы питания и стресса в развитии ожирения (гигиенические аспекты) / В.Я. Береза. // Вопросы питания. 1983. № 5. С.9 –13.
  19. Березин, С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2000.
  20. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э.Берн. — СПб. : МФИН, 1992.
  21. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — СПб., Москва : АСТ : «Университетская книга», 1998.
  22. Букановская, Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией / Т.И. Букановская // Вопросы наркологии. – 1992. – Щ 5/4. – С. 157-161.
  23. Буркин, М.М. Наркомания и токсикомания / М.М. Буркин // Введение в наркологию. – Петрозаводск : Карелия, 1999.
  24. Буркин, М.М. Пьянство и алкоголизм / М.М. Буркин, С.В. Горанская. // Введение в наркологию. – Петрозаводск : Карелия, 1999 .
  25. Бухарова, Э.А. Особенности самооценки и образа «Я» у девушек с нарушениями пищевого доведения: Конгресс по детской психиатрии / Э.А. Бухарова, В.Д. Менделевич. — М., 2001. – С. 173–174.
  26. Бэндлер, Р. Из лягушек в принцы / Р. Бэндлер, Д. Гриндер – Новосибирск : изд-во Новосибирского ун-та, 1992.
  27. Вагин, И. Мастер-класс Игоря Вагина, Лучшие психотехники / И.Вагин. — СПб. : Питер, 2005.
  28. Вагин, И. Психология жизни и смерти / И. Вагин. — СПб., 2002.
  29. Вайсе, Дж. Как работает психотерапия. Процесс и техника / Дж.Вайсе. — М. : Класс, 1998.
  30. Валков, Е.В. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) / Е.В.Валков // Журнал практического психолога. М. : Фолиум, 1996. – № 5. – С. 86-95.
  31. Васильева, О.С. Здоровый образ жизни – теоретические представления и реальная ситуация / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья, 1999. – № 2. – С.16-21.
  32. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. — М. : изд-во МГУ, 1984.
  33. Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии / А.Е. Войскунский // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. – М., 2002. – С. 235-250.
  34. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / А.Е. Войскунский / Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 251-253.
  35. Волков А.М. Деятельность, структура и регуляция / А.М. Волков, Ю.В. Микодзе, Т.Н. Солнцева. — М. : МГУ, 1987.
  36. Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. – М. : Фолиум, 1996. – № 3. – С. 78 – 82.
  37. Горьковская, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И.А. Горьковская // Психол. журнал, 1994. – № 2. – С.57– 65.
  38. Гребнев, С.А. Психология и психотерапия алкогольной зависимости / С.А. Гребнев.  — Екатеринбург изд-во Урал. ун-та, 1998.
  39. Григорьев, Ю.И. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования валеологического пространства в образовании / Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев, Л.Б. Истомина // Формирование валеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации: тезисы науч.-практ. конф. – Липецк, 2001. – С.18–20.
  40. Гульдан В.В. Подросток-наркоман и его окружжение / В.В. Гульдан, О.Л. Романова // Вопросы психологии, 1993. – № 2. – С. 26–31.                
  41. Дворкин, Л.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты, опыт систематического исследования / Л.Л. Дворкин. — Нижний Новгород, 2000.
  42. Динамическая психиатрия / пер. с нем. Г.Амман. — СПб. : изд. Психоневрологического НИИ им. В.М.Бехтерева, 1995.
  43. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции, феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. — СПб. : Речь, 2003.
  44. Дресвянников В.Л. Особенности аддиктивного поведения у психических больных на модели алкогольной аддикции  / В.Л. Дресвянников, В.Я. Семке, Е.И. Терентьев. // Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. – Новосибирск, 1996. – С. 27–32.
  45. Жичкина, Л.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / Л.Е. Жичкина // Мир психологии, 1999. – № 3.
  46. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / В.И.Журбин // Вопросы психологии, 1990. – № 4. – С. 14–22.
  47. Зайцев, В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. — СПб. : Нева, 2003.
  48. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф.Зимбардо. — М. : Педагогика, 1994.
  49. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйпне. — СПб. : Изд-во «Питер», 2000.
  50. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Практикум по креативной терапии / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко. — СПб. : Речь, 2001.
  51. Иванец, Н.Н. Лекции по наркологии / Н.Н. Иванец. — М. : Медпрактика, 2000.                                                                                  
  52. Казаин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казаин, И.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М. : Изд-во «Владос», 2000. – 346 с.
  53. Короленко, Ц.П. Личность и алкоголь / Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. – Новосибирск : Наука, 1990.
  54. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, К.В. Дмитриева. — М. : «Академический проект»; Екатеринбург : «Деловая книга», 2000.
  55. Короленко, Ц.П.Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, А.П. Донских. – Новосибирск : Наука, 1990.
  56. Крылов, В.И. Клинико-психопатологический анализ синдромов нервной анорексии и нервной булимии при пограничных нервно-психических заболеваниях / В.И. Крылов // Обзор психиатрии и мед. психологии, 1993. – № 2. – С. 87– 89.
  57. Крылов, В.И. Нервная булимия, клиника, диагностика, систематика / В.И. Крылов // Обзор психиатрии и мед. психологии, 1992. – № 3. – С. 27–35.
  58. Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек. — СПб., 2001.
  59. Курек, Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями  / Н.С. Курек // Вопр. наркологии, 1992. – №1. – С. 39–43.
  60. Курек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н.С. Курек // Вопр. психологии, 1997. – Т. 2. –  С. 48–60.
  61. Лазарус, А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии / А. Лазарус. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000.
  62. Ларионов, А.В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия / А.В. Ларионов. – Екатеринбург, 1997.
  63. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Л.Г. Леонова, К.Л. Бочкарева. – НГУ : Новосибирск, 1998.                                                              
  64. Леонтьев, А.Я. Проблемы развития психики / А.Я. Леонтьев. — М. : МГУ, 1979.
  65. Лисецкий, К.С. Психология и профилактика ранней наркомании / К.С. Лисецкий, И.А. Мотынга. – Самара, 1996.
  66. Макаров, В.В. Транзактный анализ — восточная версия / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. — М. : Академический проект, 2002.
  67. Максимова, Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения / Т.М. Максимова. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
  68. Малкина-Пых, М.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / М.Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2004.
  69. Менделевич В.Д. Наркотическая зависимость как семейный аддиктивный паттерн / В.Д. Менделевич, Б.Д. Менделевич.  // Современные проблемы клинической и социальной психиатрии: тезисы докладов респ. конференции / Казань, 1999. – С. 99—101.
  70. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. — М. : Медпресс, 2001.
  71. Методическое руководство по медицинской профилактике / под ред. В.Н. Муравьева. – Ставрополь, 2007.
  72. Мизерене, Р.В. Психическая зависимость от еды как объект психотерапии / Р.В. Мизерене // Вестник гипнологии и психотерапии, 1993. – № 2.
  73. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998.
  74. О наркотических средствах и психотропных веществах. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.
  75. О развитии физической культуры и спорта на 2003-2006 годы. Решение Казанского Совета народных депутатов от 3 декабря 2002 г. № 6-13.
  76. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ.
  77. Об ограничении курения табака. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ.
  78. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
  79. Панкратов, А. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / А.Н. Панкратов. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2000.
  80. Пезеткиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н.Пезеткиан. — М. : Медицина, 1996.
  81. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии) / Ф. Перлз, В. Хефферлт, П. Гудмэн. — М. : Гиль-Эстель, 1993.
  82. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии, 1986. – №4. – С. 39–45.
  83. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1985.
  84. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. А. Адлер. — М. : Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
  85. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, К.Б. Орешникова. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2000.
  86. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 1998.
  87. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / сост. А.Г. Чернявская. — Минск : Харвест, 1998.
  88. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, К.Б. Орешникова. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 1999.
  89. Рид, Д. Как люди попадают в культы: Пер. с англ. — СПб. : 1997.                                                                                  
  90. Романова, О.Л. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания / О.Л. Романова, И.В. Иванникова. // Вопросы психологии, 1993. – № 3. – С.47–53.
  91. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Ромек. – СПб. : Речь, 2005.
  92. Ротенверг, В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенверг, В.В. Артавский. – М. : Наука, 1984.
  93. Свит, К. Соскочить с крючка / К.Свит. – СПб., 1997.
  94. Семпси, Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. – С. 77– 99.
  95. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Казань : Центр инновационных технологий, 2005. – 192 с.
  96. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2002.
  97. Тарабрима, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений, современное состояние и проблемы / Н.В. Тарабрима, Е.О. Лазебная. // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 14 – 29.
  98. Тригуб, Н.А. Формирование здорового образа жизни у подростков / Н.А. Тригуб. // Здоровый образ жизни подрастающего поколения: Проблемы. Поиски. Решения. – Казань : Карпол, 1999. – С.26 – 29.
  99. Феномен зависимости от Интернета  //  Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунский. – М, 2000. – С. 100-131.
  100. Фрейд, 3. Избранное / З. Фрейд. — М. : Внештортиздат, 1989. – С. 448.
  101. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. — М. : «Республика», 1992.
  102. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — М. : Педагогика, 1986.            
  103. Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2004.
  104. Целиком, В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе / В.В. Целиком // Журнал практического психолога. – М. : Фолиум, 1997. – № К – С. 98 – 101.
  105. Целиком, В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе / В.В. Целиком // Журнал практического психолога. – Москва : Фолиум, 1996. – № 5. – С. 71 – 75.
  106. Цукерман, Е.М. Психология саморазвития / Е.М. Цукерман. – М.; Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996.
  107. Чалдини, Р. Психология влияния / Пер. с англ. Е. Волков. — СПб. : Питер Ком, 1999.
  108. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии, 1997. – № 2. – С.3 – 14.
  109. Шапарь, В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. — Минск : Харвест, 2004.
  110. Шатров, А.В. Формирование у детей и подростков социальных установок на негативное отношение к употреблению наркотиков и связанному с ним образу жизни и поведению / А.В. Шатров, Н.С. Шоётова. – Казань, 2003. – 92 с.
  111. Штайнер, К. Игры, в которые играют алкоголики / пер. с англ. Г. Пимочкиной. — М. : Апрель-Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.
  112. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис — СПб. : ЗАО Изд-во «Питер», 1999.
  113. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. — М : Канон, 1994.
  114. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. — М. : «Прогресс», «Универс», 1993.
  115. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет, 2000. – № 2. С. 24 – 29.

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Интернет-ресурс:

Институт психологии РАН www.psychol.ras.ru

Институт психологии РАО www.pirao.ru

Сетевые библиотеки:

www.edinorog.boom.ru

www.chat.ru

www.psychology.ru

www.psychology.net.ru

www.psycho.all.ru

www.trainings.ru

http://www.narcom.ru/

http://quality.eup.ru/MATERIALY5/psir.html

  1. Материально-техническое и дидактическое
    обеспечение дисциплины

При изучении данной программы рекомендуется использовать:

– учебно-наглядные пособия (аудио- визуальные средства, таблицы, схемы, методики),

– раздаточный материал: бланки методик, схемы обследования, проблемные и практические ситуации;

– психодиагностические методики.


8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ

Ермаченко Наталья Анатольевна,

                    начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов,

                    магистрант Института психологии Уральского государственного педагогического университета

Рабочий телефон: 235-76-46

Учебная программа дополнительного профессионального образования

«Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфере первичной профилактики зависимостей»

Специальность по ОКСО 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Вид программы: курсы повышения квалификации

Форма обучения: без отрыва от производства

Подписано в печать                          Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л.        .

Тираж                    экз.         Заказ                  .

«Уральский государственный педагогический университет»

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.