ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфере первичной профилактики зависимостей»
В последнее время особую актуальность приобретает проблема формирования и развития у подростков личностных ресурсов, стратегий и навыков поведения, способствующих здоровому образу жизни и препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами. Необходимым является внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений инновационных психологических технологий предупреждения подростковой и юношеской наркомании, исследование эффективности методов и приемов профилактики наркотизации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Уральский государственный педагогический университет”
Институт психологии
Отделение дополнительного образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Формирование профессиональной компетентности
волонтеров-лидеров в сфере первичной
профилактики зависимостей»
для направлений: «030300 - Психология», «050700 - Педагогика»
для специальностей: 030301 «Психология», 050703 «Дошкольная психология и педагогика», 050706 «Педагогика и психология», 050716 «Специальная психология», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 080505 «Управление персоналом», 030602 «Связи с общественностью», 040101 «Социальная работа»
Вид программы: повышение квалификации
Форма обучения: без отрыва от производства
Объем в часах всего 72 часа
Екатеринбург – 2013
Учебная программа: повышение квалификации
«Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфере первичной профилактики зависимостей»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012 г., 24 с.
Составитель: Ермаченко Наталья Анатольевна, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, магистрант Института психологии УрГПУ.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Россия сегодня переживает сложный период: затянувшиеся социально-экономические преобразования, разрушение стереотипов поведения, утрата идеалов и ценностей. Это является одной из причин пессимизма, разочарования, неуверенности людей в завтрашнем дне. Среди разных возрастных групп подростковый контингент оказался наиболее интолерантным к негативным социально-стрессовым воздействиям. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия психологического напряжения, подростки не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному, саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. Превентивная деятельность в современных условиях оказалась крайне затруднительной и малоэффективной.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования и развития у подростков личностных ресурсов, стратегий и навыков поведения, способствующих здоровому образу жизни и препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами. Необходимым является внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений инновационных психологических технологий предупреждения подростковой и юношеской наркомании, исследование эффективности методов и приемов профилактики наркотизации.
Цель программы – формирование у слушателей теоретических знаний и практических умений в области первичной профилактики зависимостей. Развитие умений и навыков разработки, организации и реализации профилактических программ в молодежной и подростковой среде.
Основные задачи программы:
- актуализация и систематизация знаний слушателей в области профилактической деятельности;
- ознакомление слушателей с основными и альтернативными формами и методами профилактической работы;
- формирование системы знаний и умений в области профилактической деятельности через процесс социального проектирования.
Слушатель, освоивший программу, должен:
1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- креативного мышления и построения учебно-воспитательного процесса;
- действовать в соответствии со стандартами, принятыми в данной сфере деятельности;
- добиваться результатов в работе, путем реализации социально значимых проектов;
- иметь опыт работы с подростками и молодежью;
- получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения;
- обладать личностной и социальной компетентностью, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.
- формирования молодежных социальных инициатив, волонтерской активности.
Метапрофессиональные качества, развиваемые в рамках образовательной программы: коммуникабельность, креативность, социальная мобильность и педагогическая рефлексия, толерантность и эмпатия.
Особенности образовательной программы и форм учебной работы слушателей
Программ рассчитана на 72 часа, которые обеспечиваются аудиторно и дистанционно. Реализация программы построена на использовании активных методов обучения, совместной творческой деятельности преподавателя и слушателей.
Аудиторные часы предусматривают лекционные, практические занятия, которые реализуются посредством проведения как групповых, так и индивидуальных форм работы. На лекциях, построенных в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. Практические занятия нацелены на закрепление теоретических знаний по профилактике зависимостей в подростковой и молодежной среде, полученных на лекционных занятиях. Для установления доверительных отношений с окружающим миром и людьми, выработки навыка открытого обсуждения, честного спора, дискуссии, хорошо подходят тренинговые занятия. Тренинг строится по блочной структуре: информация, взаимодействие, восприятие. В ходе занятия участники находят свое место в групповом решении, при необходимости берут на себя лидирующую роль, адекватно оценивают ситуацию.
1 блок: обмен информацией, умение ее обрабатывать;
2 блок: стратегия совместных действий, умение отстаивать свою точку зрения, умение признать ошибочность своего решения,
3 блок: умение понимать внутренний мир другого человека, его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении, развитие уважения к другим.
Команда дистанционного обучения
Руководитель проекта дистанционного обучения (ДО) осуществляет общее руководство программой
Куратор курса организует процесс обучения; обеспечивает взаимодействие слушателей курса с преподавателями и другими членами команды ДО.
Системный администратор обеспечивает стабильную работу системы ДО и осуществляет техническую поддержку.
Преподаватели курса консультируют по всем вопросам; помогают при подготовке заключительной презентации по теме проекта участника; осуществляют экспертную оценку.
Команда ДО взаимодействует со слушателями в течение всего курса посредством: электронной почты, скайпа.
Преимущества дистанционного обучения:
Самостоятельное изучение материала через интернет со своего рабочего места или с домашнего компьютера в удобное для Вас время в рамках структурированного, но гибкого личного расписания.
Консультации высококвалифицированных преподавателей и экспертов в течение всего периода обучения.
Возможность дистанционной работы над проектом в команде совместно с другими слушателями курса.
Индивидуальный доступ в систему под личным паролем.
На заключительном этапе слушатели представляют результат работы в рамках курса ДО, а преподаватель курса и приглашенные эксперты оценивают и комментируют презентации.
Предполагаются формы отчетности в виде написания, реализации и защиты проекта по профилактике зависимостей в подростковой и молодежной среде.
Обучение по данной программе дает возможность:
- Повышение уровня знаний, умений и навыков волонтерских команд по формированию ЗОЖ и первичной профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде;
- Сформированность мотивов участия в волонтерской деятельности;
- Через реализацию программы планируется увеличение числа волонтеров-лидеров, работающих по программе первичной профилактики зависимости в подростковой и молодежной среде, минимум на 20% в результате усвоения знаний на уровне применения интерактивных методов работы.
- Увеличение количества специалистов ОУ и представителей общественных организаций, работающих с волонтерами по первичной профилактике зависимостей.
- Активное использование интерактивных форм и методов в работе по формированию ЗОЖ и профилактике зависимостей.
Принципы реализации программы:
1.Открытость системы - участником движения может стать любой студент, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие для студентов - соблюдать принципы, сформулированные в программе.
2. Развитие движения по принципу «step-by-step» (след в след). Во-первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая группа. Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения. Во-вторых, движущей силой является инициатива подростковой группы. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых участников проекта.
3. Принцип активной позиции участников. Участвовать в программе не значит просто «принадлежать к определенной группе подростков». Участие предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие движения.
4. «Не навреди» - поскольку программа сориентирована на работу с рядом «небезопасных» тем, необходимо обеспечить психологическую и личную безопасность участника и его окружения.
5. Ориентация на желания и потребности - самый трудный для взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок, находится в плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желания подростка, мы создаем условия для его внутреннего роста.
6. Принцип прав и ответственности участников - и подростки, и взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы.
Принципы важны потому, что обеспечивают условия для свободы и творчества и не позволяют участникам относиться к программе лишь с потребительских позиций.
Формы и методы работы: реализация содержания курса осуществляется посредством лекционных занятий, практических работ в групповой и индивидуальной формах обучения, а также консультирование по средствам Интернета (скайп, электронная почта).
Итоговая аттестация предполагает написание, реализацию и защиту слушателем социального проекта (акции) и успешное овладение слушателем знаниями, умениями, навыками в рамках данного курса, а так же способность решать социально-значимые проблемы через проектную деятельность.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров
в сфере первичной профилактики зависимостей»
Цель программы - сформировать у слушателей профессиональные компетенции в сфере первичной профилактики зависимостей.
Категория слушателей: педагоги-психологи, педагоги общего, профессионального и дополнительного образования, воспитатели, специалисты по работе с молодежью, социальные работники, преподаватели ВУЗов, руководители волонтерских отрядов, активисты волонтерского движения и др.
Форма обучения: без отрыва от работы
Срок обучения: 72 ауд.часов
Режим занятий: 4 ауд.часов в день
№ п/п | Название занятия и его цель. | Распределение учебного времени | |||
Всего часов | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная подготовка | ||
1 | Нормативно-правовые аспекты волонтёрской деятельности | 4 | 2 | 0 | 2 |
Социально-психологический тренинг «Эффективное общение» | 2 | 0 | 1 | 1 | |
3 | Основы волонтерской деятельности | 4 | 1 | 0 | 3 |
4 | Эффективное целеполагание волонтерской деятельности | 2 | 0 | 2 | 0 |
5 | Актуальность профилактики аддиктивного поведения в подростковой и молодежной среде | 5 | 2 | 0 | 3 |
6 | Социальные конфликты: понятие, стратегии решения. | 4 | 0 | 2 | 2 |
7 | Основы медицинской подготовки | 4 | 0 | 0 | 4 |
8 | Построение профилактической работы с детьми, подростками и студентами с учетом возрастных, социально-педагогических особенностей. | 9 | 2 | 2 | 5 |
9 | Коллективно-творческие дела – мероприятия направленные на проявление творческих особенностей детей. | 6 | 2 | 2 | 2 |
10 | Зависимость: психологические, медицинские, социальные и юридические аспекты. | 6 | 2 | 2 | 2 |
11 | Формы и возможности организации досуга детей через танцевальную и игровую деятельность. | 4 | 2 | 0 | 2 |
12 | Основы проектной деятельности. Принципы и технологии социального проектирования | 16 | 4 | 9 | 3 |
13 | Социально-психологический тренинг по эффективному взаимодействию в коллективе | 5 | 0 | 2 | 3 |
14 | Перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года | 1 | 1 | 0 | 0 |
ВСЕГО: | 72 | 18 | 22 | 32 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Социально-психологический тренинг «Эффективное общение».
Формирование и развитие навыков эффективных коммуникаций, овладение приемами поведения, способствующими конструктивному общению, научиться четко и ясно формулировать свои мысли, добиваясь нужного эффекта; развить коммуникативные навыки лидера и руководителя.
Тема 2. Основы волонтерской деятельности.
Дать базовую информацию о волонтёрском движении, рассказать специфику волонтёрского движения. История профилактической работы волонтеров в России и за рубежом. Нормативно-правовые аспекты волонтерства и профилактики. Деятельность добровольческих организаций по профилактике зависимости.
Тема 3. Эффективное целеполагание волонтерской деятельности.
Как ставить цель, решать проблемы и принимать решения. Понятие группового давления и принятия собственного решения. Уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях. Тренинг ассертивного поведения в ситуациях психологического давления и манипуляции. Тренинг психической саморегуляции в профилактике рискового поведения среди учащихся. Навыки избегания рискованных ситуаций.
Тема 4. Актуальность профилактики аддиктивного поведения в подростковой и молодежной среде
Методология и механизмы реализации образовательной программы. Особенности профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде: виды, стратегии и направления. Факторы риска и факторы защиты от формирования аддиктивных форм поведения. Современные подходы в профилактике социально значимых заболеваний. Модели профилактики. Сферы профилактической деятельности. Современные образовательные программы профилактики социально значимых заболеваний. Обзор программ профилактики в школьном и подростковом возрасте. Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике. Организация профилактической помощи при работе в образовательных учреждениях.
Тема 5. Социальные конфликты: понятие, стратегии решения.
Понятие конфликт. Виды, функции, стадии протекания конфликта, стратегии решения. Специфика конфликтов и пути их решения. Конструктивный выход и решения конфликтов и конфликтных ситуаций.
Тема 6. Основы медицинской подготовки.
Основы оказание первой медицинской помощи (остановка кровотечения, помощь при ушибах, вывихах, переломах, обмороке и т.д.). Справочная информация об медицинских учреждения.
Тема 7. Построение профилактической работы с детьми, подростками и студентами с учетом возрастных, социально-педагогических особенностей.
Возрастные и социально-педагогические особенности подростков и молодежной среде. Интерактивные технологии ведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде. Тренинг как наиболее эффективная форма ведения профилактической работы среди подростков и молодежи. Основные методы и приемы интерактивного взаимодействия («ледоколы», разминки, метод групповой дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры). Обучение подростков и молодежи навыкам конструктивного общения и ведения дискуссии. Ролевые игры и особенности их проведения.
Тема 8. Коллективно-творческие дела – мероприятия направленные на проявление творческих особенностей детей.
Организации досуговой деятельности детей в коллективе. Театральное и сценическое творчество. Художественное и декоративно- прикладное творчество. Здоровьесберегающие и спортивные кружки и секции. Предметные и интеллектуальные кружки.
Тема 9. Зависимость: психологические, медицинские, социальные и юридические аспекты.
Понятие о зависимости. Факторы риска зависимости. Социальный статус зависимого в современном мире. Социально-психологический, медицинский, юридический аспект зависимости. Зависимость в различных научно-теоретических походах. Статистика распространения зависимости в РФ. Психологическая характеристика зависимости.
Тема 10. Формы и возможности организации досуга детей через танцевальную и игровую деятельность.
Теоретические основы организации досуговой деятельности. Формы и возможности организации досуга с учетом возрастных особенностей. Виды деятельности организации досуга детей.
Тема 11. Основы проектной деятельности. Принципы и технологии социального проектирования
Представление о проектной деятельности. Социальное проектирование. Субъекты и объекты социального проектирования. Структура и содержание социального проекта (актуальность, цели, задачи, механизмы реализации, ресурсы и т.д.). Изучение технологии подготовки и реализации социального проекта.
Тема 12. Социально-психологический тренинг по эффективному взаимодействию в коллективе.
Работа лидера волонтеров на мотивацию детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни через проектную деятельность. Подготовка молодёжных лидеров для работы в среде сверстников. Концепция образовательной программы по подготовке волонтеров по принципу «Равный обучает равного».
Тема 13. Перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года
Проблемы развития волонтерского движения в России. Развитие механизмов поддержки добровольчества. О развитии волонтерской деятельности молодежи. Концепция социально-экономического развития России (до 2020 г.).
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежный проект «Доброволец России» реализуемый в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Вопросы для контроля и самоконтроля
- Нормативно-правовые аспекты волонтерства и профилактики.
- Деятельность добровольческих организаций по профилактике зависимости.
- Понятие и характеристика зависимого поведения.
- Динамика основных видов зависимости.
- Описать психологические особенности личности, склонной к формированию аддикций.
- Дать психологическую характеристику подросткового и юношеского возраста.
- Особенности профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде
- Современные подходы и принципы профилактики зависимости.
- Социально-психологический, медицинский, юридический аспект зависимости.
- Концепция профилактики зависимости в образовательной среде.
- Описать принципы и технологии разработки социального проекта.
- Описать критерии эффективности программ профилактики.
- Развитие волонтерской деятельности молодежи.
- Формы и возможности организации досуга с учетом возрастных особенностей детей.
- Описать перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы рефератов
- Подростковый и юношеский возраст как «зона риска» для различных девиаций.
- Психологические особенности личности, склонной к формированию аддикций.
- Факторы защиты и факторы риска в различных возрастных группах.
- Волонтерство как одно из направлений альтернативно профилактической деятельности.
- Технологии организации волонтерской деятельности.
- Основные подходы к формированию календаря профилактических мероприятий и составлению плана альтернативных профилактических мероприятий.
- Осознание собственных ценностей и целей. Анализ личностных ресурсов организатора волонтеров.
- Технологии организации группового взаимодействия (ролевые игры и тренинги).
- Подготовка молодёжных лидеров для работы в среде сверстников.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Слушатель, освоивший программу, должен:
1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- креативного мышления и построения учебно-воспитательного процесса;
- действовать в соответствии со стандартами, принятыми в данной сфере деятельности;
- добиваться результатов в работе, путем реализации социально значимых проектов;
- иметь опыт работы с подростками и молодежью;
- получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения;
- обладать личностной и социальной компетентностью, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.
- формирования молодежных социальных инициатив, волонтерской активности.
2. Владеть:
- интернет технологиями, способностью подготовки мультимедийных презентаций;
- современными образовательными технологиями (социального проектирования, интерактивного взаимодействия, психической саморегуляции, навыками эффективной коммуникации и ассертивного поведения, справляться с конфликтными ситуациями и ситуациями стресса);
- быть способным донести до обучающихся и их родителей ценности социально-ответственного поведения и толерантного отношения к зависимостям людей и их ближайшему окружению.
3. Уметь:
- организовывать профилактические мероприятия с обучающимися и их родителями/законными представителями (мониторинговые, интрерактивные, тренинговые и проектные технологии);
- применять личностные и профессиональные качества эффективного консультанта;
- формировать и развивать добровольческое движение в ученической и преподавательской среде, ориентированное на здоровый образ жизни.
4. Знать:
- психолого-педагогические особенности несовершеннолетних и молодежи;
- обладать знаниями по блоку общепсихологических дисциплин (психология развития и возрастная и социальная психология), общепедагогических дисциплин, а также специальных дисциплин (общие вопросы медицины, общие вопросы наркологии, психиатрии);
- выявлять признаки формирования аддиктивного (зависимого) поведения и наркотической зависимости в целях предотвращения употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи;
- использовать основные теоретические положения психологии зависимости;
- определять основные виды и степень выраженности зависимого поведения.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература
Нормативно-правовая база
- Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);
- Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев (принята на XVI Всемирной конференции Международной Ассоциации Добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.,
- Международный Год Добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE);
- Конституция РФ (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Гражданский кодекс РФ (ст. 117);
- Федеральный законы от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
- Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
- Федеральный закон от 4 апреля 2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;
- Положение об Общественной молодежной палате при государственной Думе Федерального Собрания РФ от 10 июня 2005 № 1979-IV ГД.
Основная литература
- Айвазова, А. В. Психологические аспекты зависимости / А.В. Айвазова. — СПб. : Речь, 2003.
- Актов, А.Ю. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости / А.Ю. Актов. — СПб., 2004.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях, переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая зашита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, 1995. – №1. – С. 3 – 19.
- Бачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Бачков. — М. : Ось – 89, 1999.
- Белоусова, 3. К., Гиренко, С.П. Проблемы виктимного поведения личности : уч. пособие. Запорожский гос. ун-т – Запорожье, 1996.
- Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Назаров, Е.Л. Психологии наркотической зависимости и созависимости: монография. — М. : МПА, 2001.
- Битенский, В.С. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков / В.С. Битенский, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский. // Психол. журнал, 1991. – Т. 12. – С. 36 – 38.
- Битти, М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости / М. Битти. – М. : Физкультура и спорт, 1997.
- Бухарова, Э.А. Личностные особенности и специфика прогностической деятельности больных с аноректическим и булимическим поведением / Э.А. Бухарова, А.Э. Узелевская, В.Д. Менделевич, И.В. Боев // Материалы Всеросс. симпозиума «Психосоматические расстройства, системный подход». – Курск, 2001. – С. 60 – 62.
- Буянов, А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков / А.М. Буянов. – М., 1994.
- Дереча, В.Л. Человек в поисках острых ощущений. О видах и механизмах личностной зависимости / В.Л. Дереча. — Оренбург, 2001.
- Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. — СПб. : Речь, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психотерапия зависимостей: Метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2002. – С. 176.
- Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская — М. : Академия, 2003.
- Короленко, Ц.П., Дмитриева Н.В., Факторы, способствующие развитию химических аддикций / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева // Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: сб. научных трудов / под. ред. М.С. Яницкого. – Кемерово, 2000. С. 88 – 97.
- Красноперова, Н.Ю. Пищевая зависимость как форма аддиктивного поведения / Н.Ю. Красноперова, О.Л. Красноперов. // Актуальные вопросы пограничных и аддиктивных состояний. – Томск; Барнаул, 1998. – С. 36.
- Красноперова, Н.Ю. Психологический портрет пациента с аддиктивным поведением / Н.Ю. Красноперова, О.Л. Красноперов. – Барнаул, 2000.
- Кулаков, С.Л. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С.Л.Кулаков. — М. : СПб., 1996.
- Полищук, Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека / Ю.И. Полющук // Журнал практического психолога — М. : Фолиум, 1997. – № 1. – С. 38 – 39.
- Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга; Пер.с англ. Р.Р.Муртазина. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000.
- Социальные нормативы и нормы. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р.
- Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения / Л.Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 208 с.
Дополнительная литература
- Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. — СПб. : Речь, 2004.
- Айви, А. Психологическое консультирование и психотерапия / А. Айви, М. Айви, Л. Саймен-Даунинг. — М. : Психотерапевтический колледж, 1999.
- Алдер, X. НЛП, наука и искусство достижения совершенства / Х. Адлер. — Минск : «Издатель В.П. Ильин», 1998.
- Алдер, Х. НЛП, современные психотехнологии / Х. Адлер. — СПб. : Питер, 2000.
- Александров, А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии / А.А. Александров. – СПб. : Речь, 2000.
- Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. — М. : Медицина, 1993.
- Альберта, Р. Самоутверждающее поведение, Распрямись, выскажись, возрази! / Р. Альберта, М. Эммонс. — СПб. : Академический проект, 1998.
- Альтшулер, В. К. Патологическое влечение к алкоголю, вопросы клиники и терапии / В.К. Альтшулер. — М. : Издательский дом «Имидж», 1994.
- Андреас, К. Сердце разума / К. Андреас, С. Андреас. — М. : «Независимая ассоциация психологов-практиков», 1999 г.
- Андреас, К. Сущностная трансформация / К. Андреас, Т. Андреас. — Воронеж : НПО «МОДЭК», 1999 г.
- Андроникова, О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению / О.О. Андроникова // Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, 7—18 декабря 2003 года. — М., 2003.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. — М. : Медицина, 1975.
- Анюта, И.П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез): Лекции по наркологии / под. ред. И.Н.Иванца. — М. : 2000.
- Арестом, О.М. Коммуникация в компьютерных сетях, психологические детерминанты и последствия / О.М. Арестом, Л.И. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1996. № 4.
- Бадхен, А. Новая психология и духовное измерение / А. Бадхен, В. Каган. — СПб. : Гармония, 1995.
- Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия / Р.С. Белкин. — М. : БЕК, 1997.
- Белорусов, В.А. Феномен «кодирования» / В.А. Белорусов. // Журнал практического психолога. — М. : Фолиум, 1998. № 3.
- Береза, В.Я. Факторы питания и стресса в развитии ожирения (гигиенические аспекты) / В.Я. Береза. // Вопросы питания. 1983. № 5. С.9 –13.
- Березин, С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2000.
- Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э.Берн. — СПб. : МФИН, 1992.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — СПб., Москва : АСТ : «Университетская книга», 1998.
- Букановская, Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией / Т.И. Букановская // Вопросы наркологии. – 1992. – Щ 5/4. – С. 157-161.
- Буркин, М.М. Наркомания и токсикомания / М.М. Буркин // Введение в наркологию. – Петрозаводск : Карелия, 1999.
- Буркин, М.М. Пьянство и алкоголизм / М.М. Буркин, С.В. Горанская. // Введение в наркологию. – Петрозаводск : Карелия, 1999 .
- Бухарова, Э.А. Особенности самооценки и образа «Я» у девушек с нарушениями пищевого доведения: Конгресс по детской психиатрии / Э.А. Бухарова, В.Д. Менделевич. — М., 2001. – С. 173–174.
- Бэндлер, Р. Из лягушек в принцы / Р. Бэндлер, Д. Гриндер – Новосибирск : изд-во Новосибирского ун-та, 1992.
- Вагин, И. Мастер-класс Игоря Вагина, Лучшие психотехники / И.Вагин. — СПб. : Питер, 2005.
- Вагин, И. Психология жизни и смерти / И. Вагин. — СПб., 2002.
- Вайсе, Дж. Как работает психотерапия. Процесс и техника / Дж.Вайсе. — М. : Класс, 1998.
- Валков, Е.В. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) / Е.В.Валков // Журнал практического психолога. М. : Фолиум, 1996. – № 5. – С. 86-95.
- Васильева, О.С. Здоровый образ жизни – теоретические представления и реальная ситуация / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья, 1999. – № 2. – С.16-21.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. — М. : изд-во МГУ, 1984.
- Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии / А.Е. Войскунский // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. – М., 2002. – С. 235-250.
- Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / А.Е. Войскунский / Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 251-253.
- Волков А.М. Деятельность, структура и регуляция / А.М. Волков, Ю.В. Микодзе, Т.Н. Солнцева. — М. : МГУ, 1987.
- Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. – М. : Фолиум, 1996. – № 3. – С. 78 – 82.
- Горьковская, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И.А. Горьковская // Психол. журнал, 1994. – № 2. – С.57– 65.
- Гребнев, С.А. Психология и психотерапия алкогольной зависимости / С.А. Гребнев. — Екатеринбург изд-во Урал. ун-та, 1998.
- Григорьев, Ю.И. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования валеологического пространства в образовании / Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев, Л.Б. Истомина // Формирование валеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации: тезисы науч.-практ. конф. – Липецк, 2001. – С.18–20.
- Гульдан В.В. Подросток-наркоман и его окружжение / В.В. Гульдан, О.Л. Романова // Вопросы психологии, 1993. – № 2. – С. 26–31.
- Дворкин, Л.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты, опыт систематического исследования / Л.Л. Дворкин. — Нижний Новгород, 2000.
- Динамическая психиатрия / пер. с нем. Г.Амман. — СПб. : изд. Психоневрологического НИИ им. В.М.Бехтерева, 1995.
- Доценко, Е.Л. Психология манипуляции, феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. — СПб. : Речь, 2003.
- Дресвянников В.Л. Особенности аддиктивного поведения у психических больных на модели алкогольной аддикции / В.Л. Дресвянников, В.Я. Семке, Е.И. Терентьев. // Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. – Новосибирск, 1996. – С. 27–32.
- Жичкина, Л.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / Л.Е. Жичкина // Мир психологии, 1999. – № 3.
- Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / В.И.Журбин // Вопросы психологии, 1990. – № 4. – С. 14–22.
- Зайцев, В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. — СПб. : Нева, 2003.
- Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф.Зимбардо. — М. : Педагогика, 1994.
- Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйпне. — СПб. : Изд-во «Питер», 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Практикум по креативной терапии / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко. — СПб. : Речь, 2001.
- Иванец, Н.Н. Лекции по наркологии / Н.Н. Иванец. — М. : Медпрактика, 2000.
- Казаин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казаин, И.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М. : Изд-во «Владос», 2000. – 346 с.
- Короленко, Ц.П. Личность и алкоголь / Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. – Новосибирск : Наука, 1990.
- Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, К.В. Дмитриева. — М. : «Академический проект»; Екатеринбург : «Деловая книга», 2000.
- Короленко, Ц.П.Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, А.П. Донских. – Новосибирск : Наука, 1990.
- Крылов, В.И. Клинико-психопатологический анализ синдромов нервной анорексии и нервной булимии при пограничных нервно-психических заболеваниях / В.И. Крылов // Обзор психиатрии и мед. психологии, 1993. – № 2. – С. 87– 89.
- Крылов, В.И. Нервная булимия, клиника, диагностика, систематика / В.И. Крылов // Обзор психиатрии и мед. психологии, 1992. – № 3. – С. 27–35.
- Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек. — СПб., 2001.
- Курек, Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями / Н.С. Курек // Вопр. наркологии, 1992. – №1. – С. 39–43.
- Курек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н.С. Курек // Вопр. психологии, 1997. – Т. 2. – С. 48–60.
- Лазарус, А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии / А. Лазарус. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000.
- Ларионов, А.В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия / А.В. Ларионов. – Екатеринбург, 1997.
- Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Л.Г. Леонова, К.Л. Бочкарева. – НГУ : Новосибирск, 1998.
- Леонтьев, А.Я. Проблемы развития психики / А.Я. Леонтьев. — М. : МГУ, 1979.
- Лисецкий, К.С. Психология и профилактика ранней наркомании / К.С. Лисецкий, И.А. Мотынга. – Самара, 1996.
- Макаров, В.В. Транзактный анализ — восточная версия / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. — М. : Академический проект, 2002.
- Максимова, Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения / Т.М. Максимова. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
- Малкина-Пых, М.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / М.Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2004.
- Менделевич В.Д. Наркотическая зависимость как семейный аддиктивный паттерн / В.Д. Менделевич, Б.Д. Менделевич. // Современные проблемы клинической и социальной психиатрии: тезисы докладов респ. конференции / Казань, 1999. – С. 99—101.
- Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. — М. : Медпресс, 2001.
- Методическое руководство по медицинской профилактике / под ред. В.Н. Муравьева. – Ставрополь, 2007.
- Мизерене, Р.В. Психическая зависимость от еды как объект психотерапии / Р.В. Мизерене // Вестник гипнологии и психотерапии, 1993. – № 2.
- Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998.
- О наркотических средствах и психотропных веществах. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.
- О развитии физической культуры и спорта на 2003-2006 годы. Решение Казанского Совета народных депутатов от 3 декабря 2002 г. № 6-13.
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ.
- Об ограничении курения табака. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
- Панкратов, А. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / А.Н. Панкратов. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2000.
- Пезеткиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н.Пезеткиан. — М. : Медицина, 1996.
- Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии) / Ф. Перлз, В. Хефферлт, П. Гудмэн. — М. : Гиль-Эстель, 1993.
- Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии, 1986. – №4. – С. 39–45.
- Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1985.
- Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. А. Адлер. — М. : Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, К.Б. Орешникова. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2000.
- Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 1998.
- Психология господства и подчинения: Хрестоматия / сост. А.Г. Чернявская. — Минск : Харвест, 1998.
- Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, К.Б. Орешникова. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 1999.
- Рид, Д. Как люди попадают в культы: Пер. с англ. — СПб. : 1997.
- Романова, О.Л. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания / О.Л. Романова, И.В. Иванникова. // Вопросы психологии, 1993. – № 3. – С.47–53.
- Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Ромек. – СПб. : Речь, 2005.
- Ротенверг, В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенверг, В.В. Артавский. – М. : Наука, 1984.
- Свит, К. Соскочить с крючка / К.Свит. – СПб., 1997.
- Семпси, Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. – С. 77– 99.
- Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Казань : Центр инновационных технологий, 2005. – 192 с.
- Таланов, В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2002.
- Тарабрима, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений, современное состояние и проблемы / Н.В. Тарабрима, Е.О. Лазебная. // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 14 – 29.
- Тригуб, Н.А. Формирование здорового образа жизни у подростков / Н.А. Тригуб. // Здоровый образ жизни подрастающего поколения: Проблемы. Поиски. Решения. – Казань : Карпол, 1999. – С.26 – 29.
- Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунский. – М, 2000. – С. 100-131.
- Фрейд, 3. Избранное / З. Фрейд. — М. : Внештортиздат, 1989. – С. 448.
- Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. — М. : «Республика», 1992.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — М. : Педагогика, 1986.
- Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2004.
- Целиком, В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе / В.В. Целиком // Журнал практического психолога. – М. : Фолиум, 1997. – № К – С. 98 – 101.
- Целиком, В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе / В.В. Целиком // Журнал практического психолога. – Москва : Фолиум, 1996. – № 5. – С. 71 – 75.
- Цукерман, Е.М. Психология саморазвития / Е.М. Цукерман. – М.; Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996.
- Чалдини, Р. Психология влияния / Пер. с англ. Е. Волков. — СПб. : Питер Ком, 1999.
- Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии, 1997. – № 2. – С.3 – 14.
- Шапарь, В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. — Минск : Харвест, 2004.
- Шатров, А.В. Формирование у детей и подростков социальных установок на негативное отношение к употреблению наркотиков и связанному с ним образу жизни и поведению / А.В. Шатров, Н.С. Шоётова. – Казань, 2003. – 92 с.
- Штайнер, К. Игры, в которые играют алкоголики / пер. с англ. Г. Пимочкиной. — М. : Апрель-Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис — СПб. : ЗАО Изд-во «Питер», 1999.
- Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. — М : Канон, 1994.
- Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. — М. : «Прогресс», «Универс», 1993.
- Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет, 2000. – № 2. С. 24 – 29.
6.2. Информационное обеспечение дисциплины
Интернет-ресурс:
Институт психологии РАН www.psychol.ras.ru
Институт психологии РАО www.pirao.ru
Сетевые библиотеки:
http://www.narcom.ru/
http://quality.eup.ru/MATERIALY5/psir.html
- Материально-техническое и дидактическое
обеспечение дисциплины
При изучении данной программы рекомендуется использовать:
– учебно-наглядные пособия (аудио- визуальные средства, таблицы, схемы, методики),
– раздаточный материал: бланки методик, схемы обследования, проблемные и практические ситуации;
– психодиагностические методики.
8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ
Ермаченко Наталья Анатольевна,
начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов,
магистрант Института психологии Уральского государственного педагогического университета
Рабочий телефон: 235-76-46
Учебная программа дополнительного профессионального образования
«Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфере первичной профилактики зависимостей»
Специальность по ОКСО 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Вид программы: курсы повышения квалификации
Форма обучения: без отрыва от производства
Подписано в печать Формат 60х84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .
Тираж экз. Заказ .
«Уральский государственный педагогический университет»
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
