Преследователи и жертвы.

Федотова Ирина Александровна

Тема довольно серьезная, требует к себе отношения. Нельзя "закрывать глаза" на происходящее довольно часто унижение, преследование. Необходимо выявлять факты сразу  и  по "горячим следам" принимать необходимые меры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_travlya_v_shkole.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

                           Преследователи и жертвы.

Моббинг (буллинг) – это физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации. Комментарий от издательства «Генезис».

Начать хочется с того, что такое явление как моббинг – не редкость, а чаще всего - закономерность в школах. Так или иначе каждый из нас был  жертвой  или преследователем, а может просто наблюдателем. Долгое время в России ( а также и во времена существования Советского Союза) такому значению как моббинг не предавалось особого внимания. Тем не менее травля в школе существовала всегда.

По мнению шведского школьного врача Питера – Пауля Хайнеманна  существует три вида действий, с помощью которых производятся  «негативные действия одного или нескольких лиц по отношению к жертве». Первый вид – это физическое проявление травли, свойственный больше мальчикам, чем девочкам. Второй вид – нанесение оскорблений, негативных высказываний о жертве. Третий вид травли – это изоляция  или бойкот. Такой вид чаще всего используется девочками.

Но почему кто-то становится жертвой преследований, издёвок, изоляции или бойкота, а кто-то нет? Дело в том, что все мы по-разному относимся к себе и к окружающему нас миру. Каждый по-разному склонен себя оценивать в тот или иной период времени. Ключевым словом в этом вопросе является САМООЦЕНКА. Человек самодостаточный вряд ли прореагирует на  высказывания со стороны провокатора.

Чаще всего жертвами травли становятся дети тревожные, подверженные страхам, с низкой самооценкой. Возможно они когда – то позволили себе «проявления слабости» с точки зрения преследователя, как то слезы, испуг, проявление беспомощной злости или были чрезмерно подозрительны. Все это и стало пусковым механизмом в ситуации преследования, травли. Однако все вышеперечисленные характеристики не стоит воспринимать как общее правило, т.к. жертвой моббинга может быть вполне благополучный ученик, который своим существованием просто может представлять угрозу для существующей власти.

Что же преследователи? Они могут не отличаться от других ни внешностью, ни манерой одеваться. Единственное различие между ними  и их жертвами – это наличие стрессового состояния и внутреннее напряжение. Они имеют гораздо более высокий уровень агрессивности. Им важен контроль над жертвой и чувство общности со своей социальной группой.

Принимая во внимание все вышесказанное можно добавить только одно. Понятно, что психолог один не в состоянии справиться с существующими порядками в том классе, где было выявлено такое явление как травля. Однако, как специалист обладающий знаниями в своей области, психолог может разработать программу взаимодействия между разными уровнями власти в своей школе. С самой ее верхушки. Директор обладает полномочиями  производить контроль во всех параллелях школьной организации. Его заместитель по воспитательной работе берет на себя функцию проводить контроль превентивной работы, проводимой классными руководителями. А классные руководители в свою очередь стараются быть объективными в оценке своих действий и действий обучающихся. Для этого за основу берется не прорабатывание на классных мероприятиях перед всем классом замеченных в травле одноклассников( как показала практика – это мало эффективно), а преследователю(преследователям) предъявляется целый ряд мер со стороны классного руководителя, завуча по воспитательной работе и даже директора. А уже работа психолога – выявить  почему ребенок склонен к жестокости по отношению к одноклассникам т проводить работу с таким ребенком индивидуально. Ведь зачастую ребенок таким поведением привлекает к себе внимание, т.к. дома его не замечают, или напротив, предъявляют слишком высокие требования и никаких протестов не принимают. Где же ему избавиться от накопившегося эмоционального напряжения как не в школе? И как это бывает легко сделать, если рядом есть менее агрессивный и незащищенный одноклассник, который становится жертвой?  Вижу из этой ситуации выход только в том, чтобы дать понять ребенку на всех уровнях, параллелях власти, что ЕГО ЗАМЕЧАЮТ, ОН НУЖЕН! И тут только совместная работа классных руководителей, администрации школы, психолога, социального педагога поможет искоренить такое явление как травля в школе.

           

С уважением,

педагог-психолог МАОУ лицея №15 Федотова Ирина Александровна.