"Новичок в средней школе"

программа преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_novichok_v_sredney_shkole.odt432.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой.

 Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

 Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

 В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации-одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

 Цель программы — создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

 Задачи:

  1. создание условий для успешной адаптации детей в средней школе( формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
  2. повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, обгнию.
  3. адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.

 Все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

  1. Организационная работа( проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
  2. Психологическая диагностика.
  3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
  4. Профилактическая работа.
  5. Коррекционно-развивающая работа
  6. Аналитическая работа.

 Ожидаемые результаты:

  1. Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
  2. Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
  3. Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
  4. Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.

 Принципы реализации программы:

  1. Гуманизм
  2. Демократизм
  3. Научность
  4. Индивидуализация и дифференциация
  5. Систематичность
  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

 Критерии оценки достижения поставленной цели и задач:

  1. Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
  2. Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
  3. Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
  4. Повышение уровня коммуникативности пятиклассников

 Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.

 Организационная деятельность.

 Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомить   с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.

 Семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, “ Психологические игры и упражнения”.

 Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.

Родителей необходимо знакомить  с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и  возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку. 

 Психологическая диагностика.

 Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.

 Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки, отношение к учебным предметам, чувства детей в школе и черты идеального учителя.

 Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:

  1. проконсультироваться у психолога, невропатолога.
  2. не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.
  3. скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.
  4. повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.
  5. обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.
  6. развивать произвольность и умение развивать свое поведение .

 Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.

 Консультативная работа.         

 Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”,  «Психологические игры и упражнения».     Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе.

 Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.  С этой целью ведется элективный курс  по психологии. Первое полугодие по программе Коблик «Первый раз в пятый класс» «Новичок в средней школе», серия классных часов «Мы — это многоя», второе полугодие по программе Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

 Профилактическая работа .

 Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.

 Коррекционно-развивающая работа.

 Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях:

 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний;

3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

 Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

 Аналитическая работа.

 Направлена на осмысление проводимой системы психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно- воспитательный процесс в данных классах.

План мероприятий

в период адаптации пятиклассников к условиям обучения

 в среднем звене школы.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников. (4 класс)

январь-март

Педагог-психолог

Заместитель директора по УВР

2

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)

Март-апрель

Педагог-психолог

3

Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования.

март-май

Педагог-психолог

4

Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам:

-«Готовность ребенка к обучению в средней школе: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная»

-«Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста»

-«Нарушения в школьной адаптации, трудности в обучении»

Май-июнь

Заместитель директора по учебно-методической работе

Педагог-психолог

5

Собрание родителей будущих  пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей» (4 класс)

Май

Педагог-психолог

Кл. рук -ль

6

Проведение занятий по программе «Первый раз в пятый класс», «Новичок в средней школе», «Мы-это много я».

Сентябрь-декабрь

Педагог-психолог

7

Собрание родителей пятиклассников «Ваш ребенок — пятиклассник»

октябрь

Педагог-психолог,

Кл. рук - ль

8

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных)

«Черты идеального учителя»

«Чувства в школе»

«Отношения к отдельным предметам»

Ноябрь

Педагог-психолог

Кл. рук-ль

10

Проведение коррекционно-развивающего курса «Тропинка к своему Я» (4 класс)

Январь-май

Педагог-психолог

11

Классный час «Собираемся в дорогу» 4 класс

Май

Педагог-психолог

Кл. рук-ль

12

Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе.

Декабрь-март

Педагог-психолог

13

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе.

«Черты идеального учителя»

«Чувства в школе»

«Отношения к отдельным предметам»

Апрель

Педагог-психолог

14

Семинар-тренинг «Как помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в среднем звене?»

Сентябрь

Педагог-психолог

15

Психолого-педагогический консилиум «Адаптация четвероклассника»

Апрель

Педагог-психолог, учителя предметники, учителя начальной школы

16

Малый педсовет с участием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-х классах, психолог. (Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов)

Январь

Зам. Директора по УВР, педагог-психолог

17

Посещение уроков в 5-х классах

сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

18

Изучение эмоционального фона

сентябрь

Педагог-психолог