"Новичок в средней школе"
программа преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 432.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой.
Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации-одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Цель программы — создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Задачи:
- создание условий для успешной адаптации детей в средней школе( формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, обгнию.
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.
Все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:
- Организационная работа( проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
- Психологическая диагностика.
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
- Профилактическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа
- Аналитическая работа.
Ожидаемые результаты:
- Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
- Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
- Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
- Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.
Принципы реализации программы:
- Гуманизм
- Демократизм
- Научность
- Индивидуализация и дифференциация
- Систематичность
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
Критерии оценки достижения поставленной цели и задач:
- Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
- Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
- Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
- Повышение уровня коммуникативности пятиклассников
Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.
Организационная деятельность.
Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомить с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.
Семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, “ Психологические игры и упражнения”.
Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.
Родителей необходимо знакомить с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.
Психологическая диагностика.
Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.
Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки, отношение к учебным предметам, чувства детей в школе и черты идеального учителя.
Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:
- проконсультироваться у психолога, невропатолога.
- не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.
- скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.
- повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.
- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.
- развивать произвольность и умение развивать свое поведение .
Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.
Консультативная работа.
Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, «Психологические игры и упражнения». Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе.
Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. С этой целью ведется элективный курс по психологии. Первое полугодие по программе Коблик «Первый раз в пятый класс» «Новичок в средней школе», серия классных часов «Мы — это многоя», второе полугодие по программе Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Профилактическая работа .
Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа.
Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях:
1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний;
3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.
Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.
Аналитическая работа.
Направлена на осмысление проводимой системы психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно- воспитательный процесс в данных классах.
План мероприятий
в период адаптации пятиклассников к условиям обучения
в среднем звене школы.
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников. (4 класс) | январь-март | Педагог-психолог Заместитель директора по УВР |
2 | Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение) | Март-апрель | Педагог-психолог |
3 | Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования. | март-май | Педагог-психолог |
4 | Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам: -«Готовность ребенка к обучению в средней школе: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная» -«Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста» -«Нарушения в школьной адаптации, трудности в обучении» | Май-июнь | Заместитель директора по учебно-методической работе Педагог-психолог |
5 | Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей» (4 класс) | Май | Педагог-психолог Кл. рук -ль |
6 | Проведение занятий по программе «Первый раз в пятый класс», «Новичок в средней школе», «Мы-это много я». | Сентябрь-декабрь | Педагог-психолог |
7 | Собрание родителей пятиклассников «Ваш ребенок — пятиклассник» | октябрь | Педагог-психолог, Кл. рук - ль |
8 | Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных) «Черты идеального учителя» «Чувства в школе» «Отношения к отдельным предметам» | Ноябрь | Педагог-психолог Кл. рук-ль |
10 | Проведение коррекционно-развивающего курса «Тропинка к своему Я» (4 класс) | Январь-май | Педагог-психолог |
11 | Классный час «Собираемся в дорогу» 4 класс | Май | Педагог-психолог Кл. рук-ль |
12 | Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе. | Декабрь-март | Педагог-психолог |
13 | Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе. «Черты идеального учителя» «Чувства в школе» «Отношения к отдельным предметам» | Апрель | Педагог-психолог |
14 | Семинар-тренинг «Как помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в среднем звене?» | Сентябрь | Педагог-психолог |
15 | Психолого-педагогический консилиум «Адаптация четвероклассника» | Апрель | Педагог-психолог, учителя предметники, учителя начальной школы |
16 | Малый педсовет с участием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-х классах, психолог. (Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов) | Январь | Зам. Директора по УВР, педагог-психолог |
17 | Посещение уроков в 5-х классах | сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
18 | Изучение эмоционального фона | сентябрь | Педагог-психолог |