программа "Шаг навстречу"
рабочая программа формирования у детей телерантного сознания и эмоционально-волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 643 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Отсутствие серьезного, внимательного отношения со стороны взрослых к миру чувств и потребностей ребенка ведет к недоразвитию, а затем и значительному отставанию детей в этой области.
В социальной сфере младшего школьника формируется, с одной стороны – здоровое честолюбие, а с другой – групповые ценности. Совместная деятельность в школе с людьми разного возраста формирует у детей опыт переживания чувства принадлежности к общей команде, и в то же время – чувства независимости от нее.
Уже в этом возрасте ребенок может справиться с такими жизненными задачами, как принятие поражения, радость за чужие успехи, ориентировка в положительной или отрицательной оценке своего поведения и поведения других. При неправильной организации школьной жизни происходят драматические нарушения личностного развития.
Проблемы школьников, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием определенного навыка.
Под жизненными навыками подразумевается набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. Это сфера переживаний личности, которая рассматривается не через установление диагноза, а через описание недостающих жизненных умений.
Основная цель психологической работы в пространстве нормального развития – содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
При разных формах нарушений развития эмоционально-волевая незрелость проявляется в расторможенности, повышенной импульсивности, усиленных невротических реакций, отражающих функциональную недостаточность регуляторных функций.
Специальные занятия призваны сгладить недостатки развития эмоционально-волевой сферы. Такие занятия полезны всем детям, но наиболее значимы для тех, чьи отличительные особенности обусловлены незрелой регуляторной сферой, эмоциональной недостаточностью.
Возможности детского организма велики и при правильном и адекватном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой, а сам он превратиться в человека, стремящегося к знаниям, способного приобретать и использовать их. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т.е. счастливым человеком.
Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста. Занятия могут использоваться как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
Схема работы по каждой теме предполагает определенную последовательность:
- Формирование понятия и потребности в овладении навыков.
- Расширение представления о понятии отработка умений.
- Отработка навыка, включающая задание для родителей.
Перед началом работы обязательно вместе с детьми принимаются правила поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.
Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или же представлять обработку результатов теста индивидуально для каждого в письменном виде.
Основные задачи занятий:
- Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- Развитие умения слушать других людей;
- Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
- Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
- Снятие негативных импульсов;
- Формирование позитивной моральной позиции.
Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку - все это создает у ребят положительный эмоциональный фон и вызывает у них желание выполнять предлагаемые задания. Игры, способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жизненных ситуациях.
На уроках общения у каждого участника имеется возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Это необходимо тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на предметных уроках. На занятиях каждый ученик может пережить состояние успешности, обязательное для обретения детьми уверенности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей.
Тематический план занятий с учащимися по программе «Шаг навстречу»
№ | Тема | Количество часов |
1 | Разные настроения | 1 |
2 | Учимся менять свое настроение | 1 |
3 | Учимся выражать свои эмоции | 1 |
4 | Мысли и настроение | 1 |
5 | Как найти выход из трудной ситуации | 1 |
6 | Меняем отношение к тому, что нас огорчает | 1 |
7 | Мысли управляют поступками | 1 |
8 | Избавляемся от плохих мыслей | 1 |
9 | Чем я отличаюсь от других | 1 |
10 | Гармонизация притязаний на признание | 1 |
11 | Выработка уверенности в своих силах | 1 |
12 | Как добиться удачи | 1 |
13 | Можно и не ссориться | 1 |
14 | Делимся чувствами | 1 |
15 | Доброта | 1 |
16 | Вежливость | 1 |
17 | Зачем нужен этикет | 1 |
18 | Мои внутренние друзья и мои внутренние враги | 1 |
19 | Мостики дружбы | 1 |
20 | Эмоции и взаимопонимание | 1 |
21 | Как победить страх | 1 |
22 | Прогоняем злость | 1 |
23 | Учимся говорить «Нет!», когда это нужно | 1 |
24 | Мои способности | 1 |
25 | Кем быть | 1 |
26 | Общение в жизни человека | 1 |
27 | Живи в согласии с другими | 1 |
28 | Приветствия | 1 |
29 | Я и другие | 1 |
30 | Самопознание | 1 |
31 | Уверенное и неуверенное поведение | 1 |
32 | Давайте жить дружно | 1 |
33 | Как просить прощение | 1 |
34 | Права и обязанности | 1 |
35 | Право на ошибку | 1 |
36 | Учимся просить о помощи и благодарить за помощь | 1 |
37 | Ярмарка достоинств | 1 |
38 | Культура поведения | 1 |
39 | Нужна ли агрессия | 1 |
40 | Саморегуляция | 1 |
итого | 40 |
Литература
- Бендас Т.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. М., 1982.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
- Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. М., 1989.
- Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М., 1989.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей. М., 2003.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? (1 – 4 части) М., 1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2001.