программа "Шаг навстречу"

рабочая программа формирования у детей телерантного сознания и эмоционально-волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_obshcheniya_shag_navstrechu.doc643 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Отсутствие серьезного, внимательного отношения со стороны взрослых к миру чувств и потребностей ребенка ведет к недоразвитию, а затем и значительному отставанию детей в этой области.

В социальной сфере младшего школьника формируется, с одной стороны – здоровое честолюбие, а с другой – групповые ценности. Совместная деятельность в школе с людьми разного возраста формирует у детей опыт переживания чувства принадлежности к общей команде, и в то же время – чувства независимости от нее.

Уже в этом возрасте ребенок может справиться с такими жизненными задачами, как принятие поражения, радость за чужие успехи, ориентировка в положительной или отрицательной оценке своего поведения и поведения других. При неправильной организации школьной жизни происходят драматические нарушения личностного развития.

Проблемы школьников, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием определенного навыка.

Под жизненными навыками подразумевается набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. Это сфера переживаний личности, которая рассматривается не через установление диагноза, а через описание недостающих жизненных умений.

Основная цель психологической работы в пространстве нормального развития – содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

При разных формах нарушений развития эмоционально-волевая незрелость проявляется в расторможенности, повышенной импульсивности, усиленных невротических реакций, отражающих функциональную недостаточность регуляторных функций.

Специальные занятия призваны сгладить недостатки развития эмоционально-волевой сферы. Такие занятия полезны всем детям, но наиболее значимы для тех, чьи отличительные особенности обусловлены незрелой регуляторной сферой, эмоциональной недостаточностью.

Возможности детского организма велики и при правильном и адекватном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой, а сам он превратиться в человека, стремящегося к знаниям, способного приобретать и использовать их. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т.е. счастливым человеком.

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста. Занятия могут использоваться как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Схема работы по каждой теме предполагает определенную последовательность:

  1. Формирование понятия и потребности в овладении навыков.
  2. Расширение представления о понятии отработка умений.
  3. Отработка навыка, включающая задание для родителей.

Перед началом работы обязательно вместе с детьми принимаются правила поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.

Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или же представлять обработку результатов теста индивидуально для каждого в письменном виде.

Основные задачи занятий:

  1. Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  2. Развитие умения слушать других людей;
  3. Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
  4. Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
  5. Снятие негативных импульсов;
  6. Формирование позитивной моральной позиции.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку - все это создает у ребят положительный эмоциональный фон и вызывает у них желание выполнять предлагаемые задания. Игры, способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жизненных ситуациях.

На уроках общения у каждого участника имеется возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Это необходимо тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на предметных уроках. На занятиях каждый ученик может пережить состояние успешности, обязательное для обретения детьми уверенности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей.

Тематический план занятий с учащимися по программе «Шаг навстречу»

Тема

Количество часов

1

Разные настроения

1

2

Учимся менять свое настроение

1

3

Учимся выражать свои эмоции

1

4

Мысли и настроение

1

5

Как найти выход из трудной ситуации

1

6

Меняем отношение к тому, что нас огорчает

1

7

Мысли управляют поступками

1

8

Избавляемся от плохих мыслей

1

9

Чем я отличаюсь от других

1

10

Гармонизация притязаний на признание

1

11

Выработка уверенности в своих силах

1

12

Как добиться удачи

1

13

Можно и не ссориться

1

14

Делимся чувствами

1

15

Доброта

1

16

Вежливость

1

17

Зачем нужен этикет

1

18

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

1

19

Мостики дружбы

1

20

Эмоции и взаимопонимание

1

21

Как победить страх

1

22

Прогоняем злость

1

23

Учимся говорить «Нет!», когда это нужно

1

24

Мои способности

1

25

Кем быть

1

26

Общение в жизни человека

1

27

Живи в согласии с другими

1

28

Приветствия

1

29

Я и другие

1

30

Самопознание

1

31

Уверенное и неуверенное поведение

1

32

Давайте жить дружно

1

33

Как просить прощение

1

34

Права и обязанности

1

35

Право на ошибку

1

36

Учимся просить о помощи и благодарить за помощь

1

37

Ярмарка достоинств

1

38

Культура поведения

1

39

Нужна ли агрессия

1

40

Саморегуляция

1

итого

40

Литература

  1. Бендас Т.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. М., 1982.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
  4. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. М., 1989.
  5. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М., 1989.
  6. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей. М., 2003.
  8. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? (1 – 4 части) М., 1998.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2001.