Психологические проблемы перехода к обучению из младшей школы в среднее звено
Рассмотрены требования предъявляемые к ученикам, вопросы готовности четвероклассников к обучению в среднем звене.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические проблемы перехода к обучению из младшей школы в среднее звено
- Психолого-педагогические требования к пятикласснику
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника – будущего пятиклассника обеспечат успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития.
В психолого – педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты или десятилетних детей (младших школьников), или двенадцатилетних (подростков).
С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
В когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций. Хотя мышление учеников этого возраста ещё не столь абстрактно и системно, как у старших школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, то есть ученики способны осознавать процессы своего мышления.
С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка.
Центральное и важнейшее, по мнению целого ряда авторов, психологическое новообразование – это так называемое «чувство взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляться это новообразование должно в следующем.
- Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться осознанно, осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для пятиклассника мотив собственно познавательный.
- Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе - это, прежде всего ответственная сознательная позиция школьника. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых со стороны ребёнка отношений к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать её с уважением к мнению старшего.
- Новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребёнка потребуется определённая социальная зрелость, чтобы занять в новом социальном микросообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.
Очень важна для пятиклассника ситуация с новым классным руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. У некоторых детей появляются сложности просто в информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении и общении с детьми, то есть характер межличностного контакта – одно из главных условий успешной адаптации детей.
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей в начале обучения, как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной, в первую очередь, с психологическим своеобразием возраста.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и, в первую очередь, - от родительской семьи. Внешне это отчуждение выражается зачастую в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Умственная активность подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают ведущую роль в поддержании мотивации учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Все эти психологические особенности начинают постепенно проявляются как раз в возрасте 10-11 лет, при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым. Соучастие педагогов в этом процессе просто необходимо.
- Мониторинг готовности четвероклассников.
Проводя сравнительный анализ мониторинга готовности ученика к успешной адаптации в среднем звене школы, можно говорить о достаточно высоком уровне развития кратковременной зрительной и слуховой памяти. Уровень интеллектуального развития детей соответствует их возрасту, но 4% учеников имеют низкий уровень интеллектуального развития. Логическое мышление хорошо развито у 38% школьников, но 62% учеников имеют низкий уровень большая часть это ученики 4 «В» класса. Умение распределить, переключить внимание и удержать достаточный объём знаков – отмечается на хорошем уровне у 77% детей. 23% учеников имеют низкий уровень развития внимания и 18% ученики 4 «В». Воображение развито хорошо у 88% школьников и лишь 7 человек требуют дополнительных коррекционных занятий. Мотивация к учению хорошая и этот показатель 100%. Делая общий вывод о готовности учеников к процессу адаптации в среднем звене школы видно, что 41 ученик успешно преодолеет переход в среднее звено школы, и 15 человек будут испытывать трудности из-за низкого уровня развития интеллекта и познавательных процессов. В течение года будут проведены психокоррекционные занятия по предупреждению дезадаптации.
- Рекомендации учителям – предметникам.
- Дети не знают имён учителей – учителям необходимо надевать визитки на урок на протяжении первой четверти.
- Детям необходимо носить визитки с именами и номером класса.
- Классный руководитель должен озвучить правила для дежурных.
- На первое родительское собрание должны приходить все учителя с целью ознакомления родителей с программой и требованиями на уроке.
- Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
- С целью организации готовности детей к уроку, рекомендуем учителям в течение месяца проверять готовность ребёнка к уроку, наличие необходимых учебных пособий.
- Рекомендуем выработать единые требования к урокам по разным предметам.
- Решить, для чего нужен дневник. Записывать домашнее задание и (или) выставлять оценки? Кто их ставит – классный руководитель или учитель – предметник?
- Рекомендуем провести специальные мероприятия по групповой сплочённости в первые дни учебного года, снимающие основные проблемы в общении детей внутри класса.
- Осуществить коррекцию и возможную координацию учебной нагрузки по разным (всем) предметам.
- Обеспечить гуманизирующее и оберегающее вмешательство всех педагогов в отношения старшеклассников и малышей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
село Александровское Александровского района
Выступление на тему:
«Психологические проблемы перехода ученика из младшей школы на среднюю ступень обучения»
Подготовила и провела
Педагог – психолог
Е.Н. Нещадимова
2012 – 2013 учебный год