Коллективное творческое дело "Выявление социально-ролевого потенциала учащихся"

Шингаева Ирина Васильевна

Адресат: подростки 15-16 лет.

Цель: выявление и коррекция социально-ролевых позиций учащихся в классном коллективе.

Продолжительность: 1,5 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая консультация в форме КТД

«Выявление

социально-ролевого потенциала учащихся»

Актуальность.

Одними из основных задач системы образования на современном этапе являются:

  1. формирование у учащихся уважения других людей как неотъемлемого условия развития самоуважения человека;
  2. готовность к сотрудничеству с другими людьми, коллективизм;
  3. развитие широких познавательных интересов, мотивов познания и творчества;
  4. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков напрямую связано с их личностным и социальным развитием и должно включать в себя формы работы творческие, интересные, весёлые, полезные, объединяющие учащихся общей целью. Именно таким является «коллективное творческое дело» (КТД).

Технология КТД создаёт условия для удовлетворения основных  потребностей подростка – в общении, в принятии, в переживании нового опыта, в развитии через деятельность. А так же отвечает возрастным задачам подростка: изучение себя как личности, формирование умений сознательно пользоваться своими качествами, умение принимать отличия в индивидуально-личностных особенностях людей, выработка «модели успешной коммуникации», развитие творческих способностей.

Адресат: подростки 15-16 лет.

Цель: выявление и коррекция социально-ролевых позиций учащихся в классном коллективе.

Задачи:

  1. изучить, какие роли характерны для каждого члена классного коллектива;
  2. создать условия для формирования у участников навыков командного взаимодействия;
  3. раскрыть творческий и лидерский потенциалы учащихся.

Продолжительность: 1,5 часа

Материалы:

  1. презентация PowerPoint «Выявление социально-ролевого потенциала», мультимедийная техника;
  2. карточки жёлтого, красного, синего, зелёного и белого цвета;
  3. листы бумаги формата А4;
  4. фломастеры.

План КТД

«Выявление социально-ролевого потенциала учащихся»


Этап

Время (подготовка + реализация)


Содержание


Материалы

Настрой на работу «Выбор фигуры»

10 мин +

5 мин

Ведущий предлагает участ-никам из четырёх фигур (круг, квадрат, треугольник, зигзаг) выбрать ту, которая им боль-ше нравится, объединиться в соответствующие группы и обсудить: в чём сходство людей, выбравших одинако-вые фигуры. После пятими-нутного обсуждения каждая группа представляет своё обоснование.

Изображения геометрических фигур, листы формата А4, ручки

Карточки пяти цветов по количеству участников

Инструктаж участников

2 мин

Во время выполнения заданий участники будут получать карточки разных цветов. Это не баллы, не оценки, но их необходимо сохранить, они пригодятся для подведения итогов.

Образование микрогрупп по принципу «От лидера»

5 мин

Ведущий предлагает встать трём (четырём) участникам, которые готовы взять на себя ответственность за деятель-ность группы, которая будет выполняться. Эти люди выби-рают себе ещё по человеку. Каждый следующий выбирает в команду нового участника.

Представ-ление команды

10 мин +

10 мин

Каждая команда придумывает себе название, герб и девиз, которые будут отражать её уникальность, после чего команды представляются друг другу.

1-й переход. Участники, получившие жёлтые  и красные карточки, переходят в другие команды (жёлтые - по часовой стрелке, а красные – против часовой стрелки).

Лист формата А3, фломастеры

Карточки пяти цветов по количеству участников

Сочинение рассказа

10 мин +

10 мин

Участникам предлагается придумать максимально длинный рассказ, в котором все слова начинаются на букву одну букву.

2-й переход. Формируются 4 команды по большему количеству карточек у участников: 1-жёлтые, 2-красные, 3-зелёные, 4-синие и белые.

Листы формата А4, ручки

Стоитель-ство башни

5мин +

8 мин

Из 20 листов бумаги формата А4 каждой группе пред-лагается построить как можно более высокую башню и придумать ей название. 5 мин даётся на обсуждение, 4 мин на строительство и 1 мин башня должна простоять.

По 20 листов бумаги формата А4 для каждой команды.

Карточки пяти цветов большего размера по количеству участников

Подведение итогов

10 мин

  1. Что означают карточки, полученные участниками.
  2. Всегда ли человек остаётся в одной и той же роли?
  3. В какой роли вам было наиболее комфортно?
  4. Какая роль наиболее характерна для вас в жизни?

Шеринг

5 мин

Участники по очереди заканчивают предложение: «Проводя параллель между сегодняшней игрой и своей жизнью, я вижу, что …»

Планируемые результаты:

  1. Признание участниками характерных для них социальных ролей.
  2. Понимание учащимися, что для эффективной командной работы необходимы представители всех ролевых позиций.
  3. Осознание участниками важности развития в себе гибкости ролевого репертуара.