Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности взаимодействия с тревожными детьми"

Шингаева Ирина Васильевна

Семинар-практикум знакомит педагогов ДОУ с понятием "тревожность" и формирует умение выявлять тревожных детей и осуществлять с ними коррекционную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_vzaimodeystvie_s_trevozhnymi_detmi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

План семинара-практикума

«Особенности взаимодействия с тревожными детьми»

Цель: формирование у педагогов ДОУ представления об основных направлениях и методах профилактики и коррекции тревожности у дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием «тревожность» и причинами её возникновения;
  2. Оказать помощь в выявлении тревожных детей.
  3. Формировать умение планировать и осуществлять коррекционную работу с тревожными детьми.

Содержание:

  1. Приветствие, упражнение «Волна».

Цель: формирование групповой сплочённости, активизация внимания.

Участники друг за другом по кругу повторяют различные движения.

  1. Сообщение психолога «Что такое тревожность».

Цель: познакомить с понятием ситуативной и общей тревожности; объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревожность», «боязнь» и «страх», периодизацией страхов у детей.

  1. Практическое задание «Портрет тревожного ребёнка».

Цель: выявление характерных особенностей тревожных детей.

Участники с помощью карточки «Портрет «особого» ребёнка» выбирают черты, которые свойственны данной категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет тревожного ребёнка.

  1. Сообщение психолога «Причины возникновения тревожности».

Цель: раскрыть причины возникновения тревожности, показать связь  появления данного свойства личности с нарушением детско-родительских отношений.

5.Упражнение «Гусеница».

Цель: сплочение группы, формирование доверия, навыка взаимодействия.

Участники становятся друг за другом, поместив между своим животом и спиной стоящего впереди партнёра мяч, затем одновременно начинают двигаться по комнате, стараясь не уронить мячи.

  1. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми»

Цель: выработать основные принципы в подборе игр для тревожных детей.

Участники составляют список игр, наиболее эффективных, по их мнению, в работе с тревожными детьми, обсуждают основные принципы в подборе этих игр.

  1. Сообщение психолога «Как помочь тревожному ребёнку».

Цель: познакомить педагогов с тремя основными направлениями коррекционной работы с тревожными детьми.

  1. Упражнение «Щепки на реке».

Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Участники встают в два ряда «берега», один напротив другого, по очереди между ними «проплывают щепки», «берега» помогают им.

  1. Психологический практикум.

Цель: обсуждение конкретных проблемных ситуаций.

10. Упражнение «Надпись на футболке».

Цель: повышение самооценки, развитие эмпатии.

Участники придумывают девизы и делают соответствующие надписи на листках, прикреплённых к спинам их коллег.

  1. Обратная связь.

Участники устно отвечают на вопросы:

  1. Чем было полезно для вас это занятие?
  2. Какие методы и приёмы вы будете использовать в своей работе?
  3. Ваши пожелания на следующую встречу.

Литература

  1. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей / пер. с англ. Г.А. Павлова – М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
  4. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис», 2002.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем., В 4-х томах – М.: Генезис, 1998.