Работа психолога с родителями

Федотова Ирина Александровна

Как важно иметь четкий план действий! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_psihologa_s_roditelyami.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Работа психолога с родителями.

Виды деятельности работы психолога с родителями:

1.Психофизиологические свойства членов семьи. Характеристика темпераментов членов семьи и совместимость .

2.Характериологические свойства членов семьи (MMPI , опросник Кеттела 16-факторный)

3.Характеристика когнитивной сферы членов семьи.

4.Характеристика ценностно-мотивационной сферы членов семьи.

5.Характеристики межличностных отношений.

6.Характеристики внутрисемейного общения(опросник Эйдемиллера, проективные методики ТАТ, КАТ, Рисунок «Моя семья», сочинение для родителей «Мой ребенок»

Групповые формы работы:

1.Родительские собрания

2.Тренинги

3.Групповые досуговые мероприятия

Родительские собрания – психолог обязан выступать на общешкольных родительских собраниях, выявив заранее:

1.Цель прихода

2.Возраст аудитории

3.Тему доклада

Необходимо наличие стенда с психологической информацией, ящик доверия.

Виды деятельности психолога:

  1. Психологическая неграмотность родителей часто является причиной заблуждений. Психолог информирует (стенды, листы, памятки), консультирует.
  2. Искаженные родительские отношения (несамостоятельность). Психокоррекционная работа психолога с семьей.
  3. Психопатология родителей. Рекомендация психолога обратиться к специалисту. Психопрофилактика вторичных нарушений. Поддержка ребенка.
  4. Дисгармоничное развитие ребенка (интеллект в норме – эмоции задерживаются). Психокоррекционная работа с ребенком.
  5. ЗПР. Консультация невропатолога, психиатра, направление к дефектологу, консультация психолога. Консультирование родителей.

Типология родителей, обращающихся за помощью к психологу.

1.Ограничивающие контакт.

Контакт таких родителей направлен на социализацию ребенка в ущерб индивидуальным потребностям ребенка. Действие психолога :

 - одобрение действий родителей( чтобы снять их чувство вины)

 - работа с ценностями родителей (что важно для родителей)

 - работа, связанная с родительским контролем(контроль для ограничения ребенка, т.к. существуют собственные амбиции, возраст ребенка занижают)

2.Контакт «слияния»

- у меня не вышло – у тебя получится

 - нарушение структуры семьи, ребенку навязывают роль отца – мужа, роль жены – матери. У ребенка внутриличностный конфликт, чувство вины  и потребность в отделении, бунтующий ребенок. Родителям – работа с собственными потребностями, чего они хотят для себя.

 3.Контакт «отвержение»

Родители имеют опыт быть отверженными. Если рождение ребенка внесло ограничения в жизнь родителя у него формируется вытеснение враждебности – противоречивость родителя (одна рука любит – другая бьет). Работа с враждебностью родителя.

4. Отсутствие эмоционального контакта. Характеризуется нарушением родительских функций. Причина – неумение родителей устанавливать и поддерживать отношения, формальная забота. Нет опыта принятия родительский любви. У ребенка формируется чувство одиночества. Наличие супружеских конфликтов:

 - родители объединяются с ребенком против другого

 - трудности поведения ребенка объединяют враждующих супругов.

 

Из материалов  РМО психологов Люберецкого района  22.03.2013г.