Суицид и суицидальное поведение.

Вельмова Светлана Петровна

Понятие суицид и суицидальное поведение. Психологические особенности детей подверженных суицидальному поведению.

Скачать:


Подписи к слайдам:

*
Суицид Суицид – это следствие социально психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта. Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой.
*
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями :
*
эмоционально чувствительные, ранимые;настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;негибкие в общении ( их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;пессимистичные;замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
*
В 2010 г., по данным ЮНИСЕФ: Россия остается одной из лидирующих стран в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах. Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.
*
Департаментом образования Ямало- Ненецкого автономного округа проведен анализ числа и причин случаев суицидов, совершенных несовершеннолетними в 2009-2010 годах. За указанный период суициды совершены 48 несовершеннолетними, преимущественно в возрасте 15-18 лет ( что от общего 89,6% от общего числа детей их совершивших). Более трети детей, совершивших суицид, это дети из числа коренных малочисленных народов Севере ( 39,6%). Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 8,3%. Характерным является то, что из неблагополучных семей совершили суициды всего 2 ребенка (6,25%).
*
Случаев совместного суицида, совершенных несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения, подростками, освободившимися из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа не зафиксировано. Основными причинами суицидального поведения являются: - романтические отношения ; - аддиктивное поведение ; - личностные проблемы, замкнутость, психические заболевания;проблемы в семье . По данным следственного управления Следственного комитета России по ЯНАО в 2009-2010 г.г. в автономном округе зарегистрировано 38 попыток совершения самоубийств. В результате серьезные травмы получили 2 ребенка. В 2011 году также имели место случаи суицидов, в том числе со смертельным исходом.
*
За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
*
62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с1. семейными конфликтами и неблагополучием;2. боязнью насилия со стороны взрослых;3. бестактным поведением отдельных педагогов; 4. конфликтами одноклассниками и друзьями;5 .употребление алкоголя и психоактивных веществ.
*
По мнению подростков причинами различных видов суицидального поведения могут быть:1. проблемы в семье – 72,4%2. несчастная любовь – 50,1%3. употребление ПАВ – 47,8%4. бестактное поведение отдельных педагогов- 28,9 %5. стремление дать понять окружающим , что человеку плохо – 11,9%
*
причины
родители и взрослые
дети и подростки
семейные конфликты и неблагополучие
+
+
боязнь насилия со стороны взрослых
+
+
бестактное поведение отдельных педагогов
+
+
конфликты с одноклассниками и друзьями
+
+
употребление алкоголя и психоактивных веществ
+
+
*
А ТАКЖЕ !!!
Индивидуально-психологические факторы риска суицида: 1. условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве, матриархальный стиль отношений в семье); воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;2.отверженность в детстве, воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.); 3. акцентуация характера; 4. совершение уголовно наказуемого поступка; 5. длительные соматические заболевания; 6. затрудненная адаптация к деятельности и др;7. активное употребление алкоголя и наркотиков.
*
Но главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играет недостаточное внимание со стороны родителей, педагогов , длительная конфликтная ситуация в семье.
*
конфликты, связанные с взаимоотношениями людей;конфликты, связанные с антисоциальным поведением;конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями;
*
И лишь 30% самоубийств можно объяснить депрессией или психическим расстройством.
*
Целями суицида могут быть:1. Протест, месть ( суицидальное поведение по типу «протеста» предполагает нанесение ущерба, мести обидчику);2. Призыв (суицидальное поведение по типу «призыва» возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление.3. Избегание ( суицидальное поведение по типу «избегание» проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.4. Самонаказание (определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины).5. Отказ (суицидальное поведение по типу «отказа» от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречаются только у душевнобольных.
*
Вслед за попыткой самоубийства начинается постсуицидальный период. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:-конфликт и его значимость для субъекта;-принятие суицидального решения;- личное отношение к суициду. Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:1. критический тип ( конфликт утратил актуальность)2. манипулятивный тип (актуальность конфликта снизилась)3. аналитический тип ( конфликт по прежнему актуален)4.суицидально-фиксированный тип (конфликт актуален) Максимальный риск повторного суицида – во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.
Если подросток всерьез задумал совершить самоубийство, об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие, ситуационные.1. Словесные признаки ( подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом: явно и прямо говорит о смерти: « Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»);2. Поведенческие признаки ( подросток раздает вещи, приводит в порядок дела, мирится с давними врагами, демонстрирует радикальные перемены в поведении);3. Ситуационные признаки ( подросток решается на самоубийство , если он: социально изолирован, живет в нестабильном окружении, ощущает себя жертвой насилия, препринимал раньше попытки суицида, имеет склонность к суициду вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
*
Антивитальные представления - размышления об отсутствии ценности жизни; - пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии чёткого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.); - суицидальные замыслы (разработка плана само-убийства, продумывание его деталей); - суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).
*
- Суицидальные высказывания; суици-дальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью); - завершённый суицид.
*
суицид
шантажный
истинный
демонстративный
*
Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных , шантажных попыток – добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание , либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку «за компанию», его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть «как все». Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны!
*
Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным «развлечением». Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это – употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать. Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.
*
При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения .
*
Аффективное суицидальное поведение обычно обусловлено необычно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами
*
Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние всех обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при « игре в смерть» ребенок не испытывает отрицательных эмоций.
*
Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Подростки нередко «переигрывают» демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке и т.д.
*
Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая , что их во время спасут. Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать «сплошным затянувшимся конфликтом». Подросток по – своему реагирует на происходящее. Он стремится освободится от опеки, контроля, покровительства взрослых . Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт- причину суицида.
*
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни. Но иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными половыми связями. Риск самоубийств более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием ПАВ повышается вероятность внезапных импульсов. Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.
*
Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на:
*
детский вариант (6-12 лет);девиантный вариант (10-14 лет);ипохондрический вариант депрессии (12-16 лет);астенический вариант депрессии ( 12-16 лет);депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов ( 16-18 лет);депрессивные состояния с типичной симптоматикой (16-18 лет). Важно знать
*
Профилактика суицидального поведения 1 уровень – общая профилактика - Создание программ психического здоровья, здоровой среды в учреждении.- Организация внеклассной воспитательной работы;- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса детей с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии;- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
*
Второй уровень – первичная профилактика- Диагностика суицидального поведения;- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите ;- Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;- Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств;- Классные часы, круглые столы, стендовая информация.
*
Третий уровень – вторичная профилактика- Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (подросток имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий)- Оповещение соответствующего учреждения ( больница, клиника) о психическом здоровье подростка, запрос помощи. Оповещение родителей.
*
Четвертый уровень – третичная профилактика- Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов;- Оказание экстренной помощи , снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия ;- Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно – стрессовых переживаний в дальнейшем.
*
При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:
граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния.депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они проявляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики, лечения.
*
психологические переживания часто переоцениваются подростками и недооцениваются взрослыми.при депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.
*
Если замечена склонность подростка к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство . Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например , если подросток, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, это может служить основанием для тревоги.4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.5. Не бойтесь прямо спросить подростка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
*
При проведении беседы с подростком, размышляющем о суициде, педагогам рекомендуется:
внимательно слушать собеседника, так как подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других;
*
высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
*
Специфика ее состоит в следующем: Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-нибудь несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался). В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела.
*
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д. 
*
Нужно полностью включиться во внутренний мир его переживаний. Категорически запрещается говорить фразы типа “Мне было и хуже, и ничего, не умер”, “Возьми же, наконец, себя в руки”, “Ты — тряпка», “Всё наладится само собой”. Самоубийц это только выводит из себя. Лишь любовь и доброта спасут внутренний мир такого человека ; “Как же всё-таки я тебя люблю, милый (милая)”, “Какой ты сегодня красивый”. Мне с тобой так хорошо, как ни с кем другим”, “Ты моя единственная надежда и опора”-такие фразы помогут погасить пожар эмоций человека с заблудшим разумом. 
*
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту. Основные способы помочь человеку, думающему о суициде:1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.3. Поощрение его положительных устремлений, дабы облегчить ситуацию.
*

 

Комментарии

Вельмова Светлана Петровна

Вывступление на психолого-педагогическом семинаре.