Проблемы семейного воспитания.

Воложина Алена Владимировна

Каждый согласится со мной, что быть родителем- это тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупреждают. Только мы не верим. Мы ведь точно знаем, что у нас-то все будет по другому, не так как было у наших родителей... И тут же наступаем на старые грабли. Как стать для своего человечка лучшим, твердым, понимающим, не мешающим выбирать свой жизненный путь.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Стили семейного воспитания и основные принципы сотрудничества.

 Посейте поступок — пожнете привычку,

 посейте привычку — пожнете характер, 

посейте характер — пожнете судьбу.

У, Теккерей 

Яблочко от яблоньки недалеко падает»… Мудро? Да. То, какими мы выросли, целиком и полностью зависит от того, как нас воспитывали в детстве и что вложили в нас родители. Чаще всего тот стиль воспитания, который мы видели в родительской семье, вольно или невольно мы переносим и на семью собственную.
          Существует несколько классификаций стилей семейного воспитания. Согласно одной из них, всего практикуется три основных стиля воспитания. В каждой конкретной семье обычно уже бывают различные вариации и сочетания этих стилей.  Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

•  тип темперамента родителей, их совместимость;

•  традиции, на которых воспитывались сами родители;

•  научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

•  нравственные устои семьи. 

Стиль первый, авторитарный.

Именно он чаще всего встречался на просторах Советского Союза. Актуален и на просторах постперестроечной России. Конечно же, его не придумали сразу после революции 17 года. Вероятней всего этот стиль можно назвать самым древним и привычным. Ведь сам уклад жизни в течение многих и многих поколений в русских семьях подразумевал безоговорочное подчинение младших старшим.
          Однако, если в патриархальных семьях обычно детей было много, и родительское внимание рассеивалось сразу на нескольких получателей родительской воли, то в современной жизни чаще всего авторитарный стиль воспитания выливается в гиперопеку над одним, максимум - двумя детьми. Они получают максимально концентрированное внимание мамы и папы, дедушек и бабушек.

Согласитесь, картинка до боли знакомая. Все многочисленные старшие родственники хотят любимому чаду добра и заботятся о нем, руководствуясь исключительно собственным представлением о том, из чего же, собственно, это добро складывается. На деле получается, что родители, склонные к авторитарному стилю общения, стараются сформировать натуру сына или дочки по своему усмотрению, навязывая им те взгляды, которые считают правильными. Они усиленно стремятся контролировать поведение и поступки ребенка буквально во всем. Покорность и послушание – вот два самых значимых для подобных родителей качества характера в воспитуемом отпрыске. От детей ожидается безусловное принятие родительских ценностей.
           Последствия авторитарного стиля воспитания: ребенок вырастает либо конформистом (человеком, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены или мамы), либо - очередным домашним «авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения, который будет так же, как и его папа когда-то, подгонять своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке». Как это ни странно, один из побочных эффектов авторитарного стиля воспитания – лишний вес. Иногда он появляется еще и оттого, что родители всегда «прекрасно знали, что и сколько должен съесть ребенок», и даже если ребенку столько съесть не под силу, то его возражения не принимаются. Постепенно такой ребенок привыкает есть столько, сколько положит ему в тарелку мама или бабушка. Иногда лишний вес несет в себе функцию некой жировой брони, которая защищает ребенка от нападок строгих родителей.

Стиль второй, либеральный.

Такие родители всячески окружают свое чадо заботой, терпением и вниманием. Они ласковы и уступчивы в отношениях с ним. Если же поведение ребенка выходит за рамки дозволенного, то никаких мер воздействия на распоясавшегося наследника не принимается. Родители как бы самоустраняются от процесса воспитания, ожидая, что, находясь в атмосфере любви и вседозволенности, получив полную свободу действий, рано или поздно ребенок сам дозреет до мысли о самоограничении, сам идентифицирует правила и нормы поведения.

Последствия либерального стиля: чаще всего, дети прошедшие такую «школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, руководствуясь общепринятыми стандартами. Детям либеральных родителей сложно адаптироваться в детском коллективе, сложно поддерживать отношения с другими людьми, так как они не умеют воспринимать требования и желания других. Им сложно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, в глубине души они ощущают себя очень неуверенно, поскольку жить в мире без рамок, на которые можно опереться – довольно сложно.

Демократичный стиль воспитания.

Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания – демократичный. Родители стараются направить деятельность ребенка в какое-то русло, но при этом руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребенка. Конечно же, поведение его не остается без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный.
         Постепенно ребенку прививается умение самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению, но при этом не задевать интересы других людей. Родители учитывают интересы ребенка, его потребности и возможности. Но при этом пользуются и своими родительскими правами. Своим авторитетом они стараются привить ребенку принципы, учитывающие как его, так и свои права и обязанности. Таким образом, решаются довольно сложные задачи воспитания - во-первых, идет отказ от потакания, но в то же время ребенку объясняется, как родителям грустно и стыдно из-за его поведения.
          Во-вторых, происходит ненавязчивое внушение, которое опирается на рациональное объяснение и убеждение. Дети вырастают дружелюбными, ответственными и понимающими. В том числе и то, что они сами творцы своей жизни. Даже если хотя бы один из родителей приверженец демократичного стиля воспитания, дети уже выигрывают.
         В повседневной жизни редко встречается ярко выраженный какой-то один стиль воспитания в семье. Чаще всего бывают комбинации из трех основных стилей. Стоит задуматься о том, какой стиль присущ нам в нашей собственной семье, хотя бы из-за того, что от этого зависит не только будущее наших детей, но и будущее наших внуков, которых будут воспитывать по образу и подобию нашей системы воспитания.

Принципы сотрудничества в семейном воспитании.

Базируясь на этих принципах можно достичь не только взаимодействия, но и взаимопонимания. А это ключ к воспитанию свободной и гармоничной личности. Разве не таким мы мечтаем видеть своего ребенка?

  1. Запретов. Net

Даже если они и есть в вашем воспитательном рационе, то их употребление нужно свести к минимуму. Иначе ребенок будет шарахаться от сплошных «надо» и «нельзя». Чтобы понять, что чувствует ребенок, когда ему приказывают, достаточно вспомнить, как мы сами реагируем на те же слова.

«Нельзя»- одно из самых распространенных слов в родительском лексиконе. В какой-то момент родители понимают, что его запрещающая сила иссякает. Это слово перестает работать, превращается в пустой звук. Ребенок уже не реагирует на запрет даже тогда. Когда он действительно необходим. Например, во время экстремальной ситуации.

Давайте попробуем переформулировать некоторые «надо» и «нельзя», найти альтернативные методы воздействия на подростка.

Плохо

Хорошо

Надо убрать в комнате! Скоро придут гости и увидят, какой тут беспорядок!

Дочка, ты хочешь, чтобы гости увидели, как красиво и чисто в твоей комнате? Тогда убери, пожалуйста, здесь. И у вас с ребятами появится место для танцев.

Нельзя визжать, кричать дурным голосом. Нельзя ругаться.

Почему ты кричишь? Что тебя беспокоит? Хочешь, покричим вместе? Порой мне тоже хочется покричать… с кем, зачем и против кого ругаться? Много негативной энергии? Отличный способ выпустить пар- заняться спортом. Давай попробуем!

Нельзя курить!

Тебе кажется, что курить-это круто? Так делают все? Но ты же не все! Сигареты- это желтые зубы, неприятный запах, рак легких, в конце концов. Многие девчонки не хотят целоваться с парнями, которые курят. А уж парни и вовсе считают, что целоваться с курящей девушкой- это все равно что пепельницу облизать.

Мужчины не плачут!

Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы. Немного поплакать даже полезно, это освобождает эмоции.

Попробуйте составить свой список «нельзя», а рядом с ним список слов, которыми можно заменить этот традиционный запрет. И вы заметите, что очень мало ситуаций, в которых следует употреблять это слово.

  1. Рассказывайте ребенку о своих эмоциях.

Не выказывая вслух, не озвучивая того, что вас беспокоит, мы накапливаем раздражение, обиду, скрытую агрессию. Точно так же поступает и ребенок. Выход только один. Учиться самим и показывать пример того, как можно разговаривать о том, что тебя беспокоит.

  1. Позволяйте ребенку плакать.

Плачь - это невысказанное желание, просьба о том, чтобы тебя услышали и… приласкали. К чему это приводит? К заболеваниям внутренних органов.

  1. Доверяйте своему ребенку.

Ваш ребенок ждет от вас взрослого подхода. Он хочет, чтобы его воспринимали всерьез, думали, что он настоящий. Притча про родителей, которые пришли в ресторан с сыном…

Вместо того, чтобы отвечать на его вопросы и все разжевывать, сами задавайте вопросы и давайте время на размышление.

Вместо того, чтобы развлекать его, позвольте самому выбрать себе занятие.

Вместо того, чтобы решать за него, предоставьте это дело ему.

Вместо того, чтобы оценивать поступки вашего ребенка, старайтесь понять его.

Вместо того, чтобы говорить и приказывать, будьте внимательным слушателем.

Ценность общения измеряется не количеством времени, проведенного вместе, а искренностью и яркостью впечатлений. Покажите подростку на собственном примере, что значит быть откровенным, не бойтесь поведать о своих слабостях и проблемах, дайте понять, что доверяете ему и рассчитываете на его поддержку.

Еще лучше, если вы будете спрашивать совета у ребенка, и будете прислушиваться к его словам. Так вы приучите его формулировать и высказывать свое мнение.

  1. Сохраняйте спокойствие и не самоутверждайтесь за его счет.

Это сложно, но…

Во-первых, вы получаете время для обдумывания ситуации и не выглядите в глазах ребенка орущим монстром. Вы способны трезво мыслить, потому что вас не захлестывают в этот момент эмоции.

Во-вторых, для детей вы начинаете олицетворять спокойную гавань, куда хочется приходить, возвращаться, где можно быть услышанным и понятым.

В-третьих, вы держите марку, а ребенок сохраняет чувство собственного достоинства. Ведь если постоянно мотивировать ребенка криком, он привыкнет к такой мотивации на всю оставшуюся жизнь и ничего не будет делать без «волшебного пендаля». И главной его метапрограммой в жизни станет избегание, а не достижение, о котором так мечтают родители.

  1. Не попрекайте ребенка куском хлеба.

Да, ваш ребенок пока не зарабатывает денег, но у него все впереди. И кто знает, может, ситуация изменится и когда-нибудь вы будете материально зависимы от него. Не создавайте подобных прецедентов - и тогда в старости вам не придется краснеть от неловкости.

  1. Давайте ребенку карманные деньги.

С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том , какие расходы они будут покрывать. Сумма должна быть разумной. Наличие карманных денег у вашего подростка предохраняет его от воровства. Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам так же полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.

Простые правила любви

  1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы. Или как вы хотите. Помогите ему стать самим собой, а не вами.
  2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеете, то и взойдет.
  3. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете. Вы дали ему жизнь. Но как он может вас отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.
  4. Не упрекайте детей в «куске хлеба». Мы даем детям жизнь. Мы их кормим и воспитываем. А правильно ли кормим и хорошо ли воспитываем – это большой вопрос! Зачастую неврозы, психосоматические заболевания и несчастная судьба- результат неправильного кормления и воспитания. А вот дети делают нас РОДИТЕЛЯМИ.
  5. Не относитесь к проблемам вашего ребенка свысока.
  6. Не унижайте его ни при каких обстоятельствах! Не ругайте его в присутствии посторонних, особенно его друзей.
  7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучайтесь, если можете- и не делаете.
  8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.
  9. Умейте любить чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие делали вашему.
  10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.

И на последок - притча….

В одном из поселений жили мудрец и хитрец. Люди слушали мудреца, а хитрец завидовал ему и хотел разрушить его авторитет. Он взял бабочку. Зажал ее между ладонями и пришел к мудрецу. «У меня там бабочка. Скажи- она живая или мертвая?» И думал хитрец: если мудрец скажет – мертвая, он раскроет ладони, и бабочка улетит. Мудрец ошибется. А если же он скажет – живая, он сожмет ладони, и бабочка погибнет. Мудрец все равно ошибется.

Мудрец сказал:

-Все в твоих руках.


 

Комментарии