мои разработки

Архипова Юлия Вячеславовна

 Материалы участника областного конкурса "Педагог-психолог России 2012 ",включающие в себя консультирование педагогов и родителей по работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья и коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Сотвори себя»

Цель: осуществление коррекции и профилактики социально – оценочных страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок.

Задачи:

  1. снизить уровень зависимости детей от своих страхов и комплексов;
  2. настроить детей на положительный результат;
  3. формировать у детей позитивное мышление веры в себя.

Ход занятия.

  1. Приветствие

Давайте поздороваемся с гостями и друг с другом.

Предлагаю поздороваться необычным способом. Как это можно сделать?   Выслушивается мнение детей.

(Прикосновение локтями, ладошками)

  1. Ритуал вхождения в сказку.

 Психолог предлагает детям сесть на стулья.

 Психолог. - Я думаю, что все дети любят сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в «Волшебную страну». В этой стране есть любовь, уважение, всем хорошо и нет места страхам.

Для этого нужно закрыть глаза и прислушаться к доносящимся звукам (звучит музыка, далее следует звон колокольчика).

 - Откройте глаза. Мы оказались в сказке..…..

  1. Придумывание по цепочке сказки

….в которой «Жила-была девочка Таня, и очень сильно боялась…»

 Как вы думаете, чего боялась девочка? (Дети передают колокольчик по кругу и называют страхи девочки).

А чего еще можно опасаться, бояться?

А чего боитесь вы?

  1. Практическое упражнение «Нарисуй свой страх».

- Ребята, я знаю как помочь девочке. Возьмите в руки волшебные карандаши ……

(взмах карандашом, как волшебной палочкой)

    Чтобы страху не бывать ни вдали, ни рядом,

     Нам его нарисовать на бумаге надо.    (Дети рисуют)

А рисовать нам нужно как можно быстрее, чтобы успеть  помочь девочке.

     Для чего нарисовать? Чтобы после смять, порвать

     На куски – кусочки, мелкие, как точки.

     И в коробку положить.

     Нет страха!  

  (Ребята, которые затрудняются нарисовать, могут выбрать уже из приготовленных картинок). 

Дети рвут, мнут и кладут в коробку.

6. Рефлексия.

- Перестала ли бояться девочка?

- Боится ли она теперь……..?

- Как вы думаете, что чувствует сейчас девочка?

- Как чувствуете вы себя?

Просмотр фрагмента мультфильма «Ничуть не страшно»

7.Ритуал выхода из сказки: звон колокольчика.

8. Прощание.

Ребятам предлагается взяться за руки. Пожелать себе и ребятам в группе всего самого хорошего.

Спасибо. До свидания!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида (художественно – эстетического, интеллектуального, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников)                           второй категории «Родничок»

Опыт работы

 «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка»

Педагог – психолог II категории

Курносова Юлия Вячеславовна

г. Волгодонск

2010

Содержание

  1. Обоснование  выбора приоритетного направления деятельности.
  2. Система работы по данному направлению:

1.Диагностические исследования.

2.Взаимодействия с педагогами.

                 3.Взаимодействия с родителями.

  1. Результаты диагностики.
  2. Коррекционно – развивающая работа с детьми группы «риска».
  3. Достигнутые результаты.
  4. Используемая литература.
  5. Приложение:

                    1. Игры и упражнения для тревожных детей.

         2.Игры и упражнения для детей с трудностями в общении.

         3.Игры и упражнения на снятие элементов агрессии и негативных эмоций.

         4.Конспекты занятий.

  1. Обоснование выбора приоритетного направления.

В должности педагога – психолога я работаю 5 лет 2месяца. Моя работа заключается в следующих направлениях:

  1. психопрофилактика и психопросвещение воспитателей и родителей;
  2. диагностика детей, педагогов;
  3. коррекционно – развивающая работа с детьми, педагогами и родителями;
  4. экспертная работа;
  5. консультативная работа.

В своей работе  большое значение уделяю  диагностической и коррекционно - развивающей работе, так как это одно из главных направлений в работе педагога – психолога. На диагностическом этапе выявляю проблемы, как познавательного так эмоционально – волевого характера, в развитии ребенка. Если у детей присутствуют агрессивность, низкая самооценка, высокая тревожность, то у таких детей появляются трудности в обучении и воспитании. Ученые доказали, что эмоции играют важную роль в жизни людей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим цветовым тоном и насыщенностью. Это относится к высшим социальным, художественно – эстетическим эмоциям: восторг, стыд, ненависть и так далее. Эти современные исследования ученных о влиянии цвета на эмоции ребенка заинтересовали меня при проведении обследования рисунков детей, что и стало темой моего опыта работы: «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка».

Цель моего опыта работы: выявление факторов, влияющих на негативное эмоциональное  состояние.

Цель реализуется через следующие задачи:

-изучить исследовательскую связь между эмоциями и цветовым спектром;

-провести анализ полученных результатов и сформулировать выводы и рекомендации;

-апробировать коррекционные программы.

  1. Система работы по данному направлению.
  1. Диагностические исследования.

Прежде, чем планировать работу по развитию эмоционального мира детей, провожу в начале учебного года комплексную диагностику эмоциональной сферы детей старших и подготовительных групп. В проведении диагностики эмоционально – волевой сферы я включаю следующие проективные тесты, где можно отследить, в какой цветовой гамме они выполнены.  Это тесты:  «Моя семья», «Несуществующее животное», «Три дерева», «Домики». После того как была проведена диагностика, я начинаю анализировать результаты тестов. Конечно же, результаты по каждому тесту и у каждого ребенка разные, поэтому я провожу еще наблюдения в свободной игровой деятельности за детьми, опрашиваю родителей о поведении ребенка дома. Но большое внимание я уделяю тем рисункам, которые выполнены в темных (холодных) оттенках, так как здесь речь пойдет об эмоциональных нарушениях в поведении. Тогда я собираю детей из группы «риска» и провожу углубленную диагностику эмоционально – волевой сферы. И здесь выявляются следующие факторы, которые влияют на эмоциональное состояние детей:

  1. семья;
  2. общение со сверстниками;
  3. взаимоотношения с воспитателями.

Ребенок, у которого проблемы в семье, рисует себя с одним из родителей или себя, вообще, не хочет рисовать, при этом рисунок выполнен только в темных оттенках.

Ребенок, у которого проблемы в общении со сверстниками, рисует в замкнутом пространстве детей, с которыми он хочет общаться, но при этом лица заштрихованы или, вообще, не нарисованы и рисунок выполнен в темных оттенках.

Ребенок, у которого проблемы во взаимоотношении с воспитателями, рисует только одного из них (т.е. с которым ребенку более комфортно).

Есть рисунки, где предпочтение отдается и теплым тонам – это внутренний подъем, активность, настрой на действия и подвижные игры.

 2. Взаимодействия с педагогами.

После проведения  углубленной диагностики мною даются рекомендации педагогам по преодолению основных групповых проблем. Например, в подготовительной группе № 7 на начало учебного года было выявлено большое количество детей  с высоким уровнем тревожности и агрессии. Педагогам этой группы для работы с детьми были предложены игры и упражнения, направленные на снижение тревожности и агрессии (см. приложение № 1)

В подготовительной группе № 8 на начало учебного года также было выявлено большое количество тревожных детей, детей с повышенным уровнем утомляемости. Педагогам этой группы для работы с детьми были предложены упражнения на снижение тревожности и повышение работоспособности (см. приложение № 2)

  3. Взаимодействия с родителями.

После проведения входной диагностики выступаю на родительских собраниях и провожу индивидуальные консультации, с целью ознакомления родителей с результатами диагностики, кратко информирую их о предстоящей работе с детьми. В течение учебного года продолжаю работу с родителями, с целью отслеживания эффективности коррекционно – развивающей работы с их детьми, а также предлагаю специальные игры и упражнения, которые можно проводить дома.

  1. Результаты диагностики.

На основе полученных результатов мною была составлена  диаграмма, в которой отражены наиболее значимые факторы, влияющие на эмоциональное состояние дошкольников. Результаты диагностического обследования предложены за период 2008  -2010  годы.

Результаты обследования эмоционально – волевой сферы (до проведения коррекционно – развивающей работы).

2008 - 2009 учебный год

        Группа № 7  (старшая)

2008 – 2009 учебный год

Группа  № 8 (старшая)

2009 – 2010 учебный год

Группа № 7

 (подготовительная к школе)

2009 – 2010 учебный год

Группа № 8

(подготовительная к школе)

Итак, на диаграмах видно, что имеются следующие проблемы:

  1. в семьях воспитанников  наблюдается внутрисемейная тревога, нарушение детско-родительских отношений;
  2. в общении со сверстниками –  присутствует агрессия между детьми, которые претендуют на лидерство, выявлено нарушение коммуникативной сферы.  Рисунки характеризуются нажимистой штриховкой, преобладанием темных оттенков;
  3. в общении с педагогами – нет индивидуального подхода к замкнутым, молчаливым, меланхоличным детям; недостаточно знаний в области возрастной психологии.

IV. Коррекционно – развивающая работа с детьми группы «риска».

После проведения углубленной диагностики эмоциональной - волевой сферы детей группы «риска» подбираю игровые упражнения для коррекционно – развивающей работы с каждой группой с учетом психологических и медицинских особенностей детей данных групп.

Коррекционно – развивающая работа состоит из 12 – 15 занятий. В эти занятия входят игры на преодоление агрессивности, игры на снижение тревожности, на повышение самооценки и уверенности в себе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 – 35 минут. Каждое занятие начинается и заканчивается ритуалом приветствия и прощания, задача которого – снять напряжение, настроить ребенка на занятие, настроить детей на контакт друг с другом.

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра на объединение.
  3. Обсуждение темы.
  4. Практическая деятельность (игры, упражнения, элементы арттерапии, пескотерапии и т. д.)
  5. Двигательная активность (подвижные игры).
  6. Релаксация.
  7. Ритуал прощания.

Таким образом, систематическая работа по определению влияния цвета на эмоциональное состояние ребенка позволяет увидеть достигнутые результаты, которые отражены на графике.

Результаты после проведения коррекционно – развивающей работы.

2008 – 2009 учебный год

Группа № 7

(старшая  группа)

2008 – 2009 учебный год

Группа № 8

(старшая группа)

2009 – 2010 учебный год

Группа № 7

             (подготовительная группа)

2009 – 2010 учебный год

Группа № 8

             (подготовительная группа)

Итак, на диаграммах видно, что дети в этих  группах овладели следующими приемами и навыками:

  1. научились устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
  2.  разрешать конфликтные ситуации;
  3. снизилось количество агрессивных проявлений детей по отношению друг к другу и окружающим предметам;
  4. овладели коммуникативными навыками, навыками сотрудничества, взаимной эмпатии;
  5. приемами саморегуляции поведения.

С педагогами этих групп регулярно проводились встречи, с целью расширения психологического кругозора. Наблюдения по взаимодействию педагогов и детей, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. С родителями этих детей проводились индивидуальные консультации, тренинговые занятия по методу Символдрама. У двух детей, даже после проведения коррекционно – развивающих занятий, еще  имеются нарушения в эмоционально – волевой сфере. Поэтому им рекомендовано при обучении в школе сопровождение педагога – психолога.

Таким образом, проводимая  коррекционно – развивающая работа  с детьми дошкольного возраста по эмоционально – волевой сфере в дошкольном образовательном учреждении необходима и эффективна.

Используемая литература

  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль:  Академия развития, 1996
  2. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми  3 – 6 лет. - М.: изд. «Генезис», 2002
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». - СПб.: Издательство «Речь», 2002
  4. Панфилова М. А. «Игротерапия общения». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И Буянова. - М.: Просвещение, 1990
  6. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб.: «Речь», 2002.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2005.


Предварительный просмотр:

Упражнения  для развития творческих способностей                                            (для участников семинара).

Упражнение  №1
Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.



Упражнение № 2

"Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.



Упражнение  № 3 

Попробуйте  нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Упражнение № 4
Дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.