учебно-ознакомительная практика

Арефьева Елена Вячеславовна

Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arefeva_e.praktika.docx958.6 КБ

Предварительный просмотр:

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

МПЦ   (221)    Егорьевск

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Учебно-ознакомительная практика

Тема

Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения

Фамилия студента

Арефьева

Имя студента

Елена

Отчество студента

Вячеславовна

№ контракта

25100090701007

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Направление на практику

 


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………4

1 Особенности  работы психолога в дошкольном учреждении…………………6

2 Направления работы психолога в ДОУ…………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………...13

Список использованных источников……………………………………….........14

Приложение ………………………………………………………………….........15


Введение

Работе  психолога в дошкольном образовательном учреждении отводится  первостепенная роль, так как  ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения.  

  Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения  осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. 
   Целью психологического сопровождения ребенка является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
 

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; 

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов; 

- психологическое обеспечение образовательных программ. 
Психологическая служба дошкольного образовательного учреждения призвана
 содействовать: 

- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени; 

- повышению психологической компетентности педагогов; 
-развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

 Психологическая деятельность в детском учреждении сложна, специфична и предъявляет большие требования к специалисту, работающими с детьми.

Практика была  пройдена мною в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 29          «Росинка»  города  Егорьевска с 1 по 15 июля 2013года.

Цель работы – знакомство и выявление особенностей работы психолога в рамках дошкольного учреждения, а также приобретение практических умений и навыков в работе с детьми дошкольного возраста.

 Основными задачами практики явились: 

  1. Знакомство с основными аспектами деятельности психолога в дошкольном учреждении; 
  2. Знакомство с педагогическим коллективом;

3. Проведение психодиагностики детей старшей группы №5

4. Анализ полученных результатов  и разработка рекомендаций. 


Основная часть

1 Особенности  работы психолога в дошкольном учреждении

Основными задачами психолога в дошкольном образовательном учреждении являются: 

1.Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 

2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье. 

3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников[1].

Можно выделить следующие основные функции психолога:

-  Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. 

-Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 

- Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. 

- Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. 

- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. 

- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. 

-  Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. 

- Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми. 

- Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

 В своей работе психолог должен понимать, то ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при её изучении необходимо руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!».

Принцип  объективности и научности предполагает, что  психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях  детской психологии.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени.

Принцип детерменизма означает, что всякое психическое явление  взаимосвязано  с другими и вызывается целым комплексом причин.

Принцип развития психики – все психические особенности ребенка находятся в становлении, и основным условиям их развития является та или иная деятельность.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического  развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

В своей работе педагог-психолог руководствуется должностной инструкцией (приложение А).

2 Направления работы психолога в ДОУ

Основными направлениями работы психолога в дошкольном учреждении являются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение. 

 Психодиагностика

 Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. 
Обязательно: 

· Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. 

· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк. 
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. 

Дополнительно: 
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

  Психопрофилактика

 Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 
Обязательно: 

· Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: 

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; 

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; 

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 

· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации[2]

Дополнительно: 
· Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей. 
· Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. 
· Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. 
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

 Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. 

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка. 

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

 Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры.

 Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов. 

Обязательно: 
· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования. 
·  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы). 

Дополнительно: 
· Проведение занятий с детьми других возрастных групп. 
· При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

 Психологическое консультирование

 Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ[3]. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области. 

Обязательно: 
· Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. 

Дополнительно: 

· Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. 

· Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

 Психологическое просвещение и обучение

 Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: 

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний; 

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

Обязательно: 
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов. 
· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей .

Дополнительно: 
· Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
 
  


Заключение

Психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.


Список использованных источников

1

Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ, 2001 . – 290 с.

2

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Высшая школа, 1986. – 184 с.

3

Прохорова Г.А. Рабочие материалы педагога-психолога ДОУ на учебный год, 2005 . – 174 с.

4

Урунтаева Г.А.Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

5

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии. – М.:Академия, 1998. – 304 с.

6

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 1998. – 340 с.


Приложения

А


[1] Прохорова Г.А. Рабочие материалы педагога-психолога ДОУ на учебный год, 2005 . – с.49.

[2] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии. – М.:Академия, 1998. –с.89.

[3] Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ, 2001 . – с.37.