Ребенок в ситуации развода родителей

Поздникина Ольга Яковлевна

Статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России. Исследования психологов и медиков свидетельствуют о негативном влиянии развода как на взрослых, так и на детей. Однако особенности этого влияния и его последствия различны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Ребенок в ситуации развода родителей

        Статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России. Более трети общего числа разводов падает на пятый — седьмой год совместной жизни. Как правило, это молодые люди (средний возраст 30 лет), имеющие детей-дошкольников.

Исследования психологов и медиков свидетельствуют о негативном влиянии развода как на взрослых, так и на детей. Однако особенности этого влияния и его последствия различны. Развод для родителей — сознательный шаг, даже если он сопровождается болезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувствует любовь мамы и папы, свою защищенность.   Поэтому принятие родителями решения развестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию. По шкале социальной адаптации Холмса-Рея развод по своей стрессогенности занимает второе место после смерти близкого человека.

Реакция ребенка на развод может быть различной. Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс.

  1. Экспрессивный тип — ребенок не может сдерживать свои эмоции: он кричит ,плачет, смеется или рыдает, дрожит, раскачивается.
  2. Контролирующий тип — ребенок «успешно» сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения сверстников. Он кажется даже более спокойным, чем раньше. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным и, на первый взгляд, необъяснимым болезням.
  3. Шоковый тип — ребенок подавлен, оглушен, производит впечатление человека, пребывающего в «другом мире». Трудно понять, что произошло с ним, не зная ситуации в семье.

Признаки посттравматического шока разнообразны. Так, для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце (его вещах, любимом запахе одеколона, любимом блюде, любимой песне и т. п.). Однако возможна и противоположная реакция — ребенок стремится вытеснить все, что связано с отцом, - избегает смотреть его фотографии, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т. п.

Развод родителей зачастую сопровождается депрессивным состоянием ребенка. Большинство исследователей констатируют: невротическая депрессия у детей до 7 лет может быть обманчивой и вводить в заблуждение, поскольку чаще относится к физической, чем к психической природе. Депрессия проявляется аффективными нарушениями: капризностью, снижением аппетита, страхами. Отрицательные эмоции ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. Соматический компонент депрессии представлен диареей, тошнотой, рвотой, запорами, энурезом, неспецифическими повторяющимися головными болями, болями в животе, нарушением сна, снижением аппетита, нарушением моторики — от заторможенности до двигательного беспокойства и т. д.

У детей старшего дошкольного возраста в основном обнаруживаются психосоматические симптомы депрессии ,у детей младшего школьного возраста более выражен аффективный компонент (возбудимый, робкий, раздражительный, «тихий» ребенок).

Очень часто в период и после развода родителей ребенок начинает регрессировать. По мнению специалистов, дневник его психического развития «перелистывается в обратную сторону». Например, пятилетний дошкольник вдруг начинает сосать палец, мочиться в постель ,просить, чтобы его завернули в одеяло и покачали как младенца ,и т. д. В данном случае регрессия выступает в качестве психологической защиты. Но если эти потребности не получают удовлетворения, то регрессия усиливает страх ребенка, способствует появлению ,а затем и усилению агрессии.

Иногда родителей приводит в заблуждение внезапное исчезновение реакции на развод. К сожалению, это не говорит о том, что душевное равновесие ребенка восстановлено. Гораздо чаще исчезновение такой реакции связано с известным в психоанализе процессом вытеснения беспокойных чувств, аффектов и фантазий.

«Невротическая защита или образование симптомов, появившихся в ходе такого вытеснения, не всегда заметны глазу, а скорее, наоборот, невротическая защита и невротический конфликт, как известно, несут функцию приспособления — они умиротворяют экзистенциональные страхи, и в семье становится спокойнее. Но эти функции защиты не более как психический корсет, образующий мощную диспозицию для развития невротических нарушений, которые снижают шансы психического развития, и позже, может быть, спустя годы или десятилетия могут присести к тяжелым психическим страданиям» (Г.Фигдор).

Однако в большинстве случаев болезненные проявления у ребенка после развода родителей — это еще не невротические симптомы, а здоровая реакция на пошатнувшийся мир, реакция переживаний. Как отмечает австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор, это совершенно необходимые акции со стороны ребенка, имещие целью восстановление психического равновесия. Именно в этот период родителям следует помочь ребенку освободиться от чувства вины (некоторые дети считают, что они стали причиной развода: «Я себя плохо вел, и поэтому папа ушел») и взять на себя ответственность за его страдания.

Если же взрослые не оказывают «первой помощи», дети остаются один на один со своими страхами, которые со временем будут только усиливаться.

Исследования психолога Д.Конвей показывают: длинные щупальца боли, полученной в неблагоприятной семье, тянутся далеко в зрелые годы и даже в следующие поколения.

Взрослые люди, пережившие в детстве развод родителей, отмечают, что у них:

  • потеряны образцы того, какими должны быть родители;
  • потеряно стабильное и безопасное окружение, из которого они должны были выйти во взрослую жизнь;
  • потеряны советчики и поверенные в лице их родителей;
  • утрачена какая-то часть их детства;
  • утрачена способность любить, ценить и быть в мире с самим собой;
  • утрачена способность сближаться с людьми и доверять им;
  • утрачена способность продвигаться в работе без принуждения.
  •          Эти люди неспособны принимать жизненные переживания как часть положительного целого. У них появляется нереальное ожидание того, что любой брак должен быть счастливым. В результате они изо всех сил стараются не допустить конфликтов в своей семье.
  •          Д.Конвей считает, что у взрослых людей, переживших в детстве развод родителей, вырабатываются дисфункциональные установки на всю жизнь:

         - не доверять себе и другим;

  •          - не чувствовать себя независимым и не быть уверенным в себе;

         - не принимать и не ценить себя;

         - не знать, как любить себя и других;

         - не интересоваться успехами других людей, а быть поглощенным самим собой.

         Самое сильное переживание, которое дети пытаются скрыть, - любовь к покинувшему семью родителю. Это чувство может проявляться по-разному. Часто возникает конфликт между противоположными устремлениями: любовью и ненавистью, агрессивностью и потребностью в защищенности и т. д.

         Понимание психического состояния ребенка позволяет психологу и воспитателю подобрать эффективные методы коррекции. При этом очень важно наладить тесные взаимоотношения с родителями этих детей.

         Учитывая психологическое состояние родителей, разговор с ними необходимо начинать не с советов, а с проявления понимания их проблемы. Г.Фигдор рекомендует в первую очередь разрядить напряжение и освободить отца и мать от захлестывающего их чувства вины, которая не позволяет взрослым адекватно оценить психологическое состояние ребенка и в результате изменить свое отношение к его поступкам и эмоциональным проявлениям.

         Если родители приняли окончательное решение и начали процедуру развода, основная работа психолога детского сада должна носить, прежде всего, информационный характер. Родителям необходимо сообщить о своеобразии эмоциональной и поведенческой реакции ребенка на развод и предостеречь от попыток манипулировать его чувствами.