Главные вкладки

    Презентация "Групповые феномены"

    Лопатина Виктория Валерьевна

    Презентация по теме "Групповые феномены". Может быть использована при изучении данной темы в курсе социальной психологии. Содержит детально изложенные характеристики всех основных групповых феноменов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gruppovye_fenomeny.pptx1.38 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Работу выполнила Лопатина В.В. Групповые феномены

    Слайд 2

    Понятие групповых феноменов (эффектов)

    Слайд 3

    Понятие групповых феноменов Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. В зарубежной социальной психологии существует целое направление исследований, получившее название «Групповая динамика». Основателем этого направления был американский психолог К. Левин. В отечественной социальной психологии также занимаются проблемами динамики групп. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов: групповые процессы; групповые состояния; групповые эффекты (феномены); уровни развития группы.

    Слайд 4

    Понятие групповых феноменов Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл . Олпорт , В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов .

    Слайд 5

    Понятие групповых феноменов Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

    Слайд 6

    Базовые групповые эффекты

    Слайд 7

    Групповые феномены (эффекты)

    Слайд 8

    групповые феномены (эффекты)

    Слайд 9

    групповые феномены (эффекты) Эффект социальной фасилитации и ингибиции

    Слайд 10

    Эффект социальной фасилитации Фасилитация социальная (от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

    Слайд 11

    Эффект социальной фасилитации Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

    Слайд 12

    Эффект социальной фасилитации В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными ( В. Мёде, Фл . Олпорт , В.М. Бехтерев ) как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации .

    Слайд 13

    Эффект социальной фасилитации В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

    Слайд 14

    Взаимосвязь фасилитации и ингибиции Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции». Социальная ингибиция (от лат. socialis - общественный и inhibere - сдерживать) - социально - психологический феномен, выражающийся в снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в воображении . Так , например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

    Слайд 15

    Эффект социальной фасилитации Люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются :

    Слайд 16

    Эффект социальной фасилитации Д. Майерс указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации :

    Слайд 17

    Эффект социальной фасилитации Итак , социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией .

    Слайд 18

    групповые феномены (эффекты) Эффект принадлежности к группе

    Слайд 19

    Эффект принадлежности к группе Эффект принадлежности к группе – это второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами.

    Слайд 20

    Эффект принадлежности к группе

    Слайд 21

    Эффект принадлежности к группе В сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.

    Слайд 22

    Эффект принадлежности к группе Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы .

    Слайд 23

    Эффект принадлежности к группе В определенное время в зависимости от обстоятельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Идентификация же определяет параметры сравнения собственной группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций своей групповой принадлежности. При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) место доминирующей занимает другая идентификация, строится новая иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и поведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перестройка некоторых идентификационных иерархий может происходить довольно часто. Например, на работе преобладают профессиональны идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями половые и возрастные и пр. Таким образом группа, в которой в данный момент находится человек, предопределяет идентификационную иерархию. Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в качестве обозначения групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность ».

    Слайд 24

    Эффект принадлежности к группе Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на: психофизиологию человека (психофизиологический эффект); деятельность человека (эффект социальной лени); мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия) поведение человека и его мнения (эффект конформизма, эффект подражания); восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект бумеранга); общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма); эмоционально-волевую сферу человека (эффекты маятника, волны и пульсара ).

    Слайд 25

    групповые феномены (эффекты) Психофизиологический эффект

    Слайд 26

    Психофизиологический эффект Психофизиологический эффект – это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса. Причем , чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

    Слайд 27

    групповые феномены (эффекты) Эффект группомыслия

    Слайд 28

    Эффект группомыслия Эффект группомыслия – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина « группомыслие » или « огруппление мышления» принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису .

    Слайд 29

    Эффект группомыслия Эффект «группомыслия» возникает как противоположность эффекту «синергии», при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

    Слайд 30

    Эффект группомыслия Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли» – быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.

    Слайд 31

    Эффект группомыслия

    Слайд 32

    Эффект группомыслия Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

    Слайд 33

    групповые феномены (эффекты) Эффект конформизма

    Слайд 34

    Эффект конформизма Эффект конформизма – это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

    Слайд 35

    История изучения Эффекта конформизма В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Он впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе. В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых .

    Слайд 36

    Условия возникновения конформизма

    Слайд 37

    Эффект конформизма С . Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы.

    Слайд 38

    Эффект конформизма Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения

    Слайд 39

    групповые феномены (эффекты) Эффект подражания

    Слайд 40

    Эффект подражания Эффект подражания – это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание – один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение.

    Слайд 41

    Эффект подражания Первый принцип « Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом». Второй принцип « Когда люди не уверены в себе, а ситуация представляется им не ясной или двусмысленной, они склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными». Р . Чалдини вводит два принципа для объяснения эффекта подражания. То есть, когда люди не чувствуют себя уверенно, они в большей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего . Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

    Слайд 42

    групповые феномены (эффекты) Эффект «ореола »

    Слайд 43

    Эффект «ореола » Эффект « ореола», или «гало-эффект » - это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э . Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.

    Слайд 44

    Условия возникновения Эффекта «ореола»

    Слайд 45

    групповые феномены (эффекты) Эффект «бумеранга»

    Слайд 46

    Эффект «бумеранга» Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр. Этот эффект проявляется и в непосредственном общении и взаимодействии людей. Социально-психологические исследования показывают, что агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Окружающие люди, как правило, рано или поздно устанавливают истину, и тогда агрессивные действия бумерангом возвращаются к совершившему их человеку. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника. Так случается в большинстве ситуаций, когда группа выбирает себе козла отпущения и единодушно проявляет агрессивность в отношении его. Но наличие козла отпущения говорит о низком психологическом уровне развития этой группы. Здесь «бумеранг» оборачивается против всей группы, поскольку разрушает ее единство, целостность, нормальные человеческие отношения, что препятствует эффективности групповой деятельности.

    Слайд 47

    групповые феномены (эффекты) Эффект «мы и они»

    Слайд 48

    Эффект «мы и они» Эффект «мы и они» - это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: эффект сопричастности; эффект эмоциональной поддержки.

    Слайд 49

    Эффект «мы и они» Эффект сопричастности Выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки Проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Однако этот эффект предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» , и возникает чувство «они», т.е. член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы .

    Слайд 50

    Литература и источники сети интернет Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001. Майерс Д. Социальная психология. Спб.,1997. Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов ВУЗов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая . М.2003 . http:// psylib.org.ua/books/andrg01/txt12.htm#9 http:// pedlib.ru/Books/5/0325/5_0325-6.shtml#book_page_top http://psylist.net/socpsy /

    Слайд 51

    Спасибо за внимание!