Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я".

Егорова Марина Геннадьевна

Проработанный материал отлично подходит для быстрой подготовки к уроку и отчёту о проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropinka_k_svoemu_ya_1_klass_programma_vosstanovlen.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           УТВЕРЖДЕНО

                                            «___» _____________________

                                                                  Директор Фомченкова А.В.

                                                                       

           

                                                                             

Московская область Раменский район

Муниципальное  Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 32

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

комплексная

(тип программы: комплексная/тематическая)

Психология в начальной школе «Тропинка к своемя «Я»»

на основе программы О.В.Хухлаевой

(наименование)

2013-2014 учебный год

(срок реализации программы)

6,5 - 8  лет

(возраст обучающихся)

 Егорова Марина Геннадьевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа внеурочной деятельности

 «Тропинка к своему Я »

1 класс

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка  …………………………………………………………………………………….3
  2. Учебно-тематический план …………………………………………………………………………………5
  3. Содержание основных тем занятий ………………………………………………………………………..6
  4. Ожидаемый результат ……………………………………………………………………………………..14
  5. Список используемой литературы …………………………………………………………………….….15

ПОЯСНИТЕЛТНАЯ ЗАПИСКА

Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.

То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.

Данная программа составлена на основе практического пособия для психологов и учителей начальных классов по адаптации первоклассников О.В.Хухлаевой  «Тропинка к своему Я», издательство «Генезис», 2008г.


Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности.

Задачи

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  3. Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
  4. Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирование коммуникативных умений.
  5. Активизирование процессов самопознания и самораскрытие членов группы.

   Методы и приемы

  1. Игры - коммуникации.
  2. Игры – релаксации. Музыка.
  3. Сказки.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1.

Я – школьник. Знакомство. Введение в мир психологии.

1

2.

Как зовут ребят моего класса.

1

3.

Зачем мне нужно ходить в школу.

1

4.

Мой класс.

1

5.

Какие ребята в моём классе.

1

6.

Мои друзья в классе.

3

7.

Мои успехи в школе.

1

8.

Моя «Учебная сила».

1

9.

Мои чувства. Радость. Что такое мимика.

2

10.

Жесты.

1

11.

Радость можно передать прикосновением.

2

12.

Грусть.

1

13.

Страх.

4

14.

Гнев. С какими чувствами он дружит.

2

15.

Обида.

1

16.

Разные чувства.

1

17.

Итоговое занятие.

1

Итого:

Общее количество часов.

25


СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Я -  школьник.

Цели:

- содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии.

- Знакомство. Вступительное слово психолога.

- Игра «имя оживает».

- «Ласковое имя».

- «Рисунок имени».

- Рефлексия занятия.

Занятие 2. Как зовут ребят моего класса.

- «Ролевая гимнастика». Разминка.

- «Мое имя».

- «Имя начинается с буквы…»

- «Имя соседа».

- «Я – солнышко».

- «Нарисуем имя мамы».

Занятие 3. Зачем мне нужно ходить в школу.

- Разминка. «Ролевая гимнастика».

- Игра «Закончи предложения».

- Игра «Какой урок важнее?».

- Работа со сказкой.  «Про Колю».

- Рисунок «Я в школе».

- Рефлексия занятия.

Занятие 4. Мой  класс.

- Разминка. «Ролевая гимнастика».

- Игра «Сколько в моем классе,..?»

- «Какого цвета?».

- «Буратино хочет в школу».

- « Буратино хочет к нам в гости».

- «Буратино проголодался».

- Работа со сказкой «Два города».

- Рефлексия занятия.

Занятие 5.  Какие ребята в моем классе.

- Разминка. «Ролевая гимнастика».

- «Сколько в моем классе...?».

- Игра «Закончи предложения».

- «Мы».

- «Вспомним хорошие поступки».

- «Мы любим».

- Работа со сказкой «Кто самый лучший».

- Рефлексия занятия.

Занятие 6. Мои друзья в классе.

- Разминка. «Ролевая гимнастика».

- «Кто умеет хорошо...».

- «Закончи предложение».

- «Тропинка к сердцу».

- «Портрет моего друга».

- Работа со сказкой «Про Белоцветик».

Занятие 7. Мои друзья в классе (продолжение).

- Разминка. «Ролевая гимнастика».

- «Изобрази предмет».

- «Буквы на спине».

- «Спасибо, что помог».

- «Ниточка тепла».

- Работа со сказкой «Фло».

- Рефлексия занятия.

Занятие 8. Мои друзья в классе (продолжение).

- Разминка. «Ролевая гимнастика».

- «Закончи предложение».

- «Как можно помириться».

- «Да».

- «У кого самое лучшее зрение».

- Работа со сказкой «Снежинка».

 Занятие 9.  Мои успехи в школе.

- Разминка. «Ролевая гимнастика».

- Игра «Закончи предложения».

- Игра «Буратино забыл все слова».

- Игра «Мне помогли».

- «Считалочка».

- Работа со сказкой «Яшок и «звёздная болезнь».

- Рефлексия занятия.

Занятие 10. Моя «учебная сила».

 -Разминка «Ролевая гимнастика».

- «Я тоже».

- «Встаньте, у кого это есть».

- «Главная учебная сила».

- Работа со сказкой «Козлёнок Хрюпиграф».

- Рефлексия занятия.

Тема 2. Мои чувства.

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувства других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувства других людей;

- способствовать снижению уровня страхов

Занятие 11. Радость. Что такое мимика.

- Разминка. «зайчик рассмеялся – зайчик испугался».

- Игра «Раз, два, три, позу за мной повтори».

- Игра «Закончи предложения».

- Игра «Зоопарк».

- «Рисунок радости».

- Рефлексия занятия.

Занятие 12.  Радость. Как доставить радость другому человеку.

- Разминка «Угадай, где я иду?»

- Игра «Превратись в животное».

- Кричалка «Я очень хороший».

- «Как доставить радость другому человеку».

- Игра «Собираем добрые слова».

- Игра «Скажи мишке добрые слова».

- Рефлексия занятия.

Занятие 13.  Жесты.

- Разминка «Угадай, где я иду?».

- Игра «Радость модно выразит жестом».

- Игра «Передай сообщение».

- Игра «Объясни задание».

- Работа со сказкой « Когда молочные зубы сменились постоянными».

- Рефлексия занятия.

 Занятие 14.  Радость можно передать прикосновением.

- Разминка «Муха»

- Превратись в животное.

- Игра «Фотоохота»

- «Радость можно передать прикосновением».

- Игра «Котенок».

- Работа со сказкой «О муравьишке, который пошёл в школу».

- Рефлексия занятия.

Занятие 15.  Радость можно подарить взглядом.

- Разминка. «Мысленная картинка».

- «Врунишка».

- «Радость можно подарить взглядом».

- Работа со сказкой «Нужная вещь».

Занятие 16.  Грусть.

- Разминка «Покажи профессию».

- Игра «Скажи да и нет».

- «Закончи предложение».

- «Грустные ситуации».

- Игра «Котенок загрустил».

- Работа со сказкой «Сказка про котёнка Ваську».

- Рефлексия занятия.

Занятие 17.  Страх.

- Разминка «Дотроньтесь до …»

- «Мысленная картинка».

- Игра «Покажи страшилку».

- Работа со сказкой «Девочка с мишкой» и «Темноландия».

- Рефлексия занятия.

Занятие18. Страх, его относительность.

- Разминка «Неопределённые фигуры».

- «Конкурс пугалок».

- «Чужие рисунки».

- «Закончи предложение».

- Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас».

Занятие 19. Как справиться со страхом.

- Разминка. «Страшные персонажи телеэкрана».

- «Придумай веселый конец».

- «Картинная галерея».

- Работа со сказкой «Маленькая луна».

- Рефлексия занятия.

Занятие 20. Страх и как его преодолеть.

- Разминка. «Почему подрались дети».

- «Испугаем по-разному».

- «Страшная маска».

- Работа со сказкой «Сказка звёзд».

Занятие 21.  Гнев. С какими чувствами он дружит?

- Разминка. «Художники».

- «Попугай».

- Игра «Покажи дневник маме».

- Работа со сказкой « О мальчике Серёже, который всего боялся, и потому дрался» и « Как ромашки с васильками поссорились».

- Рефлексия занятия.

Занятие 22. Может ли гнев принести пользу?

- Разминка. «Черная рука-белая рука».

- «Разозлились-помирились».

- «Закончи предложение».

- Работа со сказкой «О путнике и его беде».

- Рефлексия занятия.

Занятие 23.  Обида.

- Разминка «Массаж чувствами».

- «Пусть всегда будет».

- Игра «Весеннее настроение».

- «Какая у меня обида».

- «Напрасная обида».

- Работа со сказкой «Обида».

- Рефлексия занятия.

Занятие 24.  Разные чувства.

- Разминка «Попугай».

-  Игра «Покажи дневник маме».

- Игра «Шурум – бурум».

- Игра «Море волнуется».

- Игра «Волны».

- «Закончи предложение».

- «Ожившее чувство».

- Рисунок чувств.

- Рефлексия занятия.

Занятие 25. Итоговое.

- Вспоминаем полюбившиеся упражнения.

- Вспоминаем сказки.

- Психологический портрет.

- Рефлексия.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.

Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 344с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под  ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998.

Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 10985.

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.

Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2», 2004. – 456с.