Развитие учебно мотивации у детей начального звена.

Егорова Марина Геннадьевна

 

Данный материал содержит информацию о методах организации учебной деятельности, формирующие мотивы обучения. Представлены этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока, а также способы развития учебной мотивации на уроках математики, русского языка. Дано описание нестандартных приёмов работы, развивающие мотивацию к учебной деятельности, приёмы создания ситуации успеха учащихся. И самая главная информация - это рекомендации родителям по формированию мотивации к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uchebnoi_motivatsii_v_nach.shk_.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Методы организации учебной деятельности, формирующие мотивы обучения

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

• словесные

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

• индуктивные и дедуктивные методы

• методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Во время педагогической практики я посетила уроки не только по своим предметам, но и по различным другим дисциплинам и убедилась в той силе, которую слово может оказать на учащихся. Захватывающие рассказы учителей по истории, биологии, страноведению и другим дисциплинам вызывают у учащихся стремление к дальнейшему обучению. Например, один учащийся, который вот уже несколько лет увлекается биологией (посещает кружки, факультатив, участвует во всех олимпиадах) что мощным толчком к изучению биологии послужили уроки первого учителя по биологии, его образные увлекательные рассказы.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках я старалась использовать этот метод осуществления учебной деятельности как можно чаще. Мне не раз доводилось видеть, как загорались глаза у детей, которые только что пришли на 5й по счету урок, при виде разложенных на партах наглядных пособий, распечаток упражнений с картинками.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.

5) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.

Этап вызывания исходной мотивации. 

На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

 Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

Этап завершения урока. 

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.

Способы развития учебной мотивации на уроках математики.

1.Математический диктант (устный счет). Задание записывается на доске, либо дается детям на карточках. Задания разной сложности, чтобы каждый ребёнок мог выбрать себе подходящие. И ограничитель стоит не в количестве решённых примеров, а ограничение было во времени (т.е. за одно и тоже время более сильные учащиеся решали больше, а не сидели, скучая без дела). Таким образом, детям дается право выбора, никто не скучает без дела,  активность  на уроках увеличивается, чтобы приобрести новые знания и решать задания с более высокого уровня.

2.Игра «Чей ряд первый?» (устный счет).  На ряд выдается одна карточка с выражением для каждого ученика. Решив своё выражение, ученик передавал карточку соседу, и так до конца ряда.

3.Нестандартные формулировки задания.

Например, при закреплении таблицы умножения можно использовать упражнения не только совершенствующие знания детей, но и развивающие устойчивость внимания.

 Спиши числа. Обведи в кружок числа, которые делятся на 5, а числа, которые делятся на 3 - в квадрат:

5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 15, 24, 30.

Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 7 в кружок, а числа, которые оканчиваются на 6 в квадрат:

24, 35, 16, 42, 86, 21, 96, 14, 56.»

Для закрепления темы увеличения и уменьшения числа на…, в… можно использовать следующие упражнения:

«…Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число в 6 раз, а каждое двузначное число уменьши на 9. Запиши полученные числа под данными числами.

32, 7, 46, 28, 5, 93, 4, 9, 66, 1.»

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

“Запиши его”.

4.Задачи- шутки:

1. Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист )

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км. пробежала каждая лошадь? (30 км.)

3. Вова бегает хуже Миши. Миша бегает хуже Серёжи . Кто из мальчиков бегает хуже всех? ( Вова)

5. Старинные задачи.

6. Задачи  на материале родного края (из источников газет, рассказа взрослых, личного опыта).

1. Наша школа решила озеленить школьный двор. На первый субботник пришли 25 школьников. Каждый из них вырыл для посадки деревьев по 3 ямы. Сколько ям осталось вырыть, если надо посадить всего 350 деревьев?

7.Также при составлении задач можно использовать материал, который помогает учащимся наглядно увидеть результаты, полученные ими на уроках трудового обучения. Например, на уроках математики учащиеся составляют задачи, используя данные, полученные ими при изготовлении аппликаций из бумаги на уроке трудового обучения.

Сережа вырезал из бумаги 3 фигуры, Лена - 6. Во сколько раз больше фигур вырезала Лена, чем Сережа?

Леша вырезал 9 фигур, это на 7 фигур меньше, чем вырезал Олег. Сколько фигур вырезал Олег?

Еще для составления задач можно использовать данные производительного труда самих учащихся и их родителей.

Например, дети могут получить задание на дом составить задачу или написать сочинение, используя в ней данные о работе родителей или других членов семьи. Естественно, что для получения необходимых исходных данных, для оформления текстового сюжета задачи детям приходиться расспрашивать взрослых об их работе, о выпущенной ими продукции и ее назначении. Эти беседы, общения с родными помогают приоткрывать детям мир близких им людей: пап, мам и других членов их семьи, познакомить детей с различными профессиями.

10.Так же для составления задач и написания всевозможных сочинений и рассказов можно использовать экскурсии, посещение театров и просто прогулки.

В процессе решений задач, составленных на цифровых данных из местного материала, учащиеся получают ценные сведения о практическом применении математики в технике, в промышленности и сельском производстве. И это не только положительно влияет на качество знаний учащихся, но и на их умения применять полученные знания на практике.

Способы развития учебной мотивации на уроках русского языка.

Русский язык очень часто бывает не любимым предметом многих учеников, так как часто дети не понимают, для чего они должны учить то или иное правило переписывать тексты… Но если уроки строить на познавательных потребностях ребёнка, на соотнесении темы урока с окружаемым ребёнка миром (т.е. показать практическую значимость изучаемого правила), включать в урок различные занимательные и творческие задания и вообще использовать различные виды заданий, то у детей появляется интерес к урокам, они с удовольствием приходят на каждый урок и очень продуктивно работают.

Обеспечить условия для самостоятельного приема детьми цели и задач урока. Например, « Помогите мне превратить: мел - в мелкое место; угол - в топливо; шест - в число.

Для лучшего запоминания использование  правила в стихах.

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест.

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

* Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки.

Образуются слова.

*У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - приставка,

А злит она его одним.

Стоит всегда лишь перед ним.

Отгадай загадку. Запиши слова отгадки. Подчеркни букву ... Что она обозначает в этих слова?

Деление слов на группы.

Грамматическая сказка. Жил-был корень ход -. Он любил, чтобы с него начинались слова. Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а не было суффиксов то и вовсе стоял в конце.

      6. «Лишнее» слово. Например, найди слово без приставки:

а) изрубить, известный, извалять, изюминка;

б) закупить, наглый, нагрузка, находка…»

Словарная работа. Игры:

1. «Убежали гласные».

Из слов убежали гласные буквы, догадайтесь какие, и верните их на место.

Крндш, лфвт, тчств, врбй (карандаш, алфавит, Отечество, воробей)

Поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

2. «Кто больше запомнит?»

На доске записаны 8 слов, дети читают хором вслух, каждый самостоятельно; затем слова закрывают, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят

Подводится итог, кто больше слов написал.

3. «Какое слово пропало?» На доске записаны слова:

Девочка, ребята, мальчик, ученик, народ, россияне, человек.

- Прочитайте слова очень внимательно. Запомните их.

Затем ученики закрывают глаза. Учитель одно слово закрывает.

Ученики открывают глаза.

- Какое слово пропало? Запишите его.

- На другой строчке запишите остальные слова. Поставьте ударение.

7. Пословицы.

-Послушайте пословицы. Выпишите из пословиц слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.

-Яблочко от яблоньки недалеко падает.

-Одного поля ягоды.

-Не дивись на человека, а дивись на его дела.

-Как вы понимаете эти пословицы? Когда так говорят?

-Обозначьте в словах опасные места.

-В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

Какое устаревшее слово встретилось? Подберите слово, близкое ему по значению, из современного языка.

При использовании пословиц на уроках русского языка отрабатывается не только правильность написания отдельных слов на тексте пословиц, но также и поработать над смыслом пословиц, их значением, что способствует развитию кругозора и словарного запаса школьников.

8. Грамматические задачи.

-Решите мои грамматические задачи.

а) Это слово неодушевленный предмет. В его написании есть три буквы а. Оканчивается слово на твердый глухой шипящий звук.

(Карандаш.)

б) Это слово называет одушевленный предмет. Состоит из 3 слогов,6 букв и 6 звуков. Начинается слово с мягкого глухого согласного звука. Это слово употребляется в единственном числе, а если хотим употребить множественное число, используем другое слово.

(Человек.)…»

9.Использование различных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, сочинение…

Нестандартные приемы работы, развивающие мотивацию к учебной деятельности

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

 При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

Общие приемы создания ситуаций успеха у учащихся

 1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

 2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»

 4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»

 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Рекомендации для родителей по формированию мотивации учащихся

Прежде всего ищите то занятие, которое будет интересно ребёнку. Желание и интерес ребёнка – самые надёжные мотиваторы. Дайте возможность ребёнку найти свой интерес, каким бы он ни был.

Расширяйте кругозор ребёнка, чтобы у него были широкие возможности выбора. У дошколят глубокий и выраженный интерес встречается редко. Им очень многое нравится, характерна ситуативность.

Максимально развивайте внутреннюю мотивацию: она самая эффективная.

Поставленные цели и результаты в разном возрасте должны быть соизмеримыми с возрастом и с развитием ребенка.

Ставьте перед детьми краткосрочные задачи и цели. А большие и долгосрочные разбивайте на маленькие участки. В конце каждого участка пройденного пути, поощряйте ребёнка подарками: совместный поход в кино или покупка долгожданной игрушки. Да и само наличие видимого результата придаст дополнительную мотивацию и силы двигаться дальше.

Все дети разные. Успехи и достижения других детей не должны быть ориентиром.

Запретите себе любые упреки. Даже если хвалить не за что, найдите основание для доброго слова. Подарите ребёнку установку на успех, что бы ни произошло. Чтобы в трудной ситуации он умел найти положительные моменты.

Если тренировки ребёнку нравились, а потом вдруг перестали, то, наверное, пришло время сделать перерыв. Имеет смысл пропустить несколько тренировок, отдохнуть, и желание заниматься вернётся.

Иногда ребёнок не хочет заниматься просто потому, что одному ему скучно. Составьте ему компанию сами или позовите его друзей. В компании занятия проходят интереснее.

Хвалите усилия ребёнка. Оценивайте каждое его достижение. Создайте у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Вместо того чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

Используйте все возможности изучаемого материала, чтобы заинтересовать ребенка: ставьте проблемы, создавайте проблемные ситуации, активизируйте самостоятельное мышление.

Научите ребёнка видеть свою ответственность в достижении результата. Многие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля и им кажется, что все их усилия бессмысленны.

Не унижайте при ребёнке авторитет человека, который с ним занимается.

Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями.

Объясните ребенку полезность тренировок для него самого. Если ребёнок сам сформулирует для себя положительные ответы на вопрос «Зачем?», будет ещё лучше.

Используйте игру как наиболее привлекательную форму деятельности. Игра – лучшая форма познания для ребёнка.