Лекторий для 5 класса

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Сегодня мы поговорим о трудностях, которые возникают при переходе в среднюю школу. Дети 4 года обучались в одном коллективе, у одного учителя, что создавало определенный психологический комфорт. В основной школе учителей более  пяти, и каждый из них воспринимает ученика по-своему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy_5_klassakh1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

        


    Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на собрании в новом учебном году.

Вы в течение  месяца обучения общались со своими детьми, услышали от них множество информации о школе, учебе, учителях, новых одноклассниках.

Сегодня мы поговорим о трудностях, которые возникают при переходе в среднюю школу. Дети 4 года обучались в одном коллективе, у одного учителя, что создавало определенный психологический комфорт. В основной школе учителей более  пяти, и каждый из них воспринимает ученика по-своему. Часто бывает, что ребенок - одаренный математик, но вот русский ему не дается. Понятно, что учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка "за голову хватается". Еще одним важным моментом является смена детского коллектива, ребятам необходимо заново строить отношения со сверстниками. При таких изменениях даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в 5-й класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой четверти 5-го класса их оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных. Что же тогда говорить об учениках, имевших проблемы в начальной школе и о вновь пришедших детях.

Какие факторы могут повлиять на адаптацию ребенка к школьной среде?

Если ваш ребенок:

-с трудом решает математические задачи;

-не умеет применять правила, хотя знает их формулировки;

-плохо владеет пересказом текста;

-невнимателен, неусидчив, рассеян;

-с трудом понимает объяснения учителя;

-не умеет самостоятельно работать;

-с трудом ориентируется в пространстве;

-испытывает страх перед уроком, учителем, контрольной работой;
-часто меняет приятелей;

-одинок,

то, скорее всего, эти проблемы сыграют свою роль.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий
в пятом классе по сравнению с начальной школой?  

2.Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3.Какие предметы требуют больших затрат времени?

4.Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?        

5.Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

6.По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7.Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную
домашнюю работу?         

8.Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

9.Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

10.Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее
задание?

 

Изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка:

Замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы школьнику требуется больше времени. Учтите это при составлении распорядка дня.

Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, бывают раздражены, капризны, настроение часто меняется.

И родителям, и педагогам необходимо помнить, что все эти особенности объективны, быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если взрослые будут выбирать щадящие формы взаимодействия.

Одно из основных требований к психологическому развитию ученика 5-го класса - его активность и самостоятельность. Предполагается, что пятиклассник осознает важность учебных задач и не отвлекается от процесса их выполнения. О волевых качествах свидетельствует также умение управлять возникающими эмоциями, сдерживать свои желания.

Начало любого возрастного кризиса сопровождается появлением у человека сильных, гнетущих его чувств: тоски, гнева, страха, одиночества. И у подростков должна быть возможность проявления своих чувств. Без этого они будут неосознанно искать способы их проявления, провоцируя конфликты со сверстниками и взрослыми, в т. ч. выделяя среди одноклассников изгоев. Собственный внутренний мир кажется ребенку еще слишком хрупким, он может всячески закрывать его от вторжения, в особенности взрослых людей, поэтому важно, чтобы ребенок мог общаться с человеком, которому в символической форме или словесно он мог доверить свои чувства.

Чем вы можете помочь своему ребенку?  (рекомендации)

Умению управлять своими действиями способствуют: задания, связанные с планированием последовательности действий.
Поэтому составьте режим дня и в течение хотя бы одной четверти следите за его выполнением; запишите ребенка в спортивную секцию;

различные игры, где требуется вырабатывать стратегию (шахматы, шашки, "Монополия" и т. д.), приобретите книги и пособия развивающего характера.

Помогите ребенку развивать волевую регуляцию поведения - "силу воли" (пока не выполню домашнее задание, не подойду к компьютеру, и т. д.). Обязательно отмечайте все успехи ребенка (можно в его присутствии рассказать о них родственникам и знакомым, или завести лист успехов).

    Важным аспектом в психическом развитии пятиклассника является его готовность к коллективным формам деятельности (умение работать в паре, группе, коллективе).

     Если ребенок умеет общаться со сверстниками, у него есть друзья, много приятелей, его не отвергают в детском коллективе, возникающие конфликты он старается разрешать мирным путем, то сложности переходного периода коснутся его в меньшей степени. А если нет?

    Наиболее значимой для ребенка является среда сверстников. В то же время она становится более конфликтной, чем в начальной школе, вследствие повышения общего уровня внутренней агрессивности в этом возрасте. С 5-го класса часто разрушаются привычные дружеские связи, появляются изгои, возникает острое соперничество за лидерство.

    Поэтому создайте для ребенка возможности общения с различными группами детей: запишите его в кружок, секцию.

    Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как прошел твой день в школе?" Выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

   Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

   Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой.

    От вас, родители, зависит обеспечение гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка, для этого следует соблюдать некоторые правила:

1.Не связывайте оценки ребенка по предметам со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка проблемы в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

2.Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

3.Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

4.Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

5.Прилагайте усилия для поддержания спокойной атмосферы в доме.


Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. Спокойствие домашней жизни поможет ему более уверенно решать проблемы в школе.

В заключение добавлю следующее: какими бы ни были успехи вашего ребенка, старайтесь создать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся плохих отметок, знал, что для вас он самый любимый и талантливый.