Тренинг профессиональной саморегуляции учителя

Кунаева Ирина Юрьевна

  Данный материал будет полезен психологам, работающим в школьном коллективе. Он учит педагогов приемам саморегуляции, приемам эмоционального самооздоровления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг профессиональной саморегуляции учителей

   Тренинг проводится в течение трех встреч. Каждая является этапом тренинга. Все в совокупности, проработанные последовательно, способны изменить внутреннее эмоциональное состояние педагога.

   Первый этап (мотивирующий).

  Упражнение 1. Визуализация и релаксация.

  Время: 30 минут

  Ведущий задает  визуальный ряд: “Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вообразите большой белый экран. Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, вместо него поместите на экран белую розу. Поменяйте белую розу на красную. Если возникли трудности, вообразите, что вы  кисточкой покрасили розу в красный цвет. Уберите розу.  Представьте комнату, в которой вы находитесь, всю мебель, цвет. Переверните картинку. Посмотрите на комнату с потолка. Если это трудно сделать, вообразите себя на потолке, смотрящего на комнату и всю обстановку сверху вниз. Теперь снова вообразите  большой белый экран, теперь вообразите, что этот экран синим. Поменяйте синий цвет на красный. Сделайте экран зеленым. Представляйте любые цвета. Теперь  я хочу, чтобы вы ощутили себя и окружающий мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет вы будете чувствовать, что сознание становится все более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза и вы почувствуете себя лучше, чем когда –либо. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желание действовать.  1 – 2  -  вы начинает пробуждаться, 3 –4 –5 появляется ощущение бодрости, 6 –7  - напрягите кисти и ступни, 8 – потянитесь, 9 – 10 откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, ваше тело отдохнуло. ”

  При необходимости упражнение можно повторить

 Упражнение 2  “Образ внутреннего мира”.

Цели:

  • развитие навыков рефлексии и метафорического мышления,
  • выработка позитивного самоотношения,
  • тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

  Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования, краски или фломастеры.

Время: не менее 60 минут.

   Ход упражнения.

    Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с фантастическими образами. При желании можно закрыть глаза. Но некоторые  могут вызывать зрительные образы и с открытыми глазами.

 Ведущий. “Мы – учителя. Мы умеем  общать и взаимодействовать с детьми. Мы учимся строить взаимоотношения с ними и пытаеемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами-учителями и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них, и для нас. Что же поможет нам в этом? И в чем причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с учениками и коллегами?

  Может быть, в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, которая называется внутренним миром. Именн там, во внутреннем мире, сосредоточены все наши возможности и ограничения.

   Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Однако сделать  это очень непросто. Ведь он не доступен прямому наблюдению. Какой же он, наш внутренний мир?      Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам,  иморя, скрывающие в своих глубинах тайны, и леса, наполненные удивительными существами, и луга, поросшие, чудесными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут люди и звери, короли и волшебники, ученые   мудрецы и  легкомысленные паяцы…

   А может, наш внутренний мир похож на какой-то предмет? Например, на волшебный сосуд или хрустальный шар. А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями.?

   Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед всеми ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир… ”

  Примерно минуту участники группы сидят в полной тишине, после чего ведущий снижает громкость музыки, а затем и полностью выключает ее .

   “А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски.  Не разговариваяи не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе упражнения. Время на рисование – примерно 20 минут. ”

  На время рисования ведущий включает снова музыку. За минуту до конца отведенного промежутка времени ведущий просит        участников завершать     свои работы.

  Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все художники, держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем –то похожими на их собственные или созвучны по тематике, настроению. Участники сообщают о своем выборе и коротко его поясняют. У них есть также возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. По желанию учасники комментирут свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения  - мидитации-визуализации и рисования. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга.

  Второй этап (рефлексивный)

  Упражнение 1 “Учитель возвращается домой”.

  Время: 60 минут

  Ведущий. “Когда каждый из вас возвращается домой  после шклы, н не ожидает увидеть ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили неожиданных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать гостями-сюрпризами.  Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями – чем угодно. С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или – если возникнет желание – выставить за дверь. ”

  Процедура проведения этого упражнения  такова. Один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли гостей-сюрпризов.  Пока будет проходить это распределение, учителю надо будет подождать за дверью, участникам можно сказать, что он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно будет вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Гости имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут  двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть – через пластику и вербально – своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено – прямо называть себя. Задача учителя догадаться, что за гости пришли к нему и решить, как быть с ними дальше.

   Во время отсутствия главного игрока  участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могут оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета “приятный”, не случайно: участники группы, не желая быть выдворенными из квартиры,естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными  и желанными для хозяина.

   Обсуждение игры можно провести с опорой на следующие вопросы:

  • Какие чувства вы испытывали,  когда увидели  в своей квартире неожиданных гостей?
  • Кто из гостей вам оказался наиболее приятен?
  • Есть ли такие гости, которых вам неприятно видеть? Почему?
  • Кого из персонажей было особенно трудно определить?
  • Кого вы угадали довольно легко? Почему?
  • Можете ли вы назвать гостей, которых вам  хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?

Второй этап тренировочный

 Тренинг “Двоечник тоже человек ”

  Время :45 минут

 Цель  тренинга – изменить отношение к неуспевающему  школьнику,развитие профессионального самосознания и формирование эмпатичских умений.

 Ведущий. Уважаемые коллеги! Каждый из нас практичеески ежедневно сталкивается в своей работе с учениками, которых мы привычно называем в своей работе  отстающими. Вы хоорошо знаете особенности их поведения и  трудности в их обучении. Сегодшяшнее занятие будет посвящено обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми. Первым этапом станет работа по выявлению наиболее типичных трудностей обучения отстающих или слабоуспевающих детей.

  Ведущий вручает каждому педагогу попять картонных карточек и дает следующую инструкцию: “Подумайте, пожалуйста” какие проблемы встречаются вам наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете. Проранжируйте эти проблемы: самую типичную запишите на карточке присвоив ей номер “один”. И так далее до пятой карточки.

 Через 5 – 7 минут ведущий собирает карточки и обрабатывает их., ее результаты заносятся на доску в пять столбцов.

    Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей:

  • ребята не внимательны на уроке, отвлекаются на постороннее,
  • не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость,
  • испытывают затруднения при решении математических задач,

Учителя высказывают свои комментарии.

  Ведущий. Как вы убедились, многие из вас испытывают сходны е трудности в своей работе.   Может потому, что все наши неуспевающие очень похожи.. Следующее упражнение поможет понять что-нибудь новое в наших отношениях с отстающими. Выберите одного из ваших двоечников. Возьмите лист бумаги и положите его перед собой, разделите его вертикальной чертой. Над столбцами напишите: “Мне трудно с этим ученикомпотому что…”, “У этого ученика есть замечательные черты”. Заполните эти столбцы.

 Следующее   упражнение будет опираться на  приобретенный опыт релаксации и визуализации.

    Ведущий. Вы    чувствуете себя спокойно и легко. У вас размеренный ритм дыхания. Вы расслаблены. А теперь представьте себе класс, в котором вы работаете. Обегите мысленным взором  лица учеников. Идет урок, который ведете вы. Дети слушают вас, выполняют задания, отвечают на вопросы. Посмотрите на своего двоечника, на того, ребенка, о котором вы только что думали.  Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, разговаривает. На уроке его манеры, возможно, раздражали вас, но сейчас вы  абсолютно спокойны и сдержанны.Вообразите картину на которой ваш ученик как можно ярче, добавьте в нее красок. Попробуйте насытить эту картину звуками и движением. Представьте, что может видеть этот ребенок со своего места в классе. Как выглядит все окружающее оттуда? Попробуйте посмотреть на себя его глазами. Станьте на короткое время этим ребенком., почувствуйте себя сидящим за его столом, откройте тетрадь, возьмите  авторучку, услышьте слова учителя… Попытайтесь выполнить то задание, которое он дает ученикам. Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему. Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете? А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны… Взгляните в его глаза. Вы снова здесь, в комнате. Вы сидите в кресле. Не открывая глаз, пошевелите  руками, ступнями ног. Теперь головой… Не делайте резких движений… Откройте глаза…

 Ведущий.  Мы вместе продвинулись по пути лучшего понимания тех детей, которых мы сами относим к категории отстающих. Продолжим эту работу. Каждый из этих детей – индивидуальность, он думает и чувствует    по-своему, по-своему воспринимает  окружающих. Когда мы думаем о таких детях, могут возникать яркие и порой неожиданные метафорические образы. Я прошу нарисовать метафорический портрет вашего двоечника.Пусть основой рисунка станет именно метафора. Желающие затем могут прокомментировать свои рисунки, интерпретация чужих рисунков запрещена.

  Для того, чтобы лучше понять важнейшие аспекты ваших взаимоотношений, мы использовали логический анализ, активное воображение и эмоционально-творческие ресурсы. А значит, нам стали  яснее причины, по которым эти дети не успевают.

   Группа разбивается на 4-5 подгрупп и каждой подгруппе предлагается одна из трудностей обучения. Задание – назвать возможные причины этих трудностей. Время на подготовку – 10 минут.. По истечении времени каждая подгруппа представляет найденные причины.

   Возможные варианты:

  • низкий уровень внимания,
  • низкий уровень развития произвольности процессов,
  • несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу,
  • обида на учителя,
  • отсутсвие учебной мотивации,
  •  быстрая утомляемость, болезни,
  • психологические сложности в семье,
  • отсутствие признания у одноклассиников,
  • низкая самооценка, неуверенность в себе,
  • слабое развитие образного мышления,
  • сложности в овладении родным языком,
  • низкий уровень волевого развития.

Казалось бы, подобные причины учителя могут назвать и без предварительной работы. Однако все предыдущие этапы позволяют им выявить  указанные причины не абстрактно, не на основе сухой рациональности, а в связи с конкретными детьми, в результате сопереживания, сочувствия, эмпатии. Главным итогом   должно быть изменение отношения к двоечникам.

     “Комплимент”.       Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка ему нравится, сделать комплимент, сказав об этом. Тот, кому сделан комплимент, должен, как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.

  “Иллюзии социальной перцепции”.Участникам нужно ответить на вопрос: “Каких качеств, неоюходимых для общения, не хватает, по вашему мнению, вам? Каких качеств не хватает другим людям.”

  “Эмоциональная поддержка”. Отдельные участники тренинга играют роль человека, испытывающего радость. Остальные молча, невербально должны поздравить его. Анализируется, кто больше всего вчувствовался в ситуацию.

  “Умение слушать”. Каждый из участников в течение 1 мин должен рассказать свою автобиографию.  При этом, прежде чем начать рассказ, каждый в двух-трех предложениях излагает содержание того, о чем говорил предыдущий выступающий. По окончании упражнения надо обсудить, умеют ли участники слушать друг друга.

  “Диалог”. Участники разбиваются на пары и в течение 5 –7 мин должны вести диалог. При диалоге наблюдается смена ролей слушающего и говорящего.

  Динамику смены фаз,  коммуникативных ролей одного из партнеров  можно представить в виде последовательных отрезков: высказывание, отключение, восприятие сообщения, подготовка к высказыавнию, высказывание. Необходимо в упражнении активно использовать невербальные способы общения.

  “Копия”.Психолог предлагает двум-трем участникам, вышедшим из помещения, скопировать, изобразить позой и жестами одного из участников группы. Все определяют – кого. Обсуждается похожесть.

  “Волшебное слово”. Ведущий напоминает о важности некоторых волшебных слов. Участники, свободно передвигаясь по комнате, должны приветствовать друг друга используя те слова, которые они вспомнили во время обсуждения.

 “Зона осознания”.Психолог говорит участникам тренинга, что  их опыт осознания может быть разделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир тела и внутренний  мир   мыслей. Предлагается разбиться на пары, сесть друг перед другом, расслабиться и по очереди делиться своим осознанием внешнего мира, начиная предложение  словами: “Сейчас я осознаю…” При этом описываются только внешние стимулы: шум на улице, свет лампы, скрип пола, запах одеколона и тд. Интерпретации не допускаются. Затем то же делает партнер.

  Далее предлагается обратить внимание на внутренний мир тела, начиная  с тех слов, что и в первом случае. Необходимо осознать все перживаемые сейчас физические ощущения.

   Наконец включается средняя зона осознания, в которую входит психическая активность, отличная от текущего опыта: фантазии, воспоминания, планы, подозрения, чувства.

  “Я хочу тебе подарить”. Ведущий: “Сегодня, приветствуя друг друга, каждый будет дарить друг другу подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное – от всей души. После вручения получивший подарок должен высказать свое отношение к нему, если понравился – то почему, и что в действительности он хотел бы получить”.

  “Чемодан”. Завершающее упражнение, подводящее итоги занятия.  Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему “чемодан”, в который кладут  те качества, которые помогают или мешают ему  в общении, при этом  необходимо  класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств, указывать  те качества, которые проявились во время занятия.          

     На последней встрече проводится рефлексия всех занятий. Каждый высказывается, отмечает, что получилось, что не получилось, какие были ожидания, какие оправдались, какие нет.  Высказывают свои пожелания для будущих встреч.

Список литературы

1.Андронов  В.Т. Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления//  Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск, 1984.

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  3. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: Ось – 89, 2005. – 144с.