программа 5 класс

Ашуркова Юлия  Леонидовна

  Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий, компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость в получении психологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Познай себя" для учащихся 5 – 9  классов

Пояснительная записка

  Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий, компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость в получении психологических знаний.

С другой стороны, с переходом из начальной школы в школу II ступени школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. По результатам психологических исследований, более 60% младших подростков показывают заниженную самооценку.

Анализ педагогической сложившейся ситуации позволил выявить следующие противоречия:

  • между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;
  • между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;
  • между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.

На разрешение данных противоречий и направлена программа “Познай себя”, разработанная для учащихся 5-9-х  классов.

Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Основные задачи:

  • ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,
  • способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков;
  • способствовать формированию потребности в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности;
  • способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.

В программе реализуются следующие идеи:

  • Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие педагога и учащихся в процессе общения)
  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей обучающихся).
  • Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны иметь личностный смысл).
  • Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).

Учитывая возрастные особенности учащихся 5-9 классов, их стремление к индивидуализации и рефлексии, для проведения занятий целесообразно деление классов на подгруппы, не более 11 человек. Это повышает эффективность занятия, т.к. дает больше возможности для осуществления индивидуального подхода и диалогизации образовательного процесса, доверительности общения, что снижает тревожность подростка и способствует его самораскрытию.

Периодичность проведения занятий: раз в неделю, по 40 минут (урок).

Основные формы проведения занятия: Беседа, лекция с элементами беседы, включающие в себя небольшой по объему теоретический материал. Игры. Тестирование. Практикум. Тренинг.

Контроль за успешностью усвоения обучающимися программного материала:

Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих заданий. Оценивается соответствие теме, правильность, точность исполнения, объем выполненного задания, оригинальность. При выполнении группового задания отметку получает вся группа (при этом учитывается степень включенности каждого участника групповой работы в общее дело). Итоговый контроль знаний осуществляется в форме дифференцированного или недифференцированного зачета (по выбору педагога) в конце изучения каждого тематического блока. Зачет проводится в виде беседы на заданную тему, практикума решения задач, групповой работы, игры, мини-сочинения, письменного или устного опроса, самостоятельной работы, защиты творческих работ.

Внеурочная деятельность

Курс «Познай себя»

1 час в неделю (всего 35 ч.)

        

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

  • иметь общие представления о внутреннем мире человека
  • иметь общие представления о самопознании и саморазвитии
  • иметь общие представления о процессах памяти и внимания
  • иметь представления о способах развития памяти и внимания
  • понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы
  • знать способы саморегуляции, доступные возрасту

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям
  • уметь свободно выражать свои чувства и переживания
  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми
  • иметь навыки самопознания, доступные возрасту
  • иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту
  • владеть навыками конструктивного общения

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

  • понимать необходимость самопознания для саморазвития человека
  • осознавать уникальность своей личности и личности другого
  • осознавать самоценность каждого человека и ценность общения
  • понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности

Ценностно-ориентационная составляющая образованности

Учебно-методическое обеспечение

  1. Аудио-, видеозаписи
  2. Методики изучения видов и качеств внимания
  3. Методики изучения различных видов памяти
  4. Набор открыток сюжетного содержания
  5. Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания
  6. Набор тематических таблиц
  7. Набор фотографий видов природы, портретов людей.
  8. Психологические тесты
  9. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека
  10. Тексты для анализа психологических си

Учебно-тематический план
5-й класс

№ темы

Наименование темы

Количество часов

В том числе

теоретические

практические

     1.

2.


3-6.

7-8.


9.

10.


11 – 12.


13.


14-15.


16-17.

18-20.

21-22.

23-27.


28.


29.

30-31.


32-33.

34.


Введение. Познай себя!

Человек и его интеллект. Диагностика «Кто Я?» М. Кун.

Темперамент Б.С. Волкова.А. Белов.  Обобщение и ограничение понятий. Диагностика.

Выделение существенных признаков. Диагностика «Уровень тревожности» О. Хмельницкая

Обобщение понятий при построении определений.

Отношения между понятиями: рядоположность, часть – целое. Диагностика «Какой Я?» О.С. Богданова.

Эмоции и чувства. Сравнение понятий. Установление сходства и различия.  Методика «Ковёр»

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

Установление причинно – следственных связей. Диагностика «Проба на внимание».

Логические задачи. Тест структура интеллекта Р. Амтхауэр.

Внимание. Классификация понятий.

Сравнение понятий. Аналогия.

Память. Поиск закономерностей. «Анкетирование учащихся»  Н.Ю. Яшина.

Выделение существенных признаков предметов. Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

Поиск закономерностей.

Объяснение значения понятий в зависимости от контекста. Проектная методика «Несуществующее животное».

Логические задачи.

Итоговое тестирование.


1

1

4


2


1

1


2


1


2


2

3

2

5


1


1

2


2

1


1

-

1


1


-

-


1


-


-


1

1

-

1


1


-

1


1

1


-

1

3


1


1

1


1


1


2


1

2

2

4


-


1

1


1

-

Итого

34

11

23

Содержание курса

5-й класс

1. Вводный урок. Познай себя!

“Познай себя – и ты познаешь вселенную!” “Я” – это целый мир. Знаю ли я себя? (тесты, игры). Люди необычных способностей. Выдающиеся люди мира (писатели, художники, музыканты, ученые).

2. Что такое “человек и его интеллект”.

Человек и природа. Место человека среди животного мира. Биологическое и социальное в человеке. Роль социального фактора для становления личности. Индивид. Личность. Индивидуальность. Этапы развития личности. Проявление личности в поведении и поступках. Уникальность личности.

3. Темперамент. Что это такое?

Древние о личности и темпераменте. 4 типа темперамента. Тип нервной системы и темперамент. Павлов И.П. о темпераменте. Темперамент и поведение человека. Определение своего ведущего типа темперамента.

4. Кто я? Какой я?

Я-образ. Когнитивная, волевая, эмоциональная сторона Я-образа. Сколько “Я” во мне? (Я-реальное, Я-желаемое, Я-ожидаемое). Самооценка человека, ее составляющие. Изменение самооценки с течением времени. Что влияет на изменение самооценки? Тесты самооценки. “Моя Вселенная” (внутренний мир человека). Что такое способности? “Победи своего дракона!” (привычки, черты характера, мешающие человеку жить в согласии с собою и людьми). Я в своих глазах и глазах окружающих (“Сказка о волшебных зеркалах”).

5. Эмоции и чувства человека.

Эмоции и чувства человека, их сходство и различие. Роль эмоций и чувств в жизни человека. Связь эмоций и чувств с изменениями в функциях организма. Мимика, пантомимика, жесты как внешние проявления эмоционального состояния человека. Понятие о настроении, его влияние на деятельность и поведение человека. Способы практического психологического воздействия на человека (убеждение, подражание, гипноз и т.д.). Способы саморегуляции.

6. Внимание.

Понятие о внимании. Зачем нужно внимание? Слышать и слушать. Смотреть и видеть. Виды внимания и их сравнительная характеристика. Непроизвольное, произвольное, постпроизвольное внимание. Качества внимания: объем, глубина, устойчивость, распределение, переключение. Что может улучшить внимание? Способы и приемы тренировки внимания. Тренинг внимания.

7. Память.

Понятие о памяти. Зачем нужна память? Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Запоминание произвольное – непроизвольное, смысловое (логическое) – механическое. Какая бывает память? Кратковременная, долговременная, оперативная память. Типы памяти: наглядно-образный, словесно-логический, эмоциональный. Законы памяти. Продуктивность памяти. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Забывание. Зачем оно нужно? Тайны хорошей памяти. Способы и приемы тренировки памяти.

8. Что я знаю о себе? (итоговое занятие).

Обобщение полученных знаний. Возможные формы проведения: сочинение “Письмо к незнакомому другу”, беседа, игра, выставка работ, защита проектов.

Календарно – тематическое планирование
5-й класс

Дата

Тема урока

Направленность

Диагностика, тесты, анкеты, методики

Характеристика деятельности учащихся

1.

Введение. Познай себя!

На усиление самостоятельной практической и умственной деятельности

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать предметы и явления;

-обсуждать в группах героев  и их поступки.

2.






Человек и его интеллект.                   Диагностика.

-Развитие произвольности восприятия

-Зрительный анализ

«Кто Я?» М.  Кун.

-описывать форму и цвет предмета;

-находить различия и сходства;

-исследовать объект.

3-6.

Темперамент. Обобщение и ограничение понятий. Диагностика.

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности восприятия

-определить темперамент

«Темперамент» Б.С. Волкова.  

-моделировать объект и объём;

-характеризовать особенности  деятельности;

- анализировать полученный материал.

7-8

Выделение существенных признаков. Диагностика.

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности восприятия

-Ориентация в пространстве

-Определить уровень тревожности

«Уровень тревожности»

 О. Хмельницкая.

-подбирать похожие объекты, составляя в одно целое;

-сравнивать звучащие предметы;

-обсуждать в группах звучащие предметы;

-исследовать свои способности.

9.

Обобщение понятий при построении определений.

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-объяснять свое поведении.

10.

Отношения между понятиями: рядоположность, часть – целое. Диагностика

-Зрительный анализ

-Развитие произвольности внимания

«Какой Я?» О.С. Богданова.

-воспроизводить сказку, рассказ;

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-исследовать контуры фигуры.

11-12.

Эмоции и чувства. Сравнение понятий. Установление сходства и различия.  

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

-Познакомить с системой Люшера.

Методика «Ковёр»

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-объяснять свое поведении.

13.

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

-Развитие произвольности восприятия

-Зрительный анализ

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-объяснять движения и поведение в данной ситуации.

14-15.

Установление причинно – следственных связей. Диагностика.

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

«Проба на внимание».

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

16-17.

Логические задачи.

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест структура интеллекта Р. Амтхауэр.

-анализировать рисунок и работать по плану;

-обсуждать в группах материал задания;

-характери-зовать фигуры по их особенностям.

18-20.

Внимание. Классификация понятий.

-Развитие мышления

-Словарное развитие

-Развитие произвольности запоминания

-обсуждать в группах материал задания;

-характери-зовать фигуры по их особенностям.

21-22.

Сравнение понятий. Аналогия.

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

23-27.

Память. Поиск закономерностей.

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

«Анкетирование учащихся»  Н.Ю. Яшина.

-анализировать рисунок и работать по плану;

-обсуждать в группах материал задания;

-характери-зовать фигуры по их особенностям.

28.

Выделение существенных признаков предметов.

-Развитие мышления

-Словарное развитие

-Развитие произвольности запоминания

Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

29.

Поиск закономерностей.

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

30-31.

Объяснение значения понятий в зависимости от контекста.

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

Проектная методика «Несуществующее животное».

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

32-33.

Логические задачи.

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-анализировать рисунок и работать по плану;

-обсуждать в группах материал задания;

-характери-зовать фигуры по их особенностям.

34.


Итоговое тестирование.

-Развитие мышления

-Словарное развитие

-Развитие произвольности запоминания

Тест  (стр.41-43)

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

Материально – техническое обеспечение

  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  3. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
  6. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
  7. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
  8. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
  9. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
  10. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Москва «Просвещение 2012 .
  11. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
  12. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
  13. Психология управления // автор-составитель Бехтемиров А.Ф. Первоуральск, 1990.
  14. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
  17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
  18. Диск «Развиваем память».
  19. Аппарат РИТМПОЛЕТ.
  20. Ароматизатор с маслами.
  21. Волновой  и звуковой ионизатор.
  22. Компьютер
  23. Аквариум.
  24.  Интернет.  
  25. Журналы «Школьный психолог» с приложениями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Коррекционная работа

Возможные психофизиологические причины и пути коррекции

Виды нарушений учебной деятельности

Организационно-деятельностные

 причины

1. Уход от деятельности. Это уход во внутренний план, игровое фантазирование. Ребенок «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Ребенок погружен в себя, свой внутренний мир. Это продолжение игрового, дошкольного способа жизни в школьном возрасте, поэтому его поведение инфантильно. У ребенка не формируются типичные для младшего школьного возраста формы общения с взрослым. Предлагаемые задания выполняет по своему усмотрению, не стремясь к точному выполнению. Присуща склонность к фантазированию в виде художественно - образного подхода к занятиям, в предпочтении заданий на свободу творчества.

Рекомендации: Развернуть активное воображение во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности необходимо обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

1. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Характерна высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Активность непродуктивна, имеет низкую целенаправленность. Ребенок плохо принимает поставленную задачу, перескакивает с одного занятия на другое. Могут проявляться навязчивые движения. Если голова и тело неподвижны, то снижается уровень активности мозга. Недостаток развития внутренней речи реализуется через постоянную внешнюю болтовню. Характерна цикличность, «мерцающее» сознание 5—15 мин. продуктивной работы, 3—7 мин. отдыха и накопления энергии.


Рекомендации:
Ребенок должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Разрешать через каждые 15—20 мин. вставать и ходить в конце класса. Направлять энергию в полезное русло. вымыть доску, раздать тетради и т. д. Постоянное положительное подкрепление
познавательной активности и положительного поведения. Избегать завышенных и заниженных требований. Большие задания разбивать на более маленькие с контролем выполнения. Стараться договариваться с ребенком, а не ломать его.

2. Несформированность организации действий. Ребенок не владеет эффективными приемами самоорганизации, т. е. не умеет работать. Ребенку сложно запланировать свою деятельность,
распределить по важности. Сложно дается процесс начала деятельности. Ребенок не умеет регулировать свое поведение, нуждается во внешней регуляции, организации.
Рекомендации: Обучение планированию, включение в деятельность упражнений по
взаимоконтролю  и самоконтролю. Вводить алгоритмы деятельности на уроках с возможностью
самоконтроля деятельности.

З. Психофизический инфантилизм.
Ребенок по физиологическим и психологическим признакам отстает в развитии. Инфантилизм  проявляется, прежде всего, в отношении к образцу, инструкции, которые ребенок если не игнорирует, то трактует весьма вольно, отдаваясь ситуативным импульсам. Он не считает для себя важными серьезные требования школьного типа.

Рекомендации: Не стараться переделать ребенка, это бесполезно. Важно понять, что он реально может сам, а что с помощью Взрослого, и оказывать эту помощь.















4. Снижение мотивации.

Наиболее характерно для состояния депрессии, возможно при глубокой астении и при психических нарушениях. Внимание переключается на окно, соседа и т.д.

Рекомендации: Совместная познавательная деятельность с родителями. Поиск и актуализация значимых мотивов. Положительное подкрепление познавательной деятельности.

5. Негативное самопредъяление.

Эти варианты встречаются у детей с ярко выраженной демонстративностью.  Если ребенок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьезных достижений, т.е. не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов. Характерно: нарушение правил поведения, Демонстративность, взрывчатость, импульсивность.

Рекомендации: замечать ребенка во время положительного поведения. Во время негатива все замечания свести к минимуму, особенно минимизировать эмоциональность реакций. Важно пережить этап возрастания негативизма на первых порах такой тактики. Во время скандала – холодность и равнодушие, чуть позже – тепло и внимание, но без сцен примирения, за который ребенок, был уже наказан, должен быть забыт. Давать выход его демонстративности в позитивной деятельности.

6. Астения.

Это состояние нервного истощения, ослабленности. Повышенная физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшаются память, внимание. Появляется плаксивость, капризность, раздражительность.

Рекомендации: Дозировка нагрузок. Частые перерывы, заполненные движениями или релаксацией. При ярко выраженной астении – дополнительный выходной.

1.Отвлекаемость, эмоциональная подвижность, «выпадение» из деятельности на уроке.






2.Отсутствие
самостоятельности






3.Низкая познавательная активность.





4.Требование внимания, негативное самопредъяление






5. Усталость

Отсутствие эффективных способов привлечения внимания, организации деятельности, выхода из игровой ситуации.

Внешнее стимулирование, привлечение внимания необходимо младшим школьникам, недостаточный уровень произвольности обусловливает частичное «выпадение» из учебного процесса. Если при объяснении не удалось активизировать внимание всех учащихся и учитель торопится дать содержание, то он работает только на тех, кто смог включиться в процесс. Следовательно, учитель создает себе и оставшейся части класса дополнительную работу, нагрузку (в лучшем случае).
Отсутствие эффективных способов выхода из игровой ситуации.
Вводя игру в содержание урока, необходимо позаботиться о способе вывода учеников из игровой ситуации. Это необходимо прежде всего детям с высокой возбудимостью, им очень трудно переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Так же важно учитывать, что для младших школьников характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточно развита волевая регуляция деятельности. Не продумав способы выхода из игры, учитель рискует успокаивать детей дольше, чем они играли.
Не хочется терять время на организацию отдельных учащихся в начале урока.
Для этих учащихся начало урока может пройти в пустую, отвлекаясь на свои переживания, они отвлекают других. Закрепляется негативный стиль  поведения на уроке, воспринимается как должное. Впоследствии вольное поведение переносится на остальные стадии урока, что приводит к конфликтам с учителями, разрушает рабочую атмосферу в классе. Меняется эмоциональный фон восприятия учителя и предмета в целом.

 









Отсутствие эффективных способов организации деятельности на уроке.
Ребенок, не обладающий эффективными приемами, способами деятельности, делает двойную работу осваивает содержание и саму деятельность. Следовательно, утомляется вдвойне и усваивает содержание только наполовину.
Неупорядочены отдельные элементы проведения урока.
Рабочая атмосфера на уроке не создается, если не соблюдаются и не вводятся правила:
- организации рабочего места;
- ответа на вопросы;
- выполнения заданий и т.д. У ребенка не формируются или не закрепляются навыки учебной деятельности, которые в косвенной форме влияют на произвольность. В результате учитель все чаще использует дисциплинарные воздействия замечания, наказания, крик и т. д. Все это способствует излишнему напряжению на уроке, развитию негативного восприятия учителя и предмета в целом.

 

Не хочется тратить время на организацию ритуала начала урока.
Не создается рабочая атмосфера на уроке с самого начала. Дети приносят на урок все свои эмоции с перемены. Для многих, особенно в 1-х классах, необходима внешняя стимуляция для переключения. Следовательно, может выпасть самая продуктивная часть урока. Теряется время на организацию по отдельности каждого.

Отсутствие ритуала окончания урока.

Не закрепляется на понятийном и рефлекторном уровнях переход, граница между учебной и рабочей ситуацией.
Непоследовательность, фрагментарность организующих воздействий.
Такие воздействия мало эффективны, если эффективны вовсе. Часто вызывают излишнее  эмоциональное напряжение. Ребенок лишен возможности диагностировать ситуацию, понять, что он делает не так. Не закрепляется деловой, позитивный стиль, т. к. в одних случаях вводится регламент, в других его соблюдать некогда, следовательно, стереотипа урока не вырабатывается.
Выход урочного времени за пределы урока. Долгожданный звонок к окончанию урока закреплен на уровне условного рефлекса как сигнал к отдыху. Вся информация после звонка в большей степени бесполезна.

Отсутствие приемов, стимулирующих познавательную активность. Не учитываются возрастные особенности восприятия информации. Однообразность педагогических и методических приемов. Все это вызывает у ребенка ощущение рутины, скуки, особенно если его деятельность не имеет положительного подкрепления.








Использование только дисциплинарных воздействий.

Ребенок получает негативный опыт общения с учителями и восприятия ситуации урока. Об освоении опыта конструктивного взаимодействия, общеучебных навыков не может быть и речи. Привносится излишнее эмоциональное напряжение. Поощряется негативное самопредъяление.







Завышен темп урока, приоритетным считается, выполнение плана урока.

Формируется негативное восприятие школы, отторжение учебной деятельности. Негативно воспринимаются не только предметы, связанные с школой, но и личность учителя.