Как помочь Агрессивному ребенку

Гусева Мария Александровна

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

         Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями,  преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_agressivnomu_rebenku.doc46 КБ
Microsoft Office document icon kak_igrat_s_agressivnymi_detmi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь агрессивному ребенку».

        Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

        Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями,  преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

        Запрещая ребенку злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить детям плохую службу. Злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни.

        Виды агрессии:

  1. Физическая агрессия (причинение физической боли);
  2. Вербальная агрессия (бранные слова, оскорбления окружающих).

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит

Разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. – Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам. Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом надо указать ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения. На первых порах учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет первым шагом на пути совладения со своей агрессией.

Факторы, влияющие на появление агрессии:

1. Стиль воспитания в семье (эмоциональные отношения между членами семьи, широта границ дозволенного, характер наказаний ребенка: снисходительность или строгость);

2. Неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников;

3. Способ привлечения внимания – неудовлетворенная потребность в общении и любви;

4. Протест против ограничения к-н естественных желаний и потребностей ( потребность в движении, активной деятельности);

5. Способствуют возникновению некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Агрессивный ребенок, какой он:

- часто ощущает себя отверженным, никому не нужным;

- любит перекладывать вину за ссору на других;

- поведенческий репертуар у него скуден;

- имеет низкий уровень эмпатии;

- отличается большей вспыльчивостью, непокорностью, мстительностью;

- бывает очень обидчив;

- нередко наделен лидерскими чертами, не умеет проигрывать;

- может испытывать подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, мнительность.

        Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности.

Критерии агрессивности:

  1. Часто теряет контроль над собой;
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми;
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей;
  5. Часто винит других в своих ошибках;
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  7. Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 перечисленных признака.

Стратегия действий окружающих людей по отношению к агрессивному ребенку:

- сдерживать агрессивные порывы перед их проявлением;

- показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения (невыгодность);

- предоставить детям альтернативные способы взаимодействия с другими детьми;

- обучать конструктивным способам выражения гнева;

- чаще хвалить за хорошие поступки;

- быть последовательным в своих действиях;

- требования к детям должны быть разумны.

Направления работы с агрессивными детьми:

  1. Работа с гневом (обучение детей приемлемым способам выражения гнева);
  2. Обучение навыкам контроля (умение владеть собой в различных ситуациях);
  3. Формирование эмпатии, сопереживания.

  1. Работа с гневом.

Самое главное, научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении (спортивные секции, длительные прогулки). Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно проявлять свои чувства.

        Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать… Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует, говорить о своих чувствах.

        Необходимо оборудовать каждую группу детского сада легкими мячами, которые ребенок может швырять в мишень; мягкими подушками, которые разгневанный ребенок может колотить; резиновыми молотками, газетами, которые можно комкать и швырять – все это может способствовать снижению эмоционального мышечного напряжения. Хорошо использовать игры с песком, водой и глиной.

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Можно использовать пальчиковую гимнастику. Необходимо научить ребенка понимать себя и ощущения своего тела. Пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Назвать, в каком настроении находятся человечки. Использовать в работе игры на развитие навыка регуляции поведения.

  1. Формирование эмпатии, сочувствия, сопереживания. 

Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события. Использовать обсуждение проблемных ситуаций.  Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. В ролевой игре ребенок получает возможность поставить себя на место других.

        От агрессивности страдает и сам ребенок. Он ссорится с родителями, теряет друзей, живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и чувства вины. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Нужно объяснить ребенку, почему окружающие не одобряют то или иное его действие. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки. Научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать.

        Больше всего ребенок нуждается в любви и внимании тогда, когда его поведение заслуживает этого меньше всего.



Предварительный просмотр:

Как играть с агрессивными детьми.  

                

«Обзывалки». Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, мебели… Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты …морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: « А ты… солнышко!»

Следует проводить игру в быстром темпе.

«Доброе животное».Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад.

«Ласковые лапки». Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие.  

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет.

«Рубка дров». Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

«Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Мы будем рубить дрова. Поставьте бревно на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его». (можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Маленькое привидение». Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Сейчас мы будем играть роль маленьких, добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громко, вы будете пугать громко.

        Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

«Воздушный шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Сосулька». Цель: расслабить мышцы рук.

        

        «Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.

        Правильно, это сосулька. Давайте я вам буду читать эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на 3 и 4 – уроните расслабленные руки вниз».

«Шалтай – Болтай». Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Шалтай – Болтай сидел на стене.

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

«Кенгуру». Цель: развитие координации движений.

Нарушение: агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Игра подходит для детей любого возраста, достаточно трудна и требует тренировки.

«Тропинка». Цель: развитие умения действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность ( 6-7 лет).

Дети берутся за руки, образуя круг, и идут вправо. По команде дети выполняют задание:

«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впередистоящему.

«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга.

«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке. Игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, согласовывать свои действия в соответствии с правилами.

«Раздувайся, пузырь». Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся).

Взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия – на каждый вдох делали один шаг. Такие игры любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

«Слушай хлопки». Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость, тревожность, ЗПР (4-5 лет).

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на 2 хлопка – превратиться в лягушку (присесть, пятки вместе носки врозь, между носками руки). 3 хлопка – двигаться свободно.

«Говори!» Цель: развивать умение контролировать импульсивные действия.

Скажите детям: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года? (пауза) «Говори!»; «Какого цвета потолок?» … «Говори!»; «Какой сегодня день недели?» … «Говори!»; «Сколько будет 2+3?» и т.д.

«Волшебные шарики». Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болик» - и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла. Откройте глаза. Теперь по очереди расскажите о своих чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

«Цветик - семицветик». Цель: помогает оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

«Липучка». Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

«Змейка». Цель: развивать умение действовать согласованно.

Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Взрослый может занять позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

«Две игрушки – поменяемся местами». Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движения.

Дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность.

«Менялки». Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Он должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого… (одежда с длинными рукавами, короткая стрижка…) Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

«Радость и грусть». Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Дети рассматривают картинки и раскладывают их в 2 ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы. Объяснить, почему одну картинку они считают веселой, а другую – грустной.

«Улитка». Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Чтобы выполнить правила этой игры, детям требуется приложить немало усилий, т.к. они активны и подвижны.

«Горячий мяч». Цель: развитие внимания, моторной ловкости.

Дети становятся в круг близко друг к другу. Они передают мяч быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо наклонившись, через ноги.

«Четыре стихии». Цель: развитие внимания.

При слове «земля» - опустить руки вниз;

При слове «вода» - вытянуть вперед;

При слове «воздух» - поднять вверх;

При слове «огонь» - вращать кистями.

Ошибившийся выходит из игры. Взрослый специально допускает ошибки, путая детей.

«Закончи слово». Цель: развитие умения работать в коллективе.

Ребенок, стоящий крайним, называет первый слог, а другой ребенок должен произнести следующий слог и закончить слово. Игру можно усложнить, если предложить детям придумать слова на последний слог предыдущего слова.

«Бумажные мячики». Цель: дать детям возможность снизить беспокойство и напряжение.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде  ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу».

«Дракон» Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост».  «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него.  «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».