Одарённые дети

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Широко раскрытые большие глаза,

удивительные глаза, глаза ребенка, гла­за гения.

 Подлинная красота доступна только таким глазам.

Эдуардас Межелайтис

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие «всезнайки» (Специфика работы с одаренными детьми)

Широко раскрытые большие глаза,

удивительные глаза, глаза ребенка, глаза гения.

 Подлинная красота доступна только таким глазам.

Эдуардас Межелайтис

Что же такое одаренность? Очень часто путают понятия «одаренность» и «талант». Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант — это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческие или продуктивные способности;
  • лидерские способности;
  • психомоторные способности;
  • художественные и исполнительские искусства.

Как определить одаренность ребенка?

Выявление одаренных учащихся — достаточно сложная многоступенчатая процедура, состоящая из семи диагностических этапов:

1.Номинация (называние) — имена кандидатов в одаренные.

2.Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т. п.

3.Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений — сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью.

4.Оценка учащегося его сверстниками — сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников.

5.Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования.

6.Оценка работ (экзаменационных в т. ч.), достижений, школьной успеваемости.

7.Психологическое тестирование — показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т. д.), творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Проблемы одаренных детей

У одаренных детей имеются определенные проблемы межличностного характера (со сверстниками, с преподавателями, с родителями), а также эмоционально-личностные проблемы:

1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

4.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

       Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

(критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Общие правила для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Работа с одаренными  детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д. Треффингера, мы рекомендуем педагогам, работающим с одаренными детьми, соблюдать следующие правила:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей
    в школе и дома, как область приложения полученных
    навыков в решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом  усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразия точек зрения.

Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным глобальным формам творческой коммуникации.

Иерархия целей и задач в обучении одаренных детей

  1. Установление психолого-терапевтического взаимодействия на рефлексивной основе.
  2. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся и выбор технологии (под конкретную педагогическую ситуацию).
  3. Отбор содержания учебного материала и содержания учебной деятельности.
  4. Выбор оптимальных форм, методов, приемов и средств организации УВП (способов реализации технологии).

Анализ результата через систему диагностических процедур и рефлексивную деятельность

Сохранение и развитие личности одаренного ученика

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Согласно его теории поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3-мя основными группами качеств:

  • общие или специальные способности выше среднего,

высокий уровень включенности в задачу,

  • высокий уровень креативности.

Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
  • Профессиональная компетентность.
  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.
  • Знание возрастной психологии.

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей

1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

2.Разнообразные виды поддержки обучающихся:

—        психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек-человек», комфортность, сотрудничество, совместимость),

—        правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),

социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучений),

валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни — переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

3.Право свободного выбора:

  • профиля,
  • уровня,
  • вида творческого труда.

4.        Комфортность и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).

        Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся — работать в индивидуальном темпе.

Заключение

Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ и  помощи, которая выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свой потенции и сделать вклад в развитие общества.

Выступление на школьном педсовете:

 «О  РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

 

             Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению  эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.

Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.

            Индивидуальность- это то, что отличает одного человека от другого.  Учителю нужно помнить, что сложный, внутренний мир, индивидуальность есть не только у него самого, но и  у каждого из окружающих его людей. Как  учителю познать индивидуальные особенности десятков детей… Реально ли это? Даже познать самого себя сложно.

Оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам.

            Как часто мы замечали, как интересно общаться с детьми в неформальной обстановке: на вечерах, экскурсиях. Когда есть выбор темы для общения, то у детей проявляется собственное «я». Появляются точки соприкосновения в общении учителя и ученика.

         А есть ли такая возможность раскрыться ребенку на уроке? К сожалению, следует признать, что авторитарный тип ведения урока не помогает раскрыть способности детей. Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить  учебную программу  не позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя. Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает  уровень их развития и креативности, формирует чувство страха, вины, состояние хронического стресса, у детей ухудшается психическое, физическое, социальное здоровье. В условиях традиционного проведения урока  учителю приходится работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.

Как можно раскрыть  природные особенности на уроке? Оказывается – реально. Грамотно организованный урок -  это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества.  Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как при этом создаются условия для свободного общения учителя и ученика. Ученик может свободно высказать свое мнение и  не боятся негативной оценки учителя. В случае неверного ответа ученика не надо его оскорблять. Поддержите своего ученика, уважайте его. Щадите его самолюбие. Будьте щедры на похвалу. Только положительными эмоциями и чувствами учителю можно  добиться значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.

Задача учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов  служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

Обучение  должно проходить на фоне положительных эмоций,  обеспечения  эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других,  привлечения жизненного опыта каждого участника, познавательной мотивации,  активной  мыслительной  деятельности, обучении  рефлексии проделанной работы и своего состояния.  Учитель должен уметь организовать групповые формы  самостоятельной работы по добыванию знаний. Урок должен иметь  творческий характер и быть направлен на  создание для каждого ребенка "ситуации успеха". 

            Используйте индивидуальный подход при контроле знаний, применяйте разнообразные методы и способы для решения учебной задачи на уроке. Активно используйте такие методы, как:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.),

интерактивные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик какисследователь),

методы,  направленные на  самопознание и развитие (интеллекта,эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поддерживайте интерес к учебе, предмету, поощряйте любой успех ребенка в достижении учебного процесса. Это поможет ребенку раскрыть способности в той или иной области.

Что это дает ребенку? Происходит не только развитие природных склонностей ребенка, но идет становление свободно мыслящей, творческой личности. За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои природные способности.

Молодой человек, прошедший такую «дискуссионную школу»  умеет многое видеть и понимать, разбираться в людях и в себе, ко многому у него сформировалось отношение, основанное на личном опыте. Его суждения вполне компетентны, мышление - критично. Такой ученик способен осознанно выбрать индивидуальную образовательную программу, больше того, требовать, чтобы его учили именно по ней.

            Результаты работы современного профессионального учителя определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года:

            Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развитие новых технологий ведет к потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением. Развивающему обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения проблемы выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

  Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития  и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Социальными заказчиками являются родители. У них есть право выбирать школу для своего ребенка, требовать результаты.  В  выборе  школы для определения туда своего неординарного, одаренного ребенка, родители для себя определяют, что такая школа должна быть «хорошей и сильной». По мнению родителей, это школа, где хорошо учатся по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы России. В такой школе должны быть порядок и дисциплина, свои традиции. В такой школе  должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги и давать современное образование. В хорошей школе  учителя уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. С  хорошей школой жаль расставаться и ученикам, и родителям

 

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе. Это кропотливая работа учителей, психологов, основанная на  наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей, учета достижений в какой- либо деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную, познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Одаренных детей условно можно выделить в следующие категории:

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

С одаренными детьми интересно и сложно работать. При подборе кадров в работе с одаренными детьми, администрация школы должна предъявлять определенные требования. Учитель должен быть непременно талантливым,  способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и эрудированным,  владеть передовыми педагогическими технологиями, быть   психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

 

Основными  направлениями деятельности школы по работе с одаренными детьми можно определить следующее:

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм обучения и воспитания;

внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;

использование интерактивных форм и методов организации образовательного процесса;

введение сквозных факультативных и специальных курсов;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

 включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательных учреждений города, региона.

 

Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение за  взаимоотношениями учителей, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых моделей. И если то, чему учат в классе не совпадает с тем, что происходит вокруг, то информация,  получаемая на уроке будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что школьная среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков. Например, привлекательное  школьное окружение может положительно воздействовать на благополучие учащихся и способствовать  возникновению  у них ощущения, что о них заботятся.

 

Литература:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- Москва: АПК и ПРО, 2002.

Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - Москва.: «Издательский центр» Вентана- Граф», 2001.