Возможности методов арт-терапии в работе с младшими школьниками

Хомякова Жанна Сергеевна

Мастер-класс знакомит с различными методами творческого самовыражения, посредством которых можно снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность, повысить коммуникативные навыки у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Возможности методов Арт-терапии в работе с младшими школьниками»

Подготовила

педагог-психолог

МАОУ «Лицей №15»

Хомякова Ж.С.

Мытищи

2013

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования, в свете реализации ФГОС, все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Открыть в детях скрытые горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, мне  помогают  методы арт-терапии.

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством,  потому что она приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Арт-терапия имеет широкие, возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

Посредством  арт-терапевтического воздействия можно:

  •  снизить эмоциональную тревожность,
  •  повысить самооценку,
  •  развить коммуникативные навыки,
  •  способствовать развитию самосознания,
  •  улучшить детско-родительские отношения,
  • способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

Арт-терапию как психологическую технику в своей работе я использую достаточно давно. Это - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале моей работы. Так в решении задачи развития эмоциональной сферы у младших школьников мне помогает реализация программы «Радужное детство». По итогам работы по программе учителя отмечают снижение у детей уровня тревожности, психоэмоционального напряжения и повышение интереса к занятиям.

Ниже представлены методы арт-терапии реализуемые в программе.

Сказка. В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками. В своей работе я использую следующие способы:

  • Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
  • Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации
  • Переделка или творческая работа сочинения сказок с использованием зачинов.

Игра. 

Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

В своей работе я активно использую игры со всеми возрастными группами школьников.

Музыка. Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи.

Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание).

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности — "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы — "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
  • Для общего успокоения — "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения — "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей — "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
  • Для повышения концентрации внимания — "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

Куклотерапия. Проигрывание детских сказок, басен позволяет детям научиться выражать свое эмоциональное состояние, развивает навыки общения и взаимодействия.

В своей работе я использую:

  • куклы-марионетки
  • пальчиковые куклы

Кукол-марионеток дети изготавливают сами. Работа по созданию куклы позволяет:

  • нести ответственность результат своего труда (только от ребенка зависит какая кукла у него получится);
  • развивать произвольное внимание;
  • совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений.

Для изготовления кукол-марионеток необходимы материалы: красивая бусинка, капсула от «Киндер-сюрприза», вата (синтепон), трикотаж телесного цвета, белая ткань, цветная ткань, нитки, иголки, ножницы, украшения, толстая нить, и игла.

Коллаж. Коллажирование является одним из эффективных методов, так как не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.

Вот какие темы я использую в работе с детьми:

  • Я - умница (для повышения самооценки, осознавания своих позитивных качеств).
  • Я интересуюсь… (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу).
  • Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.).
  • Каким меня видят мои родители (для изучения детско-родительских отношений)

Рисунок. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого.  

Помимо рисунка в своей работе я использую и другие  изобразительные техники: кляксография, марания, рисование с помощью сухих, сыпучих материалов, рисование пластилином, рисование мылом, пластилином.

Монотипия — это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами.

Особенности выбора материала:

  • краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, карандаши, мелки – позволяют «усилить контроль»;
  • пастель, краска и глина – способствуют более свободному самовыражению;
  • при индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов, постепенно включая в работу остальные;
  • неуверенные в себе, уставшие - будут чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать;
  • неуверенные в отношении своих художественных способностей - вырезание картинок из журнала для создания коллажа.

Ниже представлены примеры работы еще с одним арт-материалом – нитками.

Примеры упражнений с использованием клубка ниток.

  1. Упражнение «Невидимые нити» 

Его можно использовать как в начале занятия, так и в конце.

Цель: данное упражнение способствует формированию конструктивных способов поведения в трудных ситуациях.

Психолог, отматывает нить каждому участнику по кругу,  отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Психолог: Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить. Какова она на ощупь? Гладкая, шёлковая, тонкая, прохладная... Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя... Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»...А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать... Что будет, давайте попробуем... Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. Давайте сейчас найдём такое положение и натяжение нити, которое для всех будет удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. В сложных конфликтных ситуациях вспомните эти ощущения. Это Вам поможет найти выход из них.  

  1. Техника «Рисование клубком».

Данную технику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: повышение самооценки плохо рисующих детей, развитие креативности, диагностика.

Материал: клубок ниток или веревки.

Ход работы:

Психолог разматывает клубок ниток и показывает участникам, каким образом можно создать на полу или столе узоры или картины. Затем каждый ребенок берет по очереди  клубок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок следующему. После того, как созданы все композиции, обсуждается то, что получилось. 

Используются следующие вопросы:

- Можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы?

- Какие фигуры ты здесь видишь?

- Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?

- Какая еда здесь нарисована?

- Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д.?

Эту технику можно выполнять как в индивидуальной работе с ребенком, так и в малых группах.

Индивидуально она может быть использована с агрессивными, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми детьми.

При работе в группе данное упражнение обладает еще и диагностической ценностью. Выявляет уровень коммуникативных способностей учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Возможности методов Арт-терапии в работе с младшими школьниками » Подготовила Педагог-психолог МАОУ «Лицей №15» Хомякова Ж.С.

Слайд 2

Арт-терапия – это метод оказания психологической поддержки посредством художественного творчества Арт-терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Слайд 3

Возможности арт-терапии : снизить эмоциональную тревожность; повысить самооценку; развить коммуникативные навыки; способствовать развитию самосознания; улучшить детско-родительские отношения; способствовать закреплению положительных поведенческих реакций. Посредством арт-терапевтического воздействия можно:

Слайд 4

Сказка Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. Переделка или творческая работа сочинения сказок с использованием зачинов .

Слайд 5

Игра Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций.

Слайд 6

Музыка Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – "Кантата № 2" Баха, " Лунная соната" Бетховена. Для общего успокоения – "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта . Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна. Для повышения концентрации внимания – "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона .

Слайд 7

Куклотерапия куклы-марионетки пальчиковые куклы Материалы для изготовления куклы-марионетки: красивая бусинка, капсула от «Киндер-сюрприза», вата (синтепон ), трикотаж телесного цвета, белая ткань, цветная ткань, нитки, иголки, ножницы, украшения, толстая нить, и игла.

Слайд 8

Коллаж ТЕМЫ: Я - умница (для повышения самооценки , осознания своих позитивных качеств) . Я интересуюсь… ( это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу ). Моя школа ( моя учительница, мои одноклассники и т.д .). Каким меня видят мои родители ( для изучения детско-родительских отношений)

Слайд 9

Рисунок кляксография ; марания; рисование с помощью сухих , сыпучих материалов; рисование пластилином; рисование мылом; рисование пластилином.

Слайд 10

10 Особенности выбора материала : краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры – позволяют «усилить контроль» ; пастель, краска и глина – способствуют более свободному самовыражению; неуверенные в себе, уставшие – будут чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать ; неуверенные в отношении своих художественных способностей – вырезание картинок из журнала для создания коллажа.

Слайд 11

Спасибо за внимание!