урок психологии "Внимание"

Вершинина  Ирина  Александровна.

Данный урок по психологии  позволяет познакомить учащихся старшик классов с психическим процессом - вниманиеи   его видами. В течение урока приводятся тесты и уражнения для выявления вида внимания у учащихся, показаны ряд примеров  упражнений которые можно использовать для развития внимания. Приведённый урок может быть полезен педагогам - психологам при работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vnimanie_.docx200.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час .

Что такое внимание?

Цель: познакомить учащихся с психическим процессом – внимание, дать понятие внимания. Познакомить с видами внимания, особенностями внимания, объёмом внимания. Научить приёмам развития внимания.

Ход классного часа.

  1. Организационный  момент.

Игра-диагностика:
Предложить детям  занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом дети должены выслушать и запомнить три пункта задания.  По команде «Раз, два, три» ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:
- Хлопни в ладоши три раза;
- Назови какую-нибудь мебель;
- Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
2. Усложненное задание:
- Назови примерный средний возраст учащихся твоего класса;
- Напиши на доске название водоплавающей птицы;
-  Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».

 Упражнение «Муха»

2  Основная часть

Психолог:

- Сегодня наша встреча будет посещена  такому психическому процессу как внимание. По вашему, что такое внимание?

Ответы детей.

- Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. внимание может быть:

Произвольное внимание    

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Непроизвольное внимание (пассивное)  

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

- Внимание обладает определёнными свойствами:

Концентрация внимания  Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Тест «Цифровая таблица»

Исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" включается секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.
Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".
Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

Устойчивость  лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях.

Переключение внимания  -  сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.

Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Причины переключения внимания:

  • Переход обусловлен требованиями деятельности.
  • Необходимость включения в новую деятельность.
  • В целях отдыха.

6                                        3                           9

Найти сумму данных чисел.

Найди ошибки в тексте

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Подсчитать количество ошибок: не найдено от 0 до 2 ошибок — высокий уровень внимания; от 3 до 4 — средний; от 5 и более — низкий.

3  Подведение итога занятия

- Понравилось вам занятие?

- Что узнали нового?

- Необходимо ли , по вашему Развивать внимание?