Психологические подсказки при сдаче экзамена

КУЗЬМИНЫХ НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА

Консультация для родителей и детей (подсказки), как пережить стресс во время экзамена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskie_podskazki_pri_sdache_ekzamenov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

На носу – экзамены

Вот и начинаются уже экзамены: ЕГЕ, не за горами и выпускные экзамены и ГОСЫ. Экзамены – это, испытания, они ждут вас в течение жизни на каждом шагу. Экзамены мы сдаем не только в школе, в институте, но и приходя на работу и знакомясь с семьей будущего супруга, ведь, что ни говори, но в основной своей части жизнь состоит из вопросов и ответов. По данным различных исследований, у 23% студентов излишнее волнение самым неприятным, а иногда и фатальным образом влияло на результат экзамена. У абитуриентов, как правило, дела обстоят «еще веселее».

На наше поведение во время экзамена влияют даже такие мелочи, как оценка предыдущего отвечающего, общий фон оценок и ваша предыдущая оценка.

1. Итак, первый вопрос, который интересует всех при сдаче экзамена: «Каким по счету необходимо выходить сдавать экзамен?». Здесь – решайте сами, но учтите: к концу дня экзаменаторы, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают студентов, если хотят поставить «отлично», задают меньше дополнительных вопросов. Но и оценки к концу дня, как правило, ниже. Здесь часто срабатывает преподавательский стереотип – «сильные абитуриенты идут сдавать первыми». Поэтому, если в вас хватит смелости и вы знаете больше, чем на «троечку», идите сдавать в первой пятерке и получайте свои пять баллов. Самый проигрышный вариант – идти отвечать последним. Обычно этот вариант используют те, кому нужна тройка. Этот вариант позволяет остаться один на один с экзаменатором и сообщить о себе какую-либо дополнительную информацию, например, о том, что у вас возникли трудности в подготовке к предмету. Но, если вам не нужна тройка, ни в коем случае не ходите сдавать последним – вы получите оценку ниже своих возможностей. Так же сдавать в последних рядах большой стресс для организма, ваша нервная система к концу будет совершенно перегружена и, мозг будет затрачивать свои способности не на то, как вспомнить пройденный материал, а на то, чтобы привести вашу нервную систему в порядок. Идеальный вариант идти отвечать четвертым-пятым – у вас будет достаточно времени на подготовку и затем послушать примерные вопросы, задаваемые экзаменаторами сдающим абитуриентам. Может быть в его ответе вы услышите то, что и вам пригодится при ответе.

2. Начинать отвечать необходимо с того вопроса, который вы хорошо знаете, через некоторое время у вас в памяти начнут всплывать части ответа и на вопрос который вы подзабыли. Если же вы подготовлены очень плохо, то набросайте хотя бы краткий план ответа. Никогда не ходите отвечать с пустым листком, даже, если вы круглый отличник.

3.Отдельно хочется затронуть такой щепетильный вопрос, как: стоит ли списывать со шпаргалок? Конечно, весь текст списать со шпаргалки вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что заглянуть хоть одним глазком необходимо. Но помните, на всякий случай, после того, как вы загляните в шпаргалку, у вас будут трястись руки, смешается все в голове, по крайней мере, минут на десять. Это стрессовая ситуация и не заметить педагог этого уже не сможет. Самый идеальный вариант, когда вы эти самые шпаргалки приготовите, возьмете на экзамен, но не воспользуетесь. Здесь много преимуществ: пока вы их пишите вы многое уже запоминаете, во-вторых, вы спокойны, что если, что, то подгляжу они у меня с собой; в-третьих, вы гордитесь собой после сдачи экзамена, что вы его сдали сами, без всяких шпаргалок, даже, если оценка ниже той, на которую вы рассчитывали.

4. Если при подготовке ответа у вас есть возможность нарисовать график или схему – рисуйте, не задумываясь. Ничто так не поднимает абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график. Особенно удачно это выглядит, когда вы рисуете график не заранее, а по ходу ответа. Тем самым вы показываете свободное владение темой и демонстрируете высокий уровень абстрактного мышления. Если ваш текст уже закончен, но экзаменатор ждет продолжения, вы можете повторить другими словами уже высказанные мысли.

5. Как бы вы не волновались, постарайтесь спрятать свое волнение, ведь согласно стереотипу: «тот, кто меньше волнуется, знает больше». Смотрите в глаза экзаменатору, поскольку «тот, кто смотрит в глаза – честен».

6.При подготовке к экзамену, следует продумать вступление к каждому билет, т.к. послушав вас 2-3 минуты, а иногда и 5-6 предложений, экзаменатор знает уже, что он вам поставит. Поэтому говорите внятно, уверенно, не глотая окончаний слов и предложений. И на каждый билет заготовьте практическую часть. Из практики всегда легче что-то запоминается и, если вас останавливает экзаменатор или говорит: «дайте я посмотрю ваш листочек», - вы можете спокойно начать повествовать какие-то случаи из практики, либо какие-то цифры, но обязательно, конечно, по-существу.

7. В своем ответе старайтесь, как можно реже использовать местоимение «я», по возможности замените его на «вы», «ваше», «вам».

8. Ни в коем случае не допускайте того, что весь свой ответ на экзаменационные вопросы вы будете «от» и «до» считывать с листка. Даже, если этот ответ будет полным и правильным, он все равно произведет невыгодное впечатление.

9. Лучше отвечать начинать на вопросы по порядку. Даже, если вы плохо знаете первый вопрос переходите ко второму, но не ставьте в известность экзаменатора. Просто и уверенно зачитывайте вопрос, на который вы хотите отвечать в данный момент и начинайте отвечать на него.

10. Не забывайте о своем внешнем виде. Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.

11. Когда вам задают дополнительные вопросы, постарайтесь на них отвечать уверенно. Знайте, что свою оценку вам экзаменатор уже выставил и теперь вы работаете лишь на ее повышение и от вас только теперь зависит получите вы оценку выше или ниже той, которая вам мысленно уже выставлена.

12. Никогда не вступайте в прямой спор с экзаменатором по поводу его замечаний, нейтрализуйте их косвенно.

Основные ошибки сдающих экзамены состоят в том, что они либо уравнивают себя в правах с экзаменатором, либо относятся без должного уважения к собственным знаниям, что вызывает у экзаменатора аналогичную реакцию. Таким образом, искусство устанавливать контакт с преподавателем зависит от умения уважая его – уважать и себя.

                                                                     Педагог-психолог Кузьминых Наталия