Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях модернизации образования.

Адиятулина Светлана Геннадьевна

Разработка информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование.

 Можно указать одну из  наиболее важных областей применения в образовании информационно-компьютерных технологий - это компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания.

Данное направление можно считать наиболее важным в настоящий момент и наиболее интенсивно развивающимся, потому что именно в этом направлении ведется сейчас интенсивная работа по внедрению компьютеров в образовании. Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию).

Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные программы, причем, программы мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося субъекта.

Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний учеников. В отличие от учителя компьютер оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. Компьютер лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку.

Внедрение информационно - компьютерных технологий позволило решить ряд психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Учебная деятельность имеет сложную, неоднозначную психологическую природу. В зависимости от полноты понимания объективных механизмов и закономерностей ее функционирования более или менее эффективно осуществляется реальный процесс обучения. Данный вопрос имеет теоретическое и практическое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nit.rar26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

           в условиях модернизации образования.

                                                составитель: педагог-психолог

Адиятулина С.Г.

Актуальность:

Разработка информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование.

 Можно указать одну из  наиболее важных областей применения в образовании информационно-компьютерных технологий - это компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания.

Данное направление можно считать наиболее важным в настоящий момент и наиболее интенсивно развивающимся, потому что именно в этом направлении ведется сейчас интенсивная работа по внедрению компьютеров в образовании. Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию).

Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные программы, причем, программы мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося субъекта.

Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний учеников. В отличие от учителя компьютер оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. Компьютер лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку.

Внедрение информационно - компьютерных технологий позволило решить ряд психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Психолого-педагогические задачи: 

1.  Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса.

     С использованием информационно - компьютерных технологий расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование ее;

2.  Использование компьютеров для повышения учебной мотивации, привлекательности обучения. 

     Существование игровых программ и игровых компонентов обучающих программ  повышает притягательность компьютеров для детей;

3.  Использование возможностей компьютеров для повышения самостоятельности обучения;

     Возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения  заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения, способствует удалению барьера непонимания из-за не совпадений модальности  учителя и ученика и объективности оценивания;

4.  Повышение возможности индивидуализации обучения.

     Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика, текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля.

Введение игровых компонентов в обучающий процесс.

  В психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна: она формирует определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных психических качеств и т.д. Игра обладает огромным мотивационным потенциалом, а компьютерная игра в силу многомодальности содержащейся информации и возможности воздействовать на события и героев в реальном масштабе времени создает эффект присутствия, добавим к этому широкий выбор игр по типу, сюжету, действующим лицам.

Влияние работы с компьютером, в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно.

Сейчас, в силу новизны проблемы, нет достаточно полного руководства, которое бы содержало описание развивающих программ, в том числе и игровых, с учетом психолого-педагогических особенностей их использования. Поэтому, мы пытаемся его разработать.

Над реализацией перечисленных задач работает творческая группа педагогического коллектива, в том числе и специалисты психолого-педагогической и медико-социальной службы (ППМС) школы.  

Как организована эта работа в комплексе, показано на диаграмме (см. Рис.1.):

Рис.1 Комплексная модель взаимодействия управления образования, городского

 центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи

   с психолого-педагогической и медико-социальной службой (ППМС) школы.

  Организация работы психолога школы со всеми участниками образовательного процесса.

 (см. Рис. 2.):

Рис. 2. Комплексная модель взаимодействия школьного психолога

 со всеми участниками образовательного процесса.

На ее основе создаю психолого-педагогическую модель

сопровождения учащихся в условиях модернизации образования.

Рис. 3. Психолого-педагогическая модель сопровождения учащихся.

Рис. 4. Содержание блоков психолого-педагогической модели      сопровождения учащихся.

Блок 1.

Начальный этап.

Предварительная работа психолога:

с учителем:

 Был проведен семинар-практикум «Психологические особенности организации работы с использованием ИКТ», на котором рассматривались следующие вопросы:

 - ИКТ – компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Ее многомодальность и многофункциональность;

 - что такое модальность;

 - как определить личную модальность педагога (диагностика);

 - как распознать модальность учащегося;

 - как работать с учащимся, чтобы он тебя понимал.

 Психолог дает рекомендации:

 - по  выявлению  в классе визуалов, аудиалов, кинестетиков;

 - по работе с детьми, имеющих разную модальность.

с учеником:

 Была проведена диагностика - психологический мониторинг ОУНов.

Небольшая справка.

         ОУНы -   Общеучебные умения и навыки учащегося.

Французский философ-гуманист 16 века Мишель   Монтень, говорил:  

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Общеучебные умения и навыки (ОУН) потому и называются общеучебными, что являются универсальными для большинства школьных предметов способами получения и применения знаний, в то время как предметные знания, умения и навыки (ЗУН) являются специфическими для каждой учебной дисциплины. Проще говоря, если ЗУНы — это цель обучения, то ОУНы — его средства.

Предметным ЗУНам учителя традиционно уделяют весьма пристальное внимание. Это и понятно, ведь о качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине. Большинство учебных программ не позволяет тратить драгоценное время урока на специальные упражнения для совершенствования ОУНов. Поэтому они чаще всего формируются в ходе учебной работы стихийно.

Мы попробуем придать этому процессу целенаправленный характер и для начала осуществить диагностику  сформированности  ОУНов у наших учащихся.

Существует множество вариантов классификации ОУНов. Чаще всего выделяются три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности, — это интеллектуальные, организационные и коммуникативные.

Предлагаемые нами диагностические мероприятия не потребуют от детей никаких усилий. Учителям же предлагается принять участие в экспертном опросе, который не потребует много времени. При этом вся обработка данных опроса осуществляется психологом.

Данную диагностику уровня сформированности ОУНов имеет смысл проводить начиная с 5-го класса. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» школьника, основные способы его учебной деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы.

Каждый учитель получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняет в соответствии с инструкцией.

Обработка данных опроса осуществляется психологом, а так же диагностики ведущей модальности учащегося.

В тоже время, психологи проводят диагностику интеллекта (компьютерный вариант).

Блок 2.

Уровень актуального развития учащегося.

По результатам психолого-педагогического мониторинга  проводятся:

- психолого-медико-педагические консилиумы;

- индивидуальные консультации учителей.

     На которых обсуждаются индивидуальные особенности учащихся, показываются диаграммы проведенной диагностики, даются рекомендации по выявленным проблемам.

В результате диагностики был выявлен актуальный уровень развития:

1. познавательной сферы учащегося «Интеллектуальные ОУНы».

Предполагаемые причины нарушений развития:

- природные данные;

- педагогическая запущенность;

- не совпадение модальности учителя и ученика.

2. личностной сферы учащегося «Организационные ОУНы» и «Коммуникативные ОУНы».

Предполагаемые причины нарушений развития:

- социум;

- низкая учебная мотивация;

- состояние нервной системы (ригидность, возбудимость, тревожность);

- соматические заболевания;

- неадекватная самооценка.

Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики учащихся - их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Разработка путей и средств обучения должна быть неразрывно связана с изучением тех изменений в психической деятельности учащихся, которые вызваны педагогическим воздействием.

Характерная черта обучения состоит в том, что каждое воздействие может дать результат не иначе, как, вызвав ту или иную психическую деятельность, и способ работы учителя должен зависеть от особенностей психической деятельности школьников, и, прежде всего, их перцептивной деятельности. В процессе обучения необходимо ориентироваться на специфику познавательных процессов школьников. Учителю необходимо представлять, какую умственную деятельность учащегося вызывают эти способы и приемы передачи информации. Это необходимо для того, чтобы варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями учащегося.

Блок 3.

Зона ближайшего развития. Дифференцированный подход в обучении.

Содержание работы психолога:

1. по развитию интеллектуальных ОУНов учащихся:

с учителем:

1. Оказание помощи учителю в выработке стратегии педагогического  процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности учащегося.

2. Проведение профилактической   работы  по теме: «Новый взгляд на стили обучения», где изучаются преимущества работы с компьютером. Такие, как:

- объективность оценивания;

- содержание комплекса заданий различной степени сложности (от простого к сложному);

- индивидуальное распределение времени работы над заданием;

- равномерное развитие всех каналов восприятия учащегося (многомодальность компьютера).

3. Проведение практической работы, в результате которой педагог дифференцирует учебную информацию по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

с учеником:

Тренинги, коррекционные занятия, развивающие занятия.

Проведение психологической коррекционно-развивающей работы по проблемам познавательной сферы с использованием ИКТ.

2. по развитию организационных и коммуникативных ОУНов:

с учителем:

1. Проведение профилактической работы по теме: «Новый взгляд на стили обучения», где изучаются преимущества работы с компьютером.

Изучение преимуществ работы с компьютером по данной проблеме. Таких, как:  

- удаление барьера непонимания из-за не совпадений модальности  учителя и ученика;

-повышение учебной мотивации.

2. Проведение практической работы, в ходе которой педагог подбирает для данной группы учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей, задания более сложного уровня выполнения, а так же творческие задания.

с учеником: коррекционно-развивающие программы по проблемам в  личностной сфере.

При работе с зоной ближайшего развития, педагог учитывает актуальный уровень развития ОУНов каждого учащегося, т.к.

повышение качества знаний и развитие познавательных способностей учащихся невозможно без учета индивидуальных особенностей учащихся.

Основными направлениями работы психолога с учителем являются:

1. Координация деятельности учителя в работе с классом.

2. Организация работы  учителя по осуществлению индивидуального подхода к каждому учащемуся.

3. Оказание помощи учителю в выработке стратегии педагогического  процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности учащегося.

4. Проведение методической  работы  

В современной школе одним из основных направлений в обучении является дифференциация обучения (differentia - различие).

Выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному. Психолог определяет состав групп учащихся по результатам психолого-педагогического мониторинга.

Для чего выделяют эти группы?

Для того чтобы сделать процесс обучения более эффективным, более комфортным.

 Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может быстро усвоить новый материал, кому – то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие информации, для кого-то зрительное.

Начальная школа: учащиеся воспринимают реальность прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части, т.е. «идут через» процедуры; таким образом,  большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

Среднее звено: способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный (слуховой). Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, направляют в коррекционные группы на доучивание, переучивание.

Старшие классы: стиль обучения определяется преимущественно как визуальный (на зрительные анализаторы). Содержание учебного материала становится более абстрактным, символическим, графическим, таким образом, не способные перестроится на визуальную форму обучения ученики, выпадают из общей массы учащихся и становятся неуспевающими (в основном это аудиалы и кинестетики).

Как отмечают многие психологи – основная масса учителей обучают в одной модальности, тогда как именно к «неуспевающим ученикам» требуется особый, индивидуальный подход с учетом всех индивидуальных особенностей личности.

Что же предлагают психологи? Каждый учитель должен знать ведущую модальность ученика (ведущий орган чувств). Так как, любая информация, должна транслироваться в ведущую единственную модальность памяти. Когда инструкция (информация) совпадает с ведущей модальностью, учащиеся прекрасно и хорошо запоминают учебный материал (если этого нет, то ученик как-бы «отключается», не слышит учителя, в результате у ученика возникают пробелы.

Таким образом, обучение должно строится, используя все три модальности, а именно: «слышанье», «виденье» и «прикосновение» и  ориентировано на специфику познавательных процессов школьников.      

Этот принцип называется - «Принцип полимодальности обучения» в «технологии обучения, основанной на учёте когнитивного стиля». Он предполагает, что каждый урок насыщен всеми основными видами стимулов – зрительными, слуховыми, моторными; это позволяет сделать обучение эффективным для учащихся с любым типом восприятия.

Приведём еще несколько примеров «многомерного» обучения в «педагогике технологий». 1) Технология «Дальтон-план» в 1920-е гг. рассматривалась в отечественной педагогике как «универсальный метод» именно потому, что создавала условия для обучения школьников с различным темпом усвоения знаний. 2) «Технология проектной деятельности учащихся» (групповые проекты) позволяет учащемуся «найти своё индивидуальное место» в рабочей группе в зависимости от целого ряда его социально-психологических качеств (лидер-ведомый, тип ситуативного лидерства, предпочитаемые роли в совместной деятельности и т.д.).

Таким образом, работа учителя по реализации индивидуального подхода на уроке ставит в центр системы требований к учителю определённые знания, умения и профессионально значимые личностные качества. Знания и умения: знание широкого спектра индивидуальных особенностей учащихся; умение диагностики индивидуальных различий учащихся; владение педагогическими технологиями индивидуализации учебного процесса на уроке; умения поиска, накопления, систематизации и анализа разнообразных методов и приёмов обучения. Профессионально значимые личностные качества: эмпатия; вариативное и творческое мышление, опирающиеся на развитую педагогическую фантазию.

На помощь педагогу приходит компьютер.

Цель дифференцированного обучения в условиях модернизации образования будет достигнута, когда с помощью психологической  коррекционно-развивающей работы, профилактической деятельности, а также с использованием педагогом многомодальности и многофункциональности компьютера, в индивидуальном порядке будут  устранены  нарушения в развитии ребенка.

                                                        

         Ученик



Успева-

емость



ОУНы

В этом мы убедимся, когда уровень Успеваемости будет соответствовать уровню развития ОУНов:

«Интеллектуальных», «Организационных»,

«Коммуникативных». 

Что будет говорить о гармоничном развитии ребенка.

Блок 4.

Компьютерный урок.

Рекомендации психологов по созданию условий эффективного урока:

  1. Начало урока с позитива (если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно).
  2. Мотивация на обучение. Создайте причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка.
  3. Использование на уроке укрупнение – разукрупнение информации (определите наименьший кусок, с которого можно начинать процесс обучения), операция сравнения (что общего и различного), полимодальная речь (использование предикатов всех трех модальностей), ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных систем. Информация, поданная по всем трем модальностям, воспринимается как реальная.
  4. Использование состояния непонимания. Одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие используют это состояние. Ошибка тоже результат деятельности. Непонимание – дверь к пониманию. Найдите что-то, что было сделано хорошо.
  5. Сравните успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не успехами других. Реже говорите частицу НЕ.
  6. Позитивное якорение.
  7. Обмен стратегиями, использование эффективных стратегий.
  8. Поддержание группового и индивидуального раппорта. (Раппорт – довольно хрупкие формы обратной связи в процессе общения, вызывающие у человека ощущение, что его понимают, что он нравится).
  9. Подстройка к будущему в конце урока. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое. Завершение урока метафорой.

Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому

ученику.

Содержание работы психолога:

  1. Психологический анализ урока. (Как использует учитель рекомендации психолога при индивидуальном программировании и при организации внутриклассной групповой дифференциации).
  2. Индивидуальная консультация с педагогом.

Блок 5.

Повторная диагностика.

Определение эффективности проведенной работы.

Итак, мы выявили сложную, неоднозначную психологическую природу учебной деятельности. Данный вопрос имеет теоретическое и практическое значение. В зависимости от полноты анализа данной системы, от понимания объективных механизмов и закономерностей ее функционирования более или менее эффективно осуществляется реальный процесс обучения