Логопедия лекция

Семенова Юлия Викторовна

(Специальная педагогика и психология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедия

лекция

(Специальная педагогика и психология)

1.Краткая история логопедии

2.Характеристика речи как психической деятельности

3.Основные виды речевых нарушений

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчатся или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача - убедить ребенка, что речь можно исправить. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

Эти проблемы решаются в рамках науки логопедия.

Краткая история логопедии

Логопедия — наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами обучения и воспитания. Исторически сложилось так, что логопедия развивались с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, примерно с середины XIX в.

В России помощь детям с нарушениями речи получила государственную поддержку после 1917 г. Основополагающими для развития логопедии были декреты Советского правительства о включении всех частных детских учебно-воспитательных учреждений, в том числе и для аномальных детей, в общую систему народного просвещения, и о согласовании функций Наркомпроса и Наркомздрава в деле воспитания и охраны здоровья детей.

Проблемами нарушений речевого развития занимались В.И. Лубовский, Р.Е. Левина, И.А. Сикорский.

В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа:

- поиск и становление педагогических основ логопедии (до 1950 г.);

-обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению разных речевых расстройств (до 1978 г.);

-выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Левина Роза Евгеньевна и ее вклад в отечественную логопедию

Самым крупным достижение Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта.

Характеристика речи как психической деятельности

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Речь имеет сложную структуру, в нее входят этапы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля.

Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи — общение (коммуникативная функция) и мышление (речемыслительная функция). Принято дифференцировать речь на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю, автономную, эгоцентрическую, жестовую.

Устной речью принято называть вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Устную речь подразделяют на диалогическую и монологическую.

Письменной речью называют вербальное (словесное) общение. Письменная речь отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладеть.

Внутренняя речь — это различные виды использования языковых значений вне процесса реальней коммуникации. Выделяют основные типы: а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, она типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи.

Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых, называется детской автономной речью. По форме «слова» детской речи являются результатом искажения слов взрослых или их частями, повторенными дважды («кика» вместо «киска»).

Эгоцентрическая речь — это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Эгоцентрическую речь можно считать своеобразным переходным этапом от внешней к внутренней речи.

Жестовую речь используют в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Основные виды речевых нарушений

Расстройства речи — распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями. Нарушения речи возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении некоторых отделов центральной нервной системы, осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов речевого аппарата.

Для нормальной речевой деятельности необходима сохранность и целостность всех структур мозга, повреждение периферических и центральных отделов слухового, зрительного и моторного анализаторов, вызывает те или иные расстройства речи.

Понять сложную структуру речевых нарушений, определить первичные и вторичные их проявления, а затем определить приемы коррекционной и терапевтической помощи возможно только на основе классификации речевых расстройств.

Психолого-педагогическая классификация создавалась с учетом практических потребностей работы логопеда. Она ориентирована прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Этот уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.).

Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Согласно этой классификации выделяют следующие группы речевых нарушений:

1) фонетическое нарушение речи(ФНР) — нарушение произношения отдельных звуков;

2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;

3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).

Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции. При этом выделяют следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Основные виды речевых нарушений первичного характера

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia — речь) — расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков. Различают механическую дислалию, связанную с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, и функциональную, обусловленную нарушениями функции артикулирования при сохранном строении органов артикуляции. Причины дислалии лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушении фонематического слуха.

Дисфония (или афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фонаторные нарушения, вокальные нарушения. Отсутствует звучный голос при сохранении шепотной речи.

Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, которая проявляется в нарушениях нормальной проходимости носовой полости при опухолях, хронических процессах в носоглотке. В отличие от дислалии грубо нарушается произношение всех звуков.

Дизартрия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, arthron — сочленение) — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодик, голоса), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи — мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным. Дизартрия нередко приводит к отклонениям в овладении звуковым составом слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи (неполноценность словаря, грамматического оформления речи).

Алалия (от греч. а — отрицат. частица и lalia — говорю) — отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмам и мозга в доречевой период жизни. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную алалию, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

Афазия (от греч. а — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи.

Дислексия (от греч dis — приставка, означающая расстройство, и lego — читаю) — нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения. Нередко дислексия сопровождается фонетическими искажениями и неправильным пониманием простейшего текста. Тяжелая степень нарушения представляет собой алексию — отсутствие возможности чтения.

Дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв (рука — «лука», жук — «зук» и т.д), напоминающая собой «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи (в английской терминологии disfluens — нарушение плавности), обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Есть веские основания считать его наследственно обусловленным, но проявляемым какими-либо стрессовыми обстоятельствами, которые проявляют эту предрасположенность. Психогенная форма заикания встречается значительно реже, представляет собой исключительно функциональное расстройство, возникающее в ответ на какой-либо психотравмирующий фактор. Наконец, наиболее редкой большинством исследователей признается неврогенная форма заикания, причина которой — органическое поражение мозга.

Брадилалия — патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса.

Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- нарушение всех компонентов речевой системы (фонетической, фонематичсекой, лексико-грамматической). Оно включает в себя позднее развитие речи, несоответствующий возрасту словарный запас, нарушения грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
  • II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
  • III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна.” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна”.

Эти три уровня выделяла Роза Евгеньевна Левина.

  • IV уровень - Татьяна Борисовна Филичева - слабые нарушения речи (ошибки в прозношении нескольких звуков, сложных слов).

Вывод: Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире. Только заиканием страдают не менее одного процента взрослых и более двух процентов детей. Наблюдающийся в настоящее время в России демографический кризис выражается не только в сокращении рождаемости, но и в снижении индекса здоровья новорожденных, что в свою очередь приводит к повышению заболеваемости, в том числе и к расстройствам речи. Эти факторы создают проблему для современного общества - подготовка специалистов (логопедов) и работа по созданию эффективных методик коррекции речевых нарушений.  

Логопедия

семинар

(Специальная педагогика и психология)

Вопросы для обсуждения.

  1.  Логопедия как наука.
  2. Характеристика речи как психической деятельности.
  3. Общее понятие о речевых нарушениях, сведения об их распространенности у детей Понятие о недоразвитии речи и нарушениях речи.
  4. Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребенка.
  5. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Примеры.
  6.  Клинико-педагогическая классификация нарушений речи. Примеры.

Список основной литературы по дисциплине

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие - М.: Астрель, 2005.
  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – 204 с.
  3. Винарская Е.Н. Дизартрия - М.: Астрель, 2005.
  4. Воробьева В.К. Методика развития  связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., АСТ, 2007.
  5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- Спб.: Издательство «Союз», 2001.
  6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР: Учебное пособие / Под ред. Л.С Волковой. – СПб., «Детство-пресс», 2004.
  7. Логопедическое и педагогическое обследование детей раннего возраста //Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Метод.пособие. - М., 2000.
  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000.
  9. Основы логопедической работы с детьми / Под общ.ред. д.п.н., профессора Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
  10. Прищепова И.В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.,  2000.
  11. Психодиагностика и коррекция  детей с нарушениями и отклонениями развитии / Сост. и общ. редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., Питер, 2001.
  12. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.: Классикс стиль, 2003.
  13. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2003.
  14. Шохор-Троцкая  М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачев, 2002. – 182 с.