Стили воспитания в семье.
В презентации подробно раскрываются такие понятия, как структура семьи, границы, правила, семейные подсистемы и особенности их функционирования. Описываются стили воспитания в семье, и влияние того или иного стиля на формирование личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vospitaniya_v_seme.pptx | 302.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образует стереотип взаимодействия, определяет диапазон поведения, требования и правила функционирования семьи в целом. Семейная структура функционирует эффективно, когда правила действуют, а поведение предсказуемо. Структура семьи
Структура семьи имеет в своем составе три дифференцированные части ( субсистемы ): 1. родительскую 2. супружескую 3. детскую
Супружеская система возникает, когда мужчина и женщина объединяются. Основная функция –обеспечение взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба эмоциональной сферы, необходимой для роста и развития двух индивидов. Это происходит за счет выработки границ, ограждающих каждого супруга от вмешательства других членов семьи (детей, родственников) и оставляющих ему территорию для удовлетворения потребностей.
Супружеская субсистема оказывает влияние на развитие ребенка, так как ребенок видит пример того, как проявлять любовь, как преодолевать конфликты на основе равноправия. В случае, когда функция супружеской субсистемы нарушена, ребенок может оказаться в коалиции с одним родителем против другого.
Родительская субсистема возникает с рождением ребенка и связана с функцией ухода и воспитания. Состав данной субсистемы варьируется и включает, кроме родителей, бабушек, дедушек. Взаимодействуя с родительской подсистемой, ребенок формирует ощущение своей адекватности. Он начинает понимать, какие виды его поведения одобряются, а какие негативно оцениваются и блокируются. Одна из проблем в этой подсистеме- проблема управления, т. к родители имеют право принимать решение относительно жизнедеятельности семьи в целом.
Детская субсистема образуется из братьев и сестер ( сиблингов ) и в которой они существуют на равных. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия и эти стереотипы в будущем будут иметь большое значение, когда дети начнут существовать во внесемейных группах (в школе, на работе, в собственной семье).
Отношения между субсистемами регулируются границами . Выделяют следующие три типа границ: 1. чёткие; 2. ригидные; 3. диффузные.
Чёткие границы позволяют субсистемам семьи почувствовать определенную автономию, они позволяют налаживать эффективную коммуникацию между подсистемами.
Ригидные границы по сравнению с четкими границами отделяют членов семьи друг от друга и от социума в целом. Субсистемы функционируют автономно, без взаимодействия друг с другом. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, испытывают затруднения при необходимости договариваться и согласовывать умения и ресурсы с другими людьми.
Диффузные границы – границы , провоцирующие феномен психологического слияния, когда например дети принимают чувства родителей за свои собственные. В такой семье границы супружеской подсистемы растворяются в родительской подсистеме. Детям из таких семей трудно создать собственную семью, так как они лишаются возможности вырабатывать собственные границы и теряют возможность экспериментировать с отношениями.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием субъективных и объективных факторов. А именно: - темперамент родителей; - традиции, в которых воспитывались родители; - научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное влияние, т.к. каждый родитель обращает внимание лишь на то, что оправдывает его отношения с ребенком; - исторические факторы развития социально-экономических отношений в обществе.
Классификация стилей семейного воспитания (А.Е. Личко , Э.Г. Эйдимиллер ). 1. Гипопротекция (защита). Характеризуется недостатком опеки и контроля. К ребенку проявляют мало внимания. Нет интереса к его делам, присутствует неухоженность .
2. Доминирующая гиперпротекция . Проявляется в высоком обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле, запретах и ограничениях. У ребенка подавляют чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит в эмансипации, либо безынициативности, неумению за себя постоять.
3. Потворствующая гиперпротекция . Родители стремятся оградить от малейших трудностей ребенка, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его успехами и требуют такого же восхищения от окружающих. Результат воспитания: высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
4. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Считают ребенка обузой, проявляют общее недовольство ребенком. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное влияние на развитие личности ребенка и способствует появлению у него неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам, озлобленности.
5 . Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, или могут быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности. За малейшую провинность ребенка наказывают, и он растет в постоянном страхе.
1. Попустительский; 2. Состязательный; 3. Рассудительный; 4. Предупредительный; 5. Контролирующий; 6. Сочувствующий; 7. Гармоничный. Характеристика стилей семейного воспитания и его результатов.
Конформный социально-психологический тип личности Попустительский стиль воспитания
Доминирующий социально-психологический тип личности Состязательный стиль воспитания
Сензитивный социально-психологический тип личности Рассудительный стиль воспитания
Инфантильный социально-психологический тип личности Предупредительный стиль воспитания
Тревожный социально-психологический тип личности Контролирующий тип воспитания
Интровертированный социально-психологический тип личности Сочувствующий тип воспитания
Нормальный социально-психологический тип личности Гармоничный тип воспитания
Спасибо за внимание!