Статья Проблемы особенностей общения подростков в социальных сетях Интернета.

Анистратенко Екатерина Александровна

Статья рассматривает актуальность изучения  проблемы Интернет-зависимости среди подростков, классификацию Интернет-зависимости, то психологическое воздействие которое оказывает Интернет на подростковую психику. Данная статья была опубликована в материалах 8 Международной научно-практической  конференции "Новейшие научные достижения 2012" том 17, София, изд.: Бял ГРАД-БГ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические науки/6. Социальная педагогика

аспирант Анистратенко Е.А.

Приднестровский государственный институт развития образования, Молдова

Проблемы особенностей общения подростков в социальных сетях Интернета.

В современном мире с каждым годом, а то и с каждым днем,  Интернет все больше входит в нашу жизнь, он готов помочь  нам сэкономить время, узнать что-то новое, найти старых друзей , но кто знает, не усложняет ли он ее тем самым?

Особенную обеспокоенность школьных психологов, педагогов родителей вызывает степень увлеченности и  количество времени, затрачиваемое подростками на нахождение в сети Интернет, в частности, пребывание в социальных сетях (social networking service), таких как «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир» и др.

К сожалению, далеко не все педагоги владеют компьютером в силу ряда причин, таким образом, они достаточно далеки от интересов  подростков, что не может не сказаться на их авторитете в глазах последних. Можно говорить и о том, что не все родители и педагоги достаточно ясно представляют себе опасность, которую может нести Интернет-общение их детям (доступность личной информации кому угодно, возникновение зависимости от общения в социальной сети).

Интерес к теме зависимости от сети Интернет (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость, избыточное/патологическое применение Интернета) был проявлен западными учеными еще в 1994 году, когда начала проводить свои исследования К. Янг, а И. Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения Интернет-зависимости в 1995 году. В последствии все больше авторов обращались к этой проблеме (Д. Гринфилд, К. Сурратт и др.) [2]

По мере информатизации нашего общества, данной проблемой заинтересовались также и отечественные авторы: общие проблемы Интернет аддикции изучаются А.Е. Войскунским, в рамках психиатрии это явление рассматривается Лоскутовой В.А., в свою очередь А.Ю. Егоров и С.А.Игумнов относят Интернет аддикцию как «сборную группу разных поведенческих зависимостей» [4]. Как справедливо пишет Войскунский А.Е. «почти любое человеческое увлечение в своих формах позволяет говорить о развитии психологической зависимости» [2]

Особый интерес в работах К. Янг у нас вызвала разработанная автором типология Интернет-зависимости (1998г):

 1) обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм программированию или другим видам деятельности);

2) компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

3) патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам;

4) зависимость от социальных применений Интернета, т. е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

5) зависимость от «киберсекса», т. е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».[6]

Однако не будем забывать, что за это время возможности Интернета значительно возросли. Рассматривая зависимость подростков от социальных применений Интернета, мы считаем уместным, к уже указанным видам общения добавить и зависимость от общения в социальных сетях.

Внутри социального программного обеспечения можно выделить две группы программных инструментов: коммуникационные и интерактивные.

-коммуникационные инструменты применяются для записи, хранения и представления коммуникационных данных, чаще всего в текстовом виде, но все больше в аудио- и видеоформатах.

-интерактивные инструменты применяются для поддержки опосредованного данными (различных медиаформатов) взаимодействия между отдельными пользователями и их группами. Акцент делается на поддержке связности пользователей и механизмов общения между ними. Интерактивные инструменты преимущественно синхронны, позволяя взаимодействовать пользователям в режиме реального времени (как в случае интернет-телефонии, видеочатов и т. п.) либо почти синхронно (службы мгновенного обмена сообщений, текстовые чаты и т. п.).[5]

Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети включили в себя все формы Интернет-общения, существовавшие прежде.  

Как отмечает К. Янг Интернет-зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им общаться с новыми людьми, а пользователи, не имеющие зависимости от Интернета напротив – поддерживают ранее установленные знакомства и собирают информацию [6]. Принципиальным отличием общения в  социальных сетях является тот факт, что изначальный мотив, побуждающий пользователей регистрироваться в социальных сетях, это возможность общения с людьми, которых они уже знают, но по каким-либо причинам им удобно общаться с ними в виртуальной реальности. Но это не исключает возможности общения и с незнакомыми людьми (например: «друзья друзей»).

         Известно, потребность в общении является важнейшей особенностью подросткового возраста. Желание занять определенное, удовлетворяющее подростка  место среди ровесников, заслужить их уважение и одобрение во многом определяет его поведение. Общение представляется детям сверхценным именно в подростковом возрасте, поскольку в этот период такая новая форма межличностных отношений является своего рода учебной моделью будущих взрослых отношений. Взаимодействуя со сверстниками, подростки глубже познают себя, сравнивают себя с другими ребятами, получают друг от друга информацию, которую не могли получить от взрослых, вступают в эмоциональные контакты, которые в подростковой группе имеют особый специфический тип, не такой, как в семье. [3]

          Процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной среде, в сфере стихийно -  группового общения. Возможность стихийного неформального общения предоставляет Интернет. Как уже говорилось выше социальные сети вобрали в себя все формы Интернет общения, в следствии чего,  они особенно популярны.

        По результатам исследований профессора Рива Г. (Riva G.) и его коллег пользователи социальной сети Facebook испытывают положительно окрашенные эмоции при демонстрации им изображения их учетной записи. Их психофизиологические показатели значимо отличались от контрольных групп, которым демонстрировались изображения пейзажей (условие релаксации) и изображения математической задачи (условие стресса). Ученые пришли к выводу, что высокое возбуждение на психофизиологическом уровне и положительное эмоциональное состояние при просмотре своей страницы в Facebook объясняют успешность этой социальной сети. [7]

Мы считаем, что существует опасность развития зависимости от подобного рода положительных эмоциональных переживаний у подростков из неблагополучных семей.  Противоречивость семейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение подростков, в том числе и аддиктивное. Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества. В то же время понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии с конкретным ребенком. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания.

          Дефекты воспитания, считает М.И.Буянов, это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку».[1]  

        В свете всего выше сказанного, представляется актуальным исследовать уровень зависимости от общения в социальных сетях у подростков из неблагополучных семей. Кроме того, важно разработать психологический портрет подростка группы риска зависимости от общения в социальных сетях. Данная информация найдет свое прикладное применение на общешкольных родительских собраниях, в работе классных руководителей и школьных психологов.

Литература:

  1. Буянов М.И.   Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 38с.
  2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета.//Психологический журнал №1, 2004. См. также http://psyfactor.org/lib/addict.htm
  3. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.  Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 208с .
  4. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.
  5. Социальная сеть (Интернет) http://ru.wikipedia.org
  6. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость// Мир Интернет №2, 2000, с. 24-29
  7. Mauri M., Cipresso P., Balgera A., Villamira M., Riva G. Why is Facebook so successful? Psychophysiological measures describe a core flow state while using Facebook. //CyberPshology, Behavior and Social Network. 2012. V 14(12) P. 723-731