Психология для младших школьников

Из опыта работы в МАОУ гимназия №7 "Сибирская", г.Новосибирска. Исследовательская и научно-практическая работа младших школьников в области "Психология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mladshiy_shkolnik.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Психология для младших школьников? Это интересно!

Освоение ключевых компетенций в научно - практической

и исследовательской деятельности младших школьников.

Сегодняшние требования жизни - это новое образование, педагогические технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности. Есть необходимость в проявлениях творчества, навыках самостоятельной работы с информацией, формировании универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих вопросов в  профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни. Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать  помогает исследовательская  и научно-практическая деятельность.

 Исследовательская  и научно-практическая деятельность учащихся – особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющей субъективный интерес для детей.

Цель – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи научно-исследовательской деятельности:

  1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности;
  2. Развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  3. Освоение учащимися универсальных способов социальной деятельности (ключевых компетенций): информационной, коммуникативной, проблемной.

В 2012 году в гимназии №7 "Сибирская" Кировского района г. Новосибирска в научно-практическую конференцию младших школьников была включена секция "Психология". Тематика научно-практических работ по психологии была предложена самими учащимися. В таких темах как "Особенности общения четвероклассников", " Психологический комфорт в гимназии", " Влияние музыки на настроение", " Развитие способностей, факторы выбора" отражены интересы, личные предпочтения  и увлечения, прежде всего самих детей.

Основа интереса к психологии – курс по развитию творческого мышления, для  2-4 классов, которые ведет педагог-психолог, а так же тематические классные часы и внеклассные мероприятия, где раскрываются вопросы взаимоотношений, эмоций, поведения, творчества, познавательных процессов, личностного развития.

Исследовательская деятельность детей, увлеченных психологией, проходила в течение первого полугодия. Для достижения поставленных целей и задач ученики 3 и 4 классов объединились в рабочие группы. Под руководством психолога-консультанта они выбирали темы исследований. Теоретические вопросы изучались на лекционных занятиях, при работе с первоисточниками (энциклопедии, словари) и при самостоятельном поиске на образовательных сайтах.

Четвероклассники самостоятельно разрабатывали анкеты и вопросники. Наибольший интерес и бурю эмоций  вызвало у них самостоятельное проведение опросов, интервьюирование. Позже, делясь впечатлениями, они говорили, что им пришлось преодолевать собственные страхи, стеснительность и неуверенность перед аудиторией. Также ученики использовали и другие методы научного исследования в психологии  - это наблюдение и самонаблюдение.

В процессе работы ученики 3 и 4 классов овладевали такими важными навыками как выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования, обработка  полученных результатов, соотнесение полученных выводов  с первоначальной гипотезой, составление практических советов. рекомендаций.

Говоря  в целом о способности учеников начальной школы гимназии к исследовательской и научно-практической работе, можно отметить, что они

вполне могут самостоятельно выбирать тему для исследования, обсуждать проблему, предлагать способы решения, искать информацию в различных источниках, работать с энциклопедиями, словарями, делать презентации.

Помощь психолога-консультанта требовалась при анализе результатов опросов, анкетирования, наблюдений, переводе полученных данных в процентные соотношения, составлении диаграмм.

 При обсуждении результатов научно-практической конференции, учащиеся обозначили свои достижения. Они преодолели собственную стеснительность,  научились составлять вопросы, оформлять доклады, делать презентации, отвечать на вопросы жюри, аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы детей.

 Отмечая особенности научно-практической работы по психологии, в первую очередь скажу о большой заинтересованности учащихся психологическими темами. Очень ярко и наглядно видна связь тематики исследований с реальной повседневной школьной жизнью. Практическая направленность работы воплотилась и в рекомендациях разработанных юными исследователями: "Как сделать наше общение эффективным", "Предложения по улучшению психологического климата в гимназии", "Кружки, секции, факультативы, где мы можем развивать наши способности", подборка самостоятельно разработанных развивающих игр.

 Об интересе со стороны широкой аудитории к психологическим темам, стремлении продолжать свою работу, говорит тот факт, что первым вопросом детей после школьной НПК стал: " А давайте еще  какую-нибудь работу сделаем! У нас тут идея возникла…!!!"  

 Таким образом, научно-практическая и исследовательская деятельность младших школьников по психологии имеет место быть, она интересна и перспективна. А делать первые шаги  в изучении души, личности, эмоций, взаимоотношений, творчества очень увлекательно!