Взаимосвязь педагога - психолога с воспитателями, специалистами и родителями

Буркина Ольга Анатольевна

основные задачи

направления деятельности

план на учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_psikholog.docx113.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            «Детский сад комбинированного вида № 30»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ                   ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА                      С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

Педагог – психолог:  Буркина О.А.


Схема взаимодействия участников

коррекционного процесса


Схема взаимодействия педагога - психолога

и музыкального руководителя


Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя осуществляется

по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Педагог - психолог, и музыкальный руководитель

должны учитывать:

  • - Индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
  •  Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  •  Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических, психологических и музыкальных занятиях;

1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.

2. Расширить лексический запас.

3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.

4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.

5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении слов песен, потешек, считалок.

7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.

1.

Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2.

Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

3.

Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

4.

Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

5.

Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

6.

Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

7.

Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.

8.

Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

9.

Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.

10

Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

11.

Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.


План взаимодействия  педагога - психолога

с музыкальным руководителем

на учебный год.

п/п

Форма работы

Сроки

Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми ДОУ на текущий момент

Сентябрь

Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в логопедических группах.

Сентябрь

Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в ортопедических группах.

Сентябрь

Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в общеразвивающих группах.

Сентябрь

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

«День знаний»

подготовка и проведение музыкального праздника на свежем воздухе

Сентябрь

6.

Значение эмоционально развивающих упражнений в коррекционной работе с детьми с ОНР

Ноябрь

7.

Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.)

В течение года

8.

Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей.

В течение года

10.

Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения.

Апрель – май

11.

Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей и педагогов

В течение года

12.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и музыкального руководителя.

В течение года

13.

Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального  развития детей логопедических групп.

Май



Схема взаимодействия педагога - психолога

и воспитателя


Взаимодействие педагога - психолога и воспитателя ДОУ

осуществляется по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Педагог - психолог и воспитатель ДОУ

должны учитывать:

  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

- знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;

- дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;

- разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;

- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

- готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;

- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;

- принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;

- по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;

- проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;

- формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;

- осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

Функции  педагога - психолога

Функции воспитателя

Обеспечивает оптимальную адаптацию к ДОУ и контролирует эмоциональное состояние ребенка после перенесенных заболевани

Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе, особенно в реабилитационный период после болезни

Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и проводит работу по их развитию

Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ЗОЖ

Изучает индивидуально-типологические особенности нервной системы и эмоциональной сферы ребенка

При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребенка, на занятии реализует индивидуальный подход и обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности педагогического воздействия

Участвует в ПМПк для составления индивидуальной карты развития ребенка

Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка.(здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов)

Посещает и анализирует занятия с целью оказания помощи педагогам в подборе способов и методов включения индивидуальных особенностей ребенка в познавательный процесс

Составляет характеристики по особенностям деятельности и поведения детей на занятии

Консультирует педагогов и родителей по вопросам психического здоровья и развития детей

Участвует в работе ПМПк

1.

Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

2.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

3.

Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

4.

Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

5.

Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

6.

Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

7.

Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

8.

Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

9.

Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).

10

Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

11

Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

12

Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

14

Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

15

Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

План взаимодействия  педагога - психолога

с воспитателем ДОУ

на учебный год.

п/п

Форма работы

Сроки

Планирование совместной работы педагога - психолога и воспитателя  в различных группах.

Сентябрь

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

-Рекомендации воспитателям по организации двигательного режима детей на прогулках 

Октябрь

Ознакомление воспитателей с некоторыми приёмами коррекции поведения воспитанников .

Октябрь

Беседы с воспитателями о психолого-педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения.

Ноябрь

  1.  

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

В течение года

Консультация  для воспитателей ДОУ на педсовете по теме:   ««Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»

Январь

Участие в ПМПК по набору детей в логогруппу на 2013-2014 уч. г.

Март

Участие в ПМПК по набору детей в группу с нарушением ОДА на 2013-2014 уч. г.

Март

Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за  правильным поведением.

Апрель

Рекомендации воспитателям по развитию у детей эмоционально – волевой сферы.

Апрель

Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно- развивающих мероприятий во время летнего периода.

Май



Схема взаимодействия педагога - психолога

и инструктора по физической культуре


Взаимодействие педагога – психолога и инструктора по физической культуре

осуществляется по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Педагог  психолог  и инструктор по физической культуре

должны:

  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

Оздоровительные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Эмоциональная окраска непосредственно образовательной деятельности

Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

 а) общей,

 б) мелкой,

 в) лицевой и артикуляционной.


1.

Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

2.

Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3.

Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4.

Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их  саморегуляции  и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5.

Участвует в обследовании детей  с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.


План взаимодействия  педагога - психолога

с инструктором по физической культуре

на учебный год.

п/п

Форма работы

Сроки

Планирование совместной работы педагога - психолога и инструктора по физической культуре в ДОУ.

Сентябрь

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об      эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

Сентябрь

Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

В течение года

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами коррекции поведения у детей.

Октябрь

  1.  

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и инструктора по физической культуре.

В течение года

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Январь

Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья

Февраль

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Март

Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста»

Апрель

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий во время летнего периода.

Май



Схема взаимодействияпедагога - психолога

и учителя - логопеда

Взаимодействие и педагога - психолога учителя - логопеда

осуществляется по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Психопрофилактическая функция

Коррекционно – развивающая функция

Диагностическая функция

Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к логопедической работе

Разработка и внедрение интегрированной коррекционно – развивающей программы

- Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка

- Выделение факторов риска на основе полученных результатов

Задачи учителя – логопеда

Задачи педагога - психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия


1.

Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

2.

Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

3.

Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.

4.

Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

5.

Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.

6.

Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом.

7.

Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).

8.

Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

9.

Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

План взаимодействия  учителя-логопеда

с педагогом - психологом

на учебный год.

п/п

Форма работы

Сроки

Планирование совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в логопедических группах.

Сентябрь

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей логопедической группы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

Октябрь

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о формировании наглядно-действенного и образного мышления у детей с нарушениями речи.

Ноябрь

Помощь в изготовлении пособия для родителей и педагогов“Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Декабрь

Подбор речевого материала к непосредственно образовательной деятельности

Постоянно

Проведение совместных занятий для педагогов ДОУ и родителей

В течение года

Подбор методической литературы, пособий для обеспечения эффективного взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога

В течение года

Участие в ПМПК по набору детей в логопедическую группу

Март

Рекомендации педагогу – психологу по выработке у детей контроля по звукопроизношению

Май



Модель взаимодействия педагога - психолога с родителями

является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.

  • согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
  • согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
  • согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.

.

Осуществляет психологическую поддержку семьи.

Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.

Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).

Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ

Знакомит родителей:

с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

создания условий для успешной социализации детей; совместного игрового взаимодействия с ребенком;

учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.

Формирует:

психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей; потребность к овладению психологическими знаниями;

желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;

модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе; личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами); предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

        Проводит:

групповые тематические консультации для родителей и педагогов; индивидуальные консультации для родителей по запросу; встречи с родителями в родительском клубе;

информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений;

индивидуальное игровое взаимодействие с детьми «группы риска»; консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе «педагог- ребенок».


План взаимодействия  педагога  - психолога

с семьей

на учебный год.

п/п

Форма работы

Сроки

Анкетирование и опросы

Сентябрь

Май

Индивидуальные беседы, консультирование

В течение года

Участие в родительских собраниях (общесадовских, по группам)

Октябрь

Февраль

Апрель

"День открытых дверей"

Октябрь

Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки"

Октябрь

Консультация для родителей "Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье"

Ноябрь

Беседа с родителями "12 способов успокоить ребенка»

Декабрь

Консультация для родителей

"Влияние родительских установок на развитие детей»"

Декабрь

Беседа с родителями "Воспитание уверенности у детей"

"Болезненная привязанность к матери"

Январь

Консультация для родителей

"Я не жадина! Как помочь ребенку  научиться делиться. Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?"

Февраль

Беседа с родителями

"Как утихомирить разбушевавшегося ребенка".

Март

Беседа с родителями  

«Родительское программирование на неудачу"

Апрель

Консультация для родителей

"Особенности психологии дошкольников"

Май

Консультирование родителей воспитанников по запросам

В течение года


1.

Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение  педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.

2.

Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.

3.

Предоставляет отчетную документацию.

4.

Проводит индивидуальное психологическое консультирование

(по запросу).

5.

Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей.

6.

При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.


1.

Участвует в разработке основной общеобразовательной программы.

2.

Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.

3.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

4.

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении.

5.

Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК

 

6.

Оказывает поддержку в развитии ИКТ.

7.

Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

8.

Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

9.

Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.

10.

Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.