Аутичный ребенок в семье

Солнцева Ирина Владимировна

рекомендации для родителй аутичного ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon autichnyy_rebyonok_v_seme.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

АУТИЧНЫЙ РЕБЁНОК В СЕМЬЕ

Сорокина Ю.Г., Солнцева И.В.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек», г. Тамбов, tikizina@inbox.ru

Ранний детский аутизм — это своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами.

В последнее время ранний детский аутизм стал относительно распространенным явлением среди нарушений развития. Однако не всякого замкнутого или погруженного в себя ребенка следует считать аутистом.

Дети с аутизмом имеют следующие особенности поведения: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого  и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

В большинстве случаев родители не считают детей умственно отсталыми. Прекрасная память, проявляемые  в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувственность к музыке, к стихам, природным явлениям, наконец, просто  серьёзное, умное выражение лица – всё это даёт родителям надежду, что ребёнок на самом деле «всё может».

Однако, хотя такой ребёнок действительно многое может понять сам, привлечь его внимание, научить чему – нибудь бывает крайне редко. Что делать, если усилия организовать жизнь ребёнка, научить его оканчиваются тем, что только ожесточают взрослых и его самого, разрушая немногие, уже существующие, формы контакта? Далее мы постараемся осветить несколько правил  обучения и воспитания аутичных детей.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие правила, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение.

  • Режим: дети - аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;
  •  Необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.
  • Необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются;
  • Дети с РДА обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом;
  •  Не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день;
  • Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;
  • Желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;
  • Большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь "тайный" уголок-место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет ему мешать;
  • Необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;
  • Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;
  • Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;
  • Найдите хорошего врача - психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию;
  •  Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках обучения и коррекции поведения.

Опыт специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части случаев возможно успешная социализация таких детей - приобретение навыков самостоятельной жизни и овладения достаточно сложными профессиями. Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная целенаправленная работа всегда дает положительную динамику: ребёнок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей.

Литература

  1. «Практический психолог и логопед в школе и ДОУ» №3, 2012г
  2. Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. – М,1998