Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка.
В презентации рассматриваются важные, неотъемлемые условия для успешного обучения ребенка в школе, учитывающие особенности организации и функционирования его мозга на разных этапах развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_bez_stressa.pptx | 108.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существует несколько составляющих, способствующих успешному обучению и развитию ребенка без стресса. В первую очередь к ним относятся: Учет функциональной асимметрии полушарий головного мозга; Полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела; Учет половых особенностей; Воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка.
Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие - гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.
Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и равнополушарные . Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. Современное образование ориентировано прежде всего на левополушарных детей – по результатам исследований в классе они составляют всего 10% УЧАЩИХСЯ. В ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВОЗРАСТАЕТ КОЛИЧЕСТВО ПРАВОПОЛУШАРНЫХ ДЕТЕЙ (ДО 40-50%). Однако программы обучения становятся с каждым годом все более аналитичными , речевыми и алгоритмичными . В таких условиях правополушарные дети находятся в стрессовой ситуации, т.к. методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга.
Мозолистое тело (межполушарные связи - пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков-до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие и , соответственно, скоординированная работа двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа. Следовательно, одно из основных условий стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. Для этой цели разработаны специальные упражнения.
Половые различия прежде всего заключаются в темпах созревания Центральной Нервной Системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К 7 годам у девочек головной мозг имеет более высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к 8 годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту
Мальчики Девочки Медленнее созревает левое полушарие Медленнее созревает правое полушарие Лучше развита пространственно-временная ориентация До 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи Особенно избирательно активны передний мозг, его лобные ассоциативные структуры (творческое мышление, высокая поисковая активность) Высокий уровень функциональной активности задних отделов (что играет важную роль в понимании значения слов) Характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме Часто думают обо всем сразу и ни о чем одновременно Стрессоустойчивость ниже, чем у девочек Стрессоустойчивость выше, чем у мальчиков
Таким образом, традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков. В наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, правополушарным мальчикам совершенно не подходят существующие методики и программы. Они более подвержены школьной дезадаптации и стрессу.
развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. А.Г. Лурия выделил формирование трёх основных блоков мозга. Первый блок-блок регуляции тонуса, бодрствования и энергетизации мозга. Его формирование продолжается до 3-х лет. При неполноценном формировании первого блока дети быстро утомляются. В этот период развития ребенка решение любых проблем начинается со слов «Я хочу (не хочу)…»
Второй блок-блок приема, переработки и хранения информации. Его формирование продолжается до 12 лет. Решение проблем характеризуется только «Я могу (не могу)…» Если ребенок в возрасте, приближающемся к 12 годам, все еще говорит «Я хочу (не хочу)…», то это не соответствует возрастному этапу развития
Третий блок-блок программирования, регуляции и контроля. Его формирование начинается после 12 лет; сопровождается словами «Я должен (не должен)…», что обязательно предполагает аргументацию и соответствие социальным нормам.
Основные этапы развития головного мозга
На Первом этапе (от рождения до 1 года) происходит развитие нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие на данном этапе нормальное, то ребенок своевременно начинает сидеть, ползать, стоять и т.д. У него в определенное время и в определенном порядке начинают расти зубы. Известно, что рост зубов - яркая иллюстрация онтогенеза головного мозга. При нарушенном развитии стволовых структур мозга может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком, сидя, назад), что в дальнейшем скажется на успешности обучения в школе. Кроме того, стволовые структуры мозга ответственны и за соматическое здоровье человека. Девиации в их развитии могут повлечь за собой возникновение псориаза, бронхиальной астмы, эндокринных нарушений, энуреза и т.д. Основные причины нарушения в развитии стволовых структур мозга - родовые травмы (особенно шейных отделов позвоночника).
На втором этапе развития мозга происходит «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии. У девочек этот период длится до 7 лет, у мальчиков - до 8-8,5. В этом возрасте все дети как бы правополушарные, так как развитие нервных сетей идет именно в правом полушарии. Происходит формирование таких функций, как соматогнозис (чувствование и управление собственным телом), мелкая моторика, пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорное, мышечное, обонятельное. Осязательное) восприятие.
Следовательно обучение и развитие детей должно идти целостным способом через образы и схемы. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Нейропсихологи не рекомендуют обучать ребенка знакам через произвольное запоминание до пятилетнего возраста. Более того, раннее начало обучения счету, чтению, письму может явиться причиной нарушения развития нервных сетей в правом полушарии.
Третий этап развития мозга связан с « простраиванием » нервных сетей через мозолистое тело из правого полушария в левое. На данном этапе формируются такие функции, как интеграция в работе мозга и тела, переработка информации одновременно двумя полушариями. Именно на этом этапе происходит смена передних зубов-резцов с молочных на постоянные. В этом возрасте дети должны начинать обучение в школе. Причиной искажения развития нервных сетей в мозолистом теле может явиться гидроцефалия, что повлечет за собой снижение интеллектуальной активности, памяти. Внимания. У таких детей долго не устанавливается индивидуальный латеральный профиль (ведущая рука, нога, ухо, глаз).
четвертый этап развития головного мозга- основной-связан с прохождением нервных сетей через височную область левого полушария, в которой находится функциональный центр речи и слуха. Нарушения в развитии нервных сетей на данном этапе приводят к речевым и фонематическим девиациям, нарушению аудиального восприятия
пятый этап – развитие лобной области левого полушария (девочки- 12 лет, мальчики-15 лет). «Левый лоб» отвечает за такие функции, как рефлексия (самоанализ, самооценка, самопонимание ), анализ и логика, самоконтроль и саморегуляция , постановка целей и программирование деятельности, внимание и безусловная любовь. Искажение или дефицит развития нервных связей в левой лобной области приводит к несформированности перечисленных функций .
Необходимо учитывать и то, что практически вся традиционная конструкция школьной жизни сориентирована на подавление и закрепощение той фундаментальной нейрофизиологической основы, из которой берет свои корни психическая жизнь ребенка
К факторам фундаментального закрепощения можно отнести: Режим традиционно – неподвижной сидячей позы; Отчуждение органов чувств; Узкоформатные и плоскостные книжные технологии познания вместо сенсорно-стимульных и пространственных; Программно-скоростные установки к технике письма на фоне незрелости зрительно-мануального чувства координации; Скоростные установки к технике чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы; Авторитарно-подавляющее, бесполое и недифференцированное обучение.
К дополнительным факторам, усугубляющим стрессовое состояние, можно отнести такие школьные реформы как: Замена импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой; Замена ростомерной мебели на одномерную; Замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью; Замена электролампового освещения на мелькающее люминесцентное и т.д.
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие
Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость , синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20минут в день.
1. Упражнение «Уши». 2. Упражнение «Колечко». 3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» 4 . Упражнение «Лезгинка» 5. Упражнение «Лягушка» 6.Упражнение «Замок» 7.Упражнение «Ухо-нос» 8. Зеркальное рисование 9. Дыхательные упражнения. 10. Глазодвигательные упражнения.
Желаю успехов