Влияние факторов эмоционального выгорания на профессиональную деятельность педагогов

Копылова Татьяна Николаевна

В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения и воспитания, особую  актуальность приобретает изучение факторов,  препятствующих  гуманизации  отношений в диаде «воспитатель-воспитанник»  и «педагог-ученик». В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда воспитателя и учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon emotsionalnoe_vygoranie.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 45 «ЖАВОРОНОК» Влияние факторов эмоционального выгорания на профессиональную деятельность педагогов. Автор: педагог-психолог Копылова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда на лицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

Слайд 3

Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов . Объектом исследования : является синдром эмоционального выгорания у педагогов. Предмет исследования: организационные факторы в профессии педагога и личностные качества педагогов.

Слайд 4

Задачи: изучить теоретические и методические подходы . Уточнить понятие «синдром профессионального выгорания»; исследование личностных и организационных факторов, инициирующих «синдром эмоционального выгорания» у педагогов; обработка и анализ результатов исследования по данной проблеме; разработать рекомендации и содержание элементов профилактики и психологической помощи .

Слайд 5

Гипотеза: « Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога, а на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности».

Слайд 6

Методы: анализ теоретических и методических источников; диагностические методики: анкетирование, методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”; многофакторный личностный опросник FPI; метод диагностики межличностных отношений. (Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т. Лири).

Слайд 7

Новизна исследования: конкретизировано понятие «эмоциональное выгорание педагога»; выявлена и экспериментально проверена зависимость уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания от особенностей организационных и индивидуально-психологических характеристик педагогов, осуществление психодиагностики, определение этапов преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Слайд 8

Практическая значимость : апробирован комплект методик по исследованию личностных и организационных факторов, инициирующих « синдром эмоционального выгорания » ; результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности профилактической работы среди педагогов преодолению эмоционального выгорания.

Слайд 9

Слайд 11

Фазы выгорания 1 группа СЭВ сформирован 2 группа СЭВ в стадии формирования 3 группа СЭВ не сформирован Напряжения 7% 15% 78% Резистенции 43% 33% 24% Истощения 16% 29% 55%

Слайд 12

Динамика развития синдрома выгорания по фазам, у педагогов с различным стажем работы. Рис.2. Исследование зависимости эмоционального выгорания от стажа работы

Слайд 13

Уровень « эмоционального выгорания » у педагогов по методике В.В. Бойко Рис.1. Диаграмма уровня проявления СЭВ.

Слайд 14

. Тип отношений 1 группа % синдром сформировался 3 группа % синдром не сформировался Властный -лидирующий 25 25 Независимый -доминирующий 59,3 43,7 Недоверчивый -скептический 10,5 31,3 Зависимый -послушный 3,9 0 Сотрудничающий -конвенциальный 1,3 0 Результаты диагностики межличностных отношений педагогов по методике межличностных отношений. (Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т. Лири)

Слайд 15

Исследование межличностных отношений (методика Т. Лири) Рис.3. результаты исследования межличностных отношений.

Слайд 16

Исследование личности с помощью модифицированной формы "В" (FPI) у педагогов Рис.4.1 группа - СЭВ сформировался, 3 группа – СЭВ не сформировался.

Слайд 17

Название организационного фактора % Количество детей в группе, классе 72% Взаимоотношения с руководством, поддержка нейтральные 69% 31% Удовлетворенность профессией Да Нет 69% 31% Значимость профессии в обществе, значима 98% Бывает ли, что ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение? Да. 85% Уровень заработной платы - низкий 99% Организационные факторы

Слайд 18

Организация работы по преодолению синдрома «эмоционального выгорания».

Слайд 19

Слайд 20