Классификация типов родителей

Еранцева Наталья Александровна

Данное методическое пособие знакомит с типами родителей и особенностями их поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_tipov_roditeley.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация типов родителей

  Цель: познакомить сотрудников с типами родителей и особенностями их поведения.    

Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчёт в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не завзятые оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма.

Общение с такой категорией родителей — самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.

         Союзники.    Организация помощи психологу и педагогу является

их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряжённости во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Манипуляторы.  Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально используя слабости людей, чтобы побудить их делать то, что
нужно родителю-манипулятору. Если манипулятор добивается
нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который
его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает
свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, «хлопает дверями», настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы. Главное орудие против манипуляторов —  научиться нейтрализовать их нападки.

Творческие. Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своём поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Главное — не отнести их к деструктивным. Союз с ними необходим, так как эти натуры обычно несут в  себе позитивное начало.

Равнодушные Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить прочность любого нововведения, идеи, предложения и даже, если хотите, вашей позиции.

  Деструктивные. Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты.

    Методы деструктивной личности, нарушающей общую работу:

  1. Блокирование — родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто.
  2. Агрессивность — критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.

  1. Стремится к признанию — привлекает внимание, «тащит одеяло» на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
  2. Уход — проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
  3. Доминирование - настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.

6. Стремление исповедоваться использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Общение с такими родителями возможно только после того, как они успокоятся.

Еще также родителей можно разделить по педагогическому стилю.

Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребёнка беспрекословного подчинения во всем. Ребёнок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

Излишне требовательный стиль. Он выражается в стремлении ускорить развитие ребёнка. Такие родители требуют от ребёнка или подростка совершенства во всём. Ругают за малейшую оплошность в учёбе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведёт к неврозам.

Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребёнку, оправдание любых поступков. Ребёнку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребёнка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всём вплоть до взрослых лет.

Излишне пылкий стиль. Свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребёнок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

Небрежный стиль. Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребёнка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребёнок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребёнку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учёбе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

Угрожающий стиль.  Проявляется в готовности наказать ребёнка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребёнка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

Непоследовательный    стиль. Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Под настроение могут пообещать что-то сделать или купить, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребёнок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

Подкупающий стиль. В таких семьях отношения с ребёнком строятся на товарно-денежной основе. Ребёнок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

П

опробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребёнком.

Resource id #1638